Библиография
Людмила Сухова
Трудное слово «толерантность»
Выборочный список статей
ЧАСТЬ I
Вопросы толерантности
на страницах газеты «БШ»
Битянова М., Вачков И. Волшебный
кристалл : Игра на развитие толерантности для
учащихся 6-х классов // «БШ». – 2002. – № 20, 16–31
октября. – С. 11–12. – (Урок толерантности)
Битянова М., Вачков И. Встречи во
Вселенной // «БШ». – 2002. – № 20, 16–31 октября. – С.
21–22. – (Урок толерантности)
См. также в других наших газетах: ПС №
74–2002, с. 5–6; Управление школой № 39–2002, с. 7–10.
Битянова М., Вачков И. Радужный
камень : Игра на развитие толерантности для
учащихся 3–4-х классов // «БШ». – 2002. – № 18, 16–30
сентября. – С. 11–12, 21. – (Урок толерантности)
См. также в других наших газетах:
«ПС», № 64–2002. – С. 6–7.
Английский язык; Биология; География;
Информатика; История; Литература; Математика;
Русский язык; Управление школой; Физика; Школьный
психолог № 35–2002, с. 7–10; Спорт в школе № 18–2002. –
С. 11–14.
Великородная И. Вместе думать,
сомневаться, надеяться… // «БШ». – 2002. – № 19. – С.
12.
Великородная И. [Колонка на первой
полосе] // «БШ». – 2001. – № 6, 16–31 марта. – с. 1.
Воронова Л. «Ёк-марёк, он – негр!» //
«БШ». – 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 7. – (Урок
толерантности)
Воронова Л. Какие глупости! или Ты
вращаешься над бездной : К вопросу о том, зачем с
детьми надо говорить о толерантности // «БШ».
– 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 10. – (Урок
толерантности)
Воронова Л. Не окажитесь
обманутыми : Взгляд на проблему патриотизма и
радикальных молодежных организаций через очки
школьного библиотекаря // «БШ». – 2003. – № 21, 1–15
ноября. – С. 20–21. – (Без расписания. Урок
толерантности)
Воронова Л. Око за око? : О заповедях
из Ветхого Завета и о другом. // «БШ». – 2002. – № 19.
– С. 11.
Воронова Л. Третья синенькая
чашечка. Три раздетые розочки // «БШ». – 2002. – № 18,
16–30 сентября. – С. 26–27. – (Урок толерантности)
Георгиев С. Цепочка // «БШ». – 2003. –
№ 6, 16–31 марта. – С. 46. – (Без расписания. Урок
толерантности)
Громова О. [Колонка на первой
полосе] // «БШ». – 2003. – № 23, 1–15 декабря. – С. 1. –
(Здравствуйте)
«…Если мы научимся уважительно
расставлять фонд, учителя – уважительно
оценивать успехи ученика, если каждый с детства
привыкнет уважать по-настоящему тех, для кого
что-то делает… Может быть, тогда и будет в
головах порядок и культура?..
Громова О. [Колонка на первой полосе]
// «БШ». – 2001. – № 19, 1–15 октября. – С. 1.
Громова О. Он – один на всех // «БШ».
– 2002. – № 4, 16–28 февраля. – С. 22. – (Классному
руководителю. Урок толерантности)
Громова О. Пирог моей страны : Что
стоит за словами «воспитание культуры
межнациональных отношений» // «БШ». – 2001. – № 17,
1–15 сентября. – С. 24. – (Размышления)
Громова О. Трудное слово
«толерантность»: Оно обозначает еще более
трудное понятие – терпимость // «БШ». – 2001. – № 3,
1–15 февраля. – С. 2. – (Проблема)
Знаменская Ю. Мои чеченские
девочки // «БШ». – 2003. – № 21, 1–15 ноября. – С. 19. –
(Без расписания. Урок толерантности)
Иваницкая Е. Школа в развалинах//
«БШ». – 2001. – № 17, 1–15 сентября. – С. 18–19. –
(Классный час)
Кириллова И. Помочь во тьме увидеть
свет : Это может Санкт-Петербургская
государственная библиотека для слепых // «БШ». –
2003. – № 9. – С. 13–14, 51. – (Коллеги по жизни.
Картотека опыта)
Кириллова И. У кошки четыре ноги :
Пушистые книжки с картинками для слепых // «БШ». –
2003. – № 6. – С. 58–59; № 7. – С. 8–11. – (Коллеги по
жизни. Проблема)
Колоскова Н., Рудишина Т. Пусть
шарики летят! : Серия книг «Мы вместе» // «БШ». –
2003. – № 22, 16–30 ноября. – С. 25–27; № 23, 1–15 декабря.
