Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Библиография

Людмила Сухова

Трудное слово «толерантность»

Выборочный список статей

ЧАСТЬ I
Вопросы толерантности
на страницах газеты «БШ»

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл : Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов // «БШ». – 2002. – № 20, 16–31 октября. – С. 11–12. – (Урок толерантности)

Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной // «БШ». – 2002. – № 20, 16–31 октября. – С. 21–22. – (Урок толерантности)

См. также в других наших газетах: ПС № 74–2002, с. 5–6; Управление школой № 39–2002, с. 7–10.

Битянова М., Вачков И. Радужный камень : Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов // «БШ». – 2002. – № 18, 16–30 сентября. – С. 11–12, 21. – (Урок толерантности)

См. также в других наших газетах: «ПС», № 64–2002. – С. 6–7.

Английский язык; Биология; География; Информатика; История; Литература; Математика; Русский язык; Управление школой; Физика; Школьный психолог № 35–2002, с. 7–10; Спорт в школе № 18–2002. – С. 11–14.

Великородная И. Вместе думать, сомневаться, надеяться… // «БШ». – 2002. – № 19. – С. 12.

Великородная И. [Колонка на первой полосе] // «БШ». – 2001. – № 6, 16–31 марта. – с. 1.

Воронова Л. «Ёк-марёк, он – негр!» // «БШ». – 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 7. – (Урок толерантности)

Воронова Л. Какие глупости! или Ты вращаешься над бездной : К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности // «БШ». – 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 10. – (Урок толерантности)

Воронова Л. Не окажитесь обманутыми : Взгляд на проблему патриотизма и радикальных молодежных организаций через очки школьного библиотекаря // «БШ». – 2003. – № 21, 1–15 ноября. – С. 20–21. – (Без расписания. Урок толерантности)

Воронова Л. Око за око? : О заповедях из Ветхого Завета и о другом. // «БШ». – 2002. – № 19. – С. 11.

Воронова Л. Третья синенькая чашечка. Три раздетые розочки // «БШ». – 2002. – № 18, 16–30 сентября. – С. 26–27. – (Урок толерантности)

Георгиев С. Цепочка // «БШ». – 2003. – № 6, 16–31 марта. – С. 46. – (Без расписания. Урок толерантности)

Громова О. [Колонка на первой полосе] // «БШ». – 2003. – № 23, 1–15 декабря. – С. 1. – (Здравствуйте)

«…Если мы научимся уважительно расставлять фонд, учителя – уважительно оценивать успехи ученика, если каждый с детства привыкнет уважать по-настоящему тех, для кого что-то делает… Может быть, тогда и будет в головах порядок и культура?..

Громова О. [Колонка на первой полосе] // «БШ». – 2001. – № 19, 1–15 октября. – С. 1.

Громова О. Он – один на всех // «БШ». – 2002. – № 4, 16–28 февраля. – С. 22. – (Классному руководителю. Урок толерантности)

Громова О. Пирог моей страны : Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // «БШ». – 2001. – № 17, 1–15 сентября. – С. 24. – (Размышления)

Громова О. Трудное слово «толерантность»: Оно обозначает еще более трудное понятие – терпимость // «БШ». – 2001. – № 3, 1–15 февраля. – С. 2. – (Проблема)

Знаменская Ю. Мои чеченские девочки // «БШ». – 2003. – № 21, 1–15 ноября. – С. 19. – (Без расписания. Урок толерантности)

Иваницкая Е. Школа в развалинах// «БШ». – 2001. – № 17, 1–15 сентября. – С. 18–19. – (Классный час)

Кириллова И. Помочь во тьме увидеть свет : Это может Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых // «БШ». – 2003. – № 9. – С. 13–14, 51. – (Коллеги по жизни. Картотека опыта)

Кириллова И. У кошки четыре ноги : Пушистые книжки с картинками для слепых // «БШ». – 2003. – № 6. – С. 58–59; № 7. – С. 8–11. – (Коллеги по жизни. Проблема)

Колоскова Н., Рудишина Т. Пусть шарики летят! : Серия книг «Мы вместе» // «БШ». – 2003. – № 22, 16–30 ноября. – С. 25–27; № 23, 1–15 декабря. – С. 25–27. – (Издательский дом. Час тихого чтения)

Коновалова О., Давыдова Н. Если войны продолжаются – значит, это кому-нибудь нужно?.. Выборочный список статей // «БШ». – 2001. – № 17, 1–15 сентября. – С. 20. – (Библиография)

Коновалова О., Давыдова Н. Какую страницу мы хотим открыть? [В т.ч. выборочный список литературы]. // «БШ». – 2002. – № 19. – С. 13.

Миркина З. Белый заяц // «БШ». – 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 8–9. – (Урок толерантности)

Открывшаяся страница. // «БШ». – 2002. – № 19. – С. 14 (А. Сент-Экзюпери, Л. Толстой, Питирим Сорокин, М. Монтень).

Павлова В. Зарубки на душе : Сельская учительница в новом веке. Мир без перемен // «БШ». – 2003. – № 10, 15–31 мая. – С. 21. – (Без расписания. Размышления)

Подсказки к уроку [из книги : Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.: Нар. образование. 1999].
// «БШ». – 2002. – № 19. – С. 12.

Реброва Е. Особенным детям – особенные книги // «БШ». – 2003. – № 10. – С. 10–11. – (Коллеги по жизни. Картотека опыта)

Реброва Е. Толерантность как норма жизни : http://www.unesco.ru // «БШ». – 2003. – № 23, 1–15 декабря. – С. 9–14. – (Библиотечное дело. Загляните на сайт)

Рудишина Т. За числами – судьбы и книги : Обзор памятных дат на 2002/2003 учебный год к планированию работы школьных библиотек. // «БШ». – 2002. – № 8, 16–30 апреля. – С. 6–10, 15. – (Библиотечное дело)

2001–2010 годы. Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В обзоре литературных и памятных дат 2001–2002 уч. года («БШ» № 9. – 2001. –
С. 12) шла речь о междисциплинарном проекте «Культура мира», концепция которого разработана ЮНЕСКО и поддержана Генеральной Ассамблеей ООН. У кого есть возможность, загляните на сайт: www.tolerance. Там вы познакомитесь с материалами научно-публицистического вестника «Век толерантности».

Сидорова В. Сказка про Курочку Рябу // «БШ». – 2001. – № 21, 1–15 ноября. – С. 24. – (Разговоры после уроков)

Степанькова О. Теплокровные люди и звери // «БШ». – 2003. – № 16, 16–31 августа. – С. 22–24, 41–43. – (Книжка в газете)

Тумашкова Н. А ты умеешь прыгать через лужи?.. [О книге А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи] // «БШ». – 2003. – № 24, 16–31 декабря. – С. 25–26. – (Издательский дом. Час тихого чтения)

Урок толерантности : Материалы для вас // «БШ». – 2001. – № 19, 1–15 сентября. – С. 11–14.

Урок толерантности [Объявлены победители и лауреаты конкурса «Урок толерантности» в номинации «Библиотека в школе»] // «БШ». – 2002. – № 7, 1–15 апреля. – С. 3. – (Конкурс)

Ушанова Т. А ты простил бы Карла? : Толерантность: проблема или мышление нового века? // «БШ». – 2002. – № 3, 1–15 февраля. – С. 6–7. – (Урок толерантности)

Формирование толерантности как общественная потребность. [Статья редакции «ПС» о мигрантах в нашей истории]; Урок толерантности : материалы к конкурсу // «БШ». – 2001. – № 18, 16–30 сентября. – С. 11–14.

Цветаева М. Детям // «БШ». – 2002. – № 24, 16–31 декабря. – С. 5. – (Истории к празднику)

Шеваров Д. Все – дети, и врагов нет : Новосибирская учительница десять лет провела в поездках по горячим точкам, скрепляя милосердием взорванное пространство бывшего Союза // «БШ». – 2001. – № 8, 16–30 апреля. – С. 24. – (Книга подана)

Школа толерантности : Всероссийский конкурс семейного плаката // «БШ». – 2001. – № 9, 1–15 мая. – С. 7. – (Конкурс)

Спецвыпуск

Трагедия в Москве на Дубровке произошла, когда готовился № 21 газеты. Звонки в редакцию, письма, присланные по электронной почте, то есть отклики читателей на случившееся, легли в основу номера. Он весь, по сути, о толерантности.

Балашов М. 28 октября 2002 // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)

Вагина Н. Дело всех правительств // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)

Громова О. [Колонка на первой полосе. Размышления о трагедии в Москве 28 октября 2002] // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 1.