– С. 25–27. – (Издательский дом. Час тихого чтения)
Коновалова О., Давыдова Н. Если
войны продолжаются – значит, это кому-нибудь
нужно?.. Выборочный список статей // «БШ». – 2001. –
№ 17, 1–15 сентября. – С. 20. – (Библиография)
Коновалова О., Давыдова Н. Какую
страницу мы хотим открыть? [В т.ч. выборочный
список литературы]. // «БШ». – 2002. – № 19. – С. 13.
Миркина З. Белый заяц // «БШ». – 2002.
– № 3, 1–15 февраля. – С. 8–9. – (Урок толерантности)
Открывшаяся страница. // «БШ». – 2002.
– № 19. – С. 14 (А. Сент-Экзюпери, Л. Толстой, Питирим
Сорокин, М. Монтень).
Павлова В. Зарубки на душе :
Сельская учительница в новом веке. Мир без
перемен // «БШ». – 2003. – № 10, 15–31 мая. – С. 21. – (Без
расписания. Размышления)
Подсказки к уроку [из книги :
Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.:
Нар. образование. 1999].
// «БШ». – 2002. – № 19. – С. 12.
Реброва Е. Особенным детям –
особенные книги // «БШ». – 2003. – № 10. – С. 10–11. –
(Коллеги по жизни. Картотека опыта)
Реброва Е. Толерантность как норма
жизни : http://www.unesco.ru // «БШ». – 2003. – № 23, 1–15
декабря. – С. 9–14. – (Библиотечное дело. Загляните
на сайт)
Рудишина Т. За числами – судьбы и
книги : Обзор памятных дат на 2002/2003 учебный год к
планированию работы школьных библиотек. // «БШ».
– 2002. – № 8, 16–30 апреля. – С. 6–10, 15. –
(Библиотечное дело)
2001–2010 годы. Международное
десятилетие культуры мира и ненасилия в
интересах детей планеты. В обзоре литературных и
памятных дат 2001–2002 уч. года («БШ» № 9. – 2001. –
С. 12) шла речь о междисциплинарном проекте «Культура
мира», концепция которого разработана ЮНЕСКО и
поддержана Генеральной Ассамблеей ООН. У кого
есть возможность, загляните на сайт: www.tolerance. Там
вы познакомитесь с материалами
научно-публицистического вестника «Век
толерантности».
Сидорова В. Сказка про Курочку Рябу //
«БШ». – 2001. – № 21, 1–15 ноября. – С. 24. – (Разговоры
после уроков)
Степанькова О. Теплокровные люди и
звери // «БШ». – 2003. – № 16, 16–31 августа. – С. 22–24,
41–43. – (Книжка в газете)
Тумашкова Н. А ты умеешь прыгать
через лужи?.. [О книге А. Маршалла «Я умею прыгать
через лужи] // «БШ». – 2003. – № 24, 16–31 декабря. – С.
25–26. – (Издательский дом. Час тихого чтения)
Урок толерантности : Материалы для
вас // «БШ». – 2001. – № 19, 1–15 сентября. – С. 11–14.
Урок толерантности [Объявлены
победители и лауреаты конкурса «Урок
толерантности» в номинации «Библиотека в школе»]
// «БШ». – 2002. – № 7, 1–15 апреля. – С. 3. – (Конкурс)
Ушанова Т. А ты простил бы Карла? :
Толерантность: проблема или мышление нового
века? // «БШ». – 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 6–7. –
(Урок толерантности)
Формирование толерантности как
общественная потребность. [Статья редакции «ПС»
о мигрантах в нашей истории]; Урок
толерантности : материалы к конкурсу // «БШ». – 2001.
– № 18, 16–30 сентября. – С. 11–14.
Цветаева М. Детям // «БШ». – 2002. – №
24, 16–31 декабря. – С. 5. – (Истории к празднику)
Шеваров Д. Все – дети, и врагов нет :
Новосибирская учительница десять лет провела в
поездках по горячим точкам, скрепляя милосердием
взорванное пространство бывшего Союза // «БШ». –
2001. – № 8, 16–30 апреля. – С. 24. – (Книга подана)
Школа толерантности :
Всероссийский конкурс семейного плаката // «БШ».
– 2001. – № 9, 1–15 мая. – С. 7. – (Конкурс)
Спецвыпуск
Трагедия в Москве на Дубровке
произошла, когда готовился № 21 газеты. Звонки в
редакцию, письма, присланные по электронной
почте, то есть отклики читателей на случившееся,
легли в основу номера. Он весь, по сути, о
толерантности.
Балашов М. 28 октября 2002 // «БШ». – 2002.
– № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)
Вагина Н. Дело всех правительств //
«БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)
Громова О. [Колонка на первой
полосе. Размышления о трагедии в Москве 28 октября
2002] // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 1.