[Если бы я уже был учителем, что я сказал бы ученикам после трагедии в Москве? Вместе с учениками педагогического класса работу писал и их учитель истории] // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)

Иванова Е. Бесы // «БШ». – 2001. – № 22, 1–15 ноября. – С. 1.

Кириллова И. Люди и нелюди // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)

Клименко Н. Это было всегда // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. – (Голоса)

Коптяева Е. А что можем сделать мы? // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)

Копылова Г. А нужно просто учить… // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. – (Голоса)

Космина М. Может, дети нас остановят? // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2–3. – (Голоса)

Лукьяненко С. Мой папа – антибиотик // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 9–10, 23–24. – (Книжка в газете)

Малинина Е. Говорить и обязательно слушать // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 26–27. – (Голоса)

Пантюхова Т. Порождаем равнодушие или вражду // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)

Прокопенко Л. Какая-то своя правда? // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 2. – (Голоса)

Рудишина Т. Политкорректность по-русски // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. – (Голоса)

Рязанцева М. Четыре вопроса «не про нас» // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)

Толерантность – опросный лист // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 5.

Федосова Л. Представьте себе, что объявили войну, а никто не пришел // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 4. – (Голоса)

Чурикова Е. Сделанное зло вернулось… // «БШ». – 2002. – № 21, 1–15 ноября. – С. 3. – (Голоса)

ЧАСТЬ  2
Вопросы толерантности на страницах других газет издательского дома «Первое сентября»

Артиева Т. Беженцы в России // «Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 4–6. – (Урок толерантности)

Аршина Е. Подвижные игры народов разных национальностей // «Спорт в школе». – 2002. – № 11. – С. 15. – (Урок толерантности)

Баряева О. Дорога к миру // «Спорт в школе». – 2002. – № 9. – С. 14. – (Урок толерантности)

Бедух К. «Особенности национальной кухни» // «Биология». – 2002. – № 45. – С. 2. – (Я иду на урок)

Урок-игра по теме «Пищеварение» 8-й (9-й) класс.

Березина Н. Мой первый урок толерантности // «История». – 2002. – № 20. – С. 12–13. – (Урок толерантности)

Из опыта работы.

Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // «История». – 2002. – № 20. – С. 13–14. – (Урок толерантности)

Всероссийский открытый конкурс проектов «Мы – Сограждане» // ПС. – 2002. – № 26. – С. 6. – (Конкурс)

Всероссийский открытый конкурс проектов «Школа толерантности» // ПС. – 2002. – № 26. – С. 6. – (Конкурс)

Галиуллин Д. Путешествие за «Волшебным сердцем» // Спорт в школе. – 2002. – № 7. – 2002. – С. 7. – (Урок толерантности)

Урок-игра, посвященный празднику «День святого Валентина» для младших и средних классов.

Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // «История». 2003. – № 33. – С. 29–31; № 34. – С. 24–26. – (Диспут)

Как в сегодняшней школе рассказывают о внешних и внутренних конфликтах.

Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость // «Школьный психолог». – 2002. – № 15. – С. 6. – (Психолог у доски)

Занятия, присланные на конкурс «Урок толерантности» : Толерантность к проявлению чувств другими людьми» : Занятие для 8-х классов; «Как пережить обиду» : Занятие для 6-х классов.

Долгова Н. Золотые ключики к сердцам // «Начальная школа». – 2002. – № 34. – С. 2.

Классный час на тему дружбы, любви, доброты, вежливости и уважения друг к другу.

Евграфова Т. Я не такой, как ты, и все мы разные // «Школьный психолог». – 2002. – № 36. – С. 6–7. – (Метод в теории и практике)

Тренинг для учащихся 5-х классов.

Ельцова К. Менталитет народов в кино // «География». – 2003. – № 22. – С. 7–8, 25–27. – (Образ территории)

Кино – одна из форм выражения национального самосознания, часть национальной культуры, художественный фильм обладает не меньшей ценностью, чем народные сказания, песни, эпос, и также является выразителем и продолжателем национальных традиций.

Забродин А. Терпимость – веление времени // Спорт в школе. – 2002. – № 7. – С. 6. – (Урок толерантности)

Проведение урока толерантности на физкультуре «Ритмо-атлетизм с элементами спортивных и народных игр», входящего в вариативную часть авторской программы «Искусство быть здоровым»

Каленкова О. Дети беженцев учатся русскому языку // «Русский язык». – 2002. – № 14. – С. 2. – (Урок толерантности)

О целях и принципах создания на базе московской школы № 729 специальных нулевых языковых классов для преодоления языкового барьера на пути к обучению детей-беженцев в русской школе.