[Если бы я уже был учителем, что я
сказал бы ученикам после трагедии в Москве?
Вместе с учениками педагогического класса
работу писал и их учитель истории] // «БШ». – 2002. –
№ 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)
Иванова Е. Бесы // «БШ». – 2001. – № 22,
1–15 ноября. – С. 1.
Кириллова И. Люди и нелюди // «БШ». –
2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)
Клименко Н. Это было всегда // «БШ».
– 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. – (Голоса)
Коптяева Е. А что можем сделать мы?
// «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)
Копылова Г. А нужно просто учить… //
«БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. – (Голоса)
Космина М. Может, дети нас
остановят? // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2–3.
– (Голоса)
Лукьяненко С. Мой папа –
антибиотик // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С.
9–10, 23–24. – (Книжка в газете)
Малинина Е. Говорить и обязательно
слушать // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 26–27.
– (Голоса)
Пантюхова Т. Порождаем равнодушие
или вражду // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. –
(Голоса)
Прокопенко Л. Какая-то своя правда?
// «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)
Рудишина Т. Политкорректность
по-русски // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. –
(Голоса)
Рязанцева М. Четыре вопроса «не про
нас» // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. –
(Голоса)
Толерантность – опросный лист //
«БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 5.
Федосова Л. Представьте себе, что
объявили войну, а никто не пришел // «БШ». – 2002. –
№ 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)
Чурикова Е. Сделанное зло
вернулось… // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3.
– (Голоса)
ЧАСТЬ 2
Вопросы толерантности на страницах других газет
издательского дома «Первое сентября»
Артиева Т. Беженцы в России //
«Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 4–6. – (Урок
толерантности)
Аршина Е. Подвижные игры народов
разных национальностей // «Спорт в школе». – 2002. –
№ 11. – С. 15. – (Урок толерантности)
Баряева О. Дорога к миру // «Спорт в
школе». – 2002. – № 9. – С. 14. – (Урок толерантности)
Бедух К. «Особенности национальной
кухни» // «Биология». – 2002. – № 45. – С. 2. – (Я иду на
урок)
Урок-игра по теме «Пищеварение» 8-й
(9-й) класс.
Березина Н. Мой первый урок
толерантности // «История». – 2002. – № 20. – С. 12–13.
– (Урок толерантности)
Из опыта работы.
Бондарева Г. Формирование
толерантной личности школьника // «История». –
2002. – № 20. – С. 13–14. – (Урок толерантности)
Всероссийский открытый конкурс
проектов «Мы – Сограждане» // ПС. – 2002. – № 26. – С.
6. – (Конкурс)
Всероссийский открытый конкурс
проектов «Школа толерантности» // ПС. – 2002. – № 26.
– С. 6. – (Конкурс)
Галиуллин Д. Путешествие за
«Волшебным сердцем» // Спорт в школе. – 2002. – № 7.
– 2002. – С. 7. – (Урок толерантности)
Урок-игра, посвященный празднику
«День святого Валентина» для младших и средних
классов.
Гатагова Л. Уроки толерантности или
вражды? // «История». 2003. – № 33. – С. 29–31; № 34. – С.
24–26. – (Диспут)
Как в сегодняшней школе рассказывают
о внешних и внутренних конфликтах.
Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем
терпимость // «Школьный психолог». – 2002. – № 15. –
С. 6. – (Психолог у доски)
Занятия, присланные на конкурс «Урок
толерантности» : Толерантность к проявлению
чувств другими людьми» : Занятие для 8-х классов;
«Как пережить обиду» : Занятие для 6-х классов.
Долгова Н. Золотые ключики к сердцам
// «Начальная школа». – 2002. – № 34. – С. 2.
Классный час на тему дружбы, любви,
доброты, вежливости и уважения друг к другу.
Евграфова Т. Я не такой, как ты, и все
мы разные // «Школьный психолог». – 2002. – № 36. – С.
6–7. – (Метод в теории и практике)
Тренинг для учащихся 5-х классов.
Ельцова К. Менталитет народов в кино
// «География». – 2003. – № 22. – С. 7–8, 25–27. – (Образ
территории)
Кино – одна из форм выражения
национального самосознания, часть национальной
культуры, художественный фильм обладает не
меньшей ценностью, чем народные сказания, песни,
эпос, и также является выразителем и
продолжателем национальных традиций.
Забродин А. Терпимость – веление
времени // Спорт в школе. – 2002. – № 7. – С. 6. – (Урок
толерантности)
Проведение урока толерантности на
физкультуре «Ритмо-атлетизм с элементами
спортивных и народных игр», входящего в
вариативную часть авторской программы
«Искусство быть здоровым»
Каленкова О. Дети беженцев учатся
русскому языку // «Русский язык». – 2002. – № 14. – С.