Коршунова Е. Два урока толерантности // «Математика». – 2003. – № 8. – С. 16–22.

Игровые уроки для 8–10-х классов.

Кузовая Т., Калякина Е. Белки // «Химия». – 2003. – № 3. – С. 14–15. – (Конкурс «Урок толерантности»)

Интегрированный урок.

Мальцев А. Духовное и физическое совершенствование учащихся как основа воспитания толерантности // «Спорт в школе». – 2002. – № 10. – С. 2–3. – (Урок толерантности)

Предлагаемый проект предполагает объединение усилий педколлектива школы, учащихся, родителей, внешкольных детских учреждений, комитета по делам молодежи с целью знакомства учащихся с историей, культурой народов России и мира.

Мельникова Л. Как это было // «Физика». – 2002. – № 40. – С. 1–2. – (Урок толерантности)

Урок-конференция для 8-х классов, посвященный тепловым двигателям.

Мельникова С. Толерантность в мире растений, или Симбиоз по-новому // «Биология». – 2002. – № 47. – С. 1, 12. (Ботаника)

В мире растений существует масса примеров «терпимого» отношения друг к другу.

Мерзликин А. Национальный вопрос после теракта 23 октября в Москве // «История». – 2003. – № 16. – С. 8–9. – (Глазами старшеклассников)

Национальный вопрос в России – больше, чем вопрос – это и многовековая проблема, и важный элемент нашей культуры, неизбежно полиэтнической.

Никишова Н. Урок толерантости // «Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 1–2. – (Урок толерантности)

Новичков В. Мигранты в школе // «История». – 2002. – № 15. – С. 9. – (Урок толерантности)

Автор делится собственным опытом иммиграции и работы с детьми из семей переселенцев и предлагает разработанную им анкету для учеников 5–11-х классов, которая помогает школьникам лучше понять и принять новых детей в свои коллективы.

Павленко Е. Стремись творить добро // «Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 6–10. – (Урок толерантности)

Павлючкова О. Мы – команда одного корабля // «Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 2–4. – (Урок толерантности)

Прокофьев Ю. Человеческие расы, их происхождение и единство // «Биология». – 2002. – № 21. – С. 2.

Урок в рамках конкурса «Урок толерантности» (10-й класс), направленный на выработку у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма.

Савчина Н. Игры со всего мира. Спортивный час общения в 8-м классе // Спорт в школе. – 2002. – № 7. – С. 8.

Игра-тест, нацеленная на развитие чувства толерантности через знакомство и освоение игр детей мира.

Семин В. и др. Толерантность в химии и жизни // «Химия». – 2003. – № 2. – С. 14–15. – (Конкурс «Урок толерантности»)

Разработка внеклассного мероприятия для учеников 11-го класса и студентов 1-го курса химического факультета.

Сергеев В. Переменка // «Начальная школа». – 2002. – № 21. – С. 15–16. – (Урок толерантности)

Головоломки и игры различных народов.

Сердюк Ю. Менталитет персов // «География». – 2003. – № 24. – С. 3–6. – (Люди)

Иран – многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них – объединение людей.

Стебенева Н. Ни свой, ни чужой : Программа социально-психологического тренинга для подростков из семей беженцев и переселенцев по повышению уровня толерантности к фрустрации // «Школьный психолог». – 2003. – № 6. – С. 5–12. – (Метод в теории на практике)

Тихоненкова О. Игры Северного Кавказа // «Спорт в школе». – 2002. – № 9. – С. 15–16. – (Урок толерантности)

Чернышева Д. Грузия и Россия : давний диалог // «История». – 2003. – № 7. – С. 11. – (Факты и мнения)

Вся многовековая история русско-грузинских отношений дает не только надежду, но и уверенность в том, что сомнительные игры политиков и военных не возьмут верх над здравым смыслом и взаимными симпатиями двух братских народов. Традиции же дружбы русских и грузин неисчерпаемы.

Чихичин В.В. Формирование положительного географического образа Северного Кавказа // «География». – 2003 – № 48. – С. 3-6.

Реальные устойчивые достоинства, перевешивающие наносную негативную информацию.

Эко У. Миграции, терпимость и нестерпимое // «Искусство». – 2002. – № 23. – С. 6–8.

Статьи из сборника «Пять эссе на темы этики».