2. – (Урок толерантности)
О целях и принципах создания на базе
московской школы № 729 специальных нулевых
языковых классов для преодоления языкового
барьера на пути к обучению детей-беженцев в
русской школе.
Коршунова Е. Два урока толерантности
// «Математика». – 2003. – № 8. – С. 16–22.
Игровые уроки для 8–10-х классов.
Кузовая Т., Калякина Е. Белки //
«Химия». – 2003. – № 3. – С. 14–15. – (Конкурс «Урок
толерантности»)
Интегрированный урок.
Мальцев А. Духовное и физическое
совершенствование учащихся как основа
воспитания толерантности // «Спорт в школе». – 2002.
– № 10. – С. 2–3. – (Урок толерантности)
Предлагаемый проект предполагает
объединение усилий педколлектива школы,
учащихся, родителей, внешкольных детских
учреждений, комитета по делам молодежи с целью
знакомства учащихся с историей, культурой
народов России и мира.
Мельникова Л. Как это было //
«Физика». – 2002. – № 40. – С. 1–2. – (Урок
толерантности)
Урок-конференция для 8-х классов,
посвященный тепловым двигателям.
Мельникова С. Толерантность в мире
растений, или Симбиоз по-новому // «Биология». –
2002. – № 47. – С. 1, 12. (Ботаника)
В мире растений существует масса
примеров «терпимого» отношения друг к другу.
Мерзликин А. Национальный вопрос
после теракта 23 октября в Москве // «История». –
2003. – № 16. – С. 8–9. – (Глазами старшеклассников)
Национальный вопрос в России –
больше, чем вопрос – это и многовековая проблема,
и важный элемент нашей культуры, неизбежно
полиэтнической.
Никишова Н. Урок толерантости //
«Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 1–2. – (Урок
толерантности)
Новичков В. Мигранты в школе //
«История». – 2002. – № 15. – С. 9. – (Урок
толерантности)
Автор делится собственным опытом
иммиграции и работы с детьми из семей
переселенцев и предлагает разработанную им
анкету для учеников 5–11-х классов, которая
помогает школьникам лучше понять и принять новых
детей в свои коллективы.
Павленко Е. Стремись творить добро //
«Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 6–10. – (Урок
толерантности)
Павлючкова О. Мы – команда одного
корабля // «Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 2–4.
– (Урок толерантности)
Прокофьев Ю. Человеческие расы, их
происхождение и единство // «Биология». – 2002. – №
21. – С. 2.
Урок в рамках конкурса «Урок
толерантности» (10-й класс), направленный на
выработку у учащихся правильного подхода к
оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма.
Савчина Н. Игры со всего мира.
Спортивный час общения в 8-м классе // Спорт в
школе. – 2002. – № 7. – С. 8.
Игра-тест, нацеленная на развитие
чувства толерантности через знакомство и
освоение игр детей мира.
Семин В. и др. Толерантность в
химии и жизни // «Химия». – 2003. – № 2. – С. 14–15.
– (Конкурс «Урок толерантности»)
Разработка внеклассного мероприятия
для учеников 11-го класса и студентов 1-го курса
химического факультета.
Сергеев В. Переменка // «Начальная
школа». – 2002. – № 21. – С. 15–16. – (Урок
толерантности)
Головоломки и игры различных
народов.
Сердюк Ю. Менталитет персов //
«География». – 2003. – № 24. – С. 3–6. – (Люди)
Иран – многонациональное
государство, в котором религия выполняет большое
количество функций, и главная из них –
объединение людей.
Стебенева Н. Ни свой, ни чужой :
Программа социально-психологического тренинга
для подростков из семей беженцев и переселенцев
по повышению уровня толерантности к фрустрации //
«Школьный психолог». – 2003. – № 6. – С. 5–12. –
(Метод в теории на практике)
Тихоненкова О. Игры Северного
Кавказа // «Спорт в школе». – 2002. – № 9. – С. 15–16. –
(Урок толерантности)
Чернышева Д. Грузия и Россия :
давний диалог // «История». – 2003. – № 7. – С. 11. –
(Факты и мнения)
Вся многовековая история
русско-грузинских отношений дает не только
надежду, но и уверенность в том, что сомнительные
игры политиков и военных не возьмут верх над
здравым смыслом и взаимными симпатиями двух
братских народов. Традиции же дружбы русских и
грузин неисчерпаемы.
Чихичин В.В. Формирование
положительного географического образа
Северного Кавказа // «География». – 2003 – № 48. – С.
3-6.
Реальные устойчивые достоинства,
перевешивающие наносную негативную информацию.
Эко У. Миграции, терпимость и
нестерпимое // «Искусство». – 2002. – № 23. – С. 6–8.
Статьи из сборника «Пять эссе на темы этики».
|