Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004

Издательский дом

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 04 (40) · Вкладка в «БШ» № 04 (112) · 16–29 февраля 2004 года

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Журавлева C. По статье «за инициативу». № 5–2004, с. 1.

Сегодня директор школы, который хочет дать своим ученикам что-то сверх положенного минимума, зачастую вынужден нарушать закон.

Дашковская О. Прощай ЕТС? № 6–2004, с. 1.

Отраслевая система оплаты труда появится в 2005 году.

Иштрикова Н. Классический дебют. № 7–2004, с. 1.

Похоже, первым образовательным законопроектом для новой Думы станет закон о стандарте.

Булаев Н., Иштрикова Н. «Работать в оппозиции министерству и правительству – это сущий бред». № 7–2004, с. 1.

Председатель Комитета по образованию и науке Думы Николай Булаев собирается решать задачи, находящиеся за гранью возможного.

Краюхин В. Суд все-таки будет. № 7–2004, с. 1.

19 января прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа завершила следствие по факту гибели Александра Бочанова, погибшего 5 сентября 2003 года на военных сборах.

Краюхин В. ЕГЭ прокрался в Москву. № 8–2004, с. 1.

Столичные школьники будут сдавать единый экзамен по желанию. Принимать результаты ЕГЭ станут лишь 30 московских вузов.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Витковский А. Большой заочный план. № 5–2004, с. 1–2.

Кажется, в новом году у нас намечается еще один глобальный образовательный проект: профилизация сельских школ.

Лобок А. В лабиринтах профилизации. № 5–2004, с. 2.

Почему познавательный интерес, выходящий за рамки традиционных школьных предметов, оказывается интересом второго сорта?

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА

Кириллова С. «Результаты ЕГЭ могут зависеть от учебника». № 6–2004, с. 1–2.

Результаты областного мониторинга учебников по различным предметам, которые можно сдавать в форме ЕГЭ.

Кириллова С. Гастроном – это что-то связанное со звездами. № 6–2004, с. 2.

Многие азбуки и буквари, по которым учатся в начальной школе, наполнены архаичными словами, непонятными детям.

ПЕРЕПИСКА С ДЕПАРТАМЕНТОМ

Министерством образования было допущено... № 8–2004, с. 2.

Ответ на письмо Департамента экспертизы учебных изданий.

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ

Кожурина Л. Тест на страх. № 6–2004, с. 3.

Как в учителях воспитывают комплекс вины.

Орлова Т. Чтобы проверяющим было легче работать. № 6–2004, с. 3.

Диалоги в стенах школы во время аттестации.

Печатникова Л. Попробуй ослушаться... и твоя работа превратится в битву. № 6–2004.

Ради возможности заниматься своей профессией (любимой, между прочим) педагоги послушно кивают головой, со всем соглашаются, а потом закрывают за собой дверь класса и, к счастью для детей, забывают обо всех инструкциях.

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Иваницкая Е., Хоменко И. Знать надо, употреблять не обязательно. № 6–2004, с. 7.

Учитель, не понимающий языка учеников, – нонсенс. Но учитель, говорящий на языке подростков, тоже нонсенс.

Каменский С. Слово в защиту речи. № 6–2004, с. 7.

Почему для НВП место в школьном расписании находится всегда, а вот для изучения родного языка – нет?

Юсупова Д. Сдал норматив – полюбил Родину? № 6–2004, с. 7.

В школах обычно бывают юные пожарные, автоинспекторы или военные. Их немного – десятка полтора-два. Школе и не нужно больше: кружок, общегородской конкурс – и можно смело ставить галочку в графе военно-патриотического воспитания молодежи.

«ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Лобок А. Главная формула школьной математики. № 8–2004, с. 4.

Мы ищем не способ передать знания, а способ сделать их интересными для детей.

ДРУГОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рыбина Л., Михеева Д. Обучение и учение. № 7–2004, с. 2.

Школа сегодня занимается обучением, а чтобы человек чего-то достиг, ему необходимо освоить навыки самостоятельного учения.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Рощина Я., Другов М. По любви или по расчету? № 8–2004, с. 5.

У старшеклассников, выбирающих профессию, свои представления о ее престижности и востребованности на рынке труда. Но на их реальный выбор влияет и многое другое.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Иваницкая Е. Что делает человека инвалидом? № 8–2004, с. 7.

С медицинской точки зрения – неспособность обходиться без инвалидной коляски, а с социальной – отсутствие пандусов.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Витковский А. Ребенок не хочет читать. № 5–2004, с. 8.

Рекомендации для родителей детей, не любящих книжки.

Тандит С. Такой трудный возраст – от трех до двадцати. № 5–2004, с. 8.

Особенно для тех, у кого растет девочка.

Хоменко И. Синдром всезнайки. № 7–2004, с. 4.

Как проверить свою адекватность?

Тандит С. Воспитание с помощью... хвоста. № 7–2004, с. 4.

Родители часто не подозревают, чего лишается их ребенок, отлученный от возможности иметь четвероногого друга.

ОБИТАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО

Цветов В. Красота в форме вопроса. № 8–2004, с. 6.

Дизайн глазами и руками детей.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Учебники. № 71. № 5–2004, с. 2–6.

Школа для учителя. № 34. № 7–2004, с. 1–4.

Составитель: Анастасия Пушкова

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Восьмой день Весны. «Начальная школа», № 5–2004, с. 16–29.

Подборка сценариев и идеи организаторам праздника 8 Марта.

Громова О. Каждое зернышко таит чудеса: Рассказ о том, как из ошибки на уроке вырос читательский клуб в библиотеке, и о серьезных проблемах, которые в нем обсуждаются. «Библиотека в школе», № 3–2004, с. 50–57.

Переписка нашего постоянного автора, «читателя с опытом» Ю.Н. Фроловой с Юлей, Колей и Аней из Клуба вдумчивых читателей о книгах и жизни.

Дайн Г. Рождественские козули. «Искусство», № 1–2004, с. 2–3.

Технология изготовления пряников – традиционного рождественского лакомства в Архангельской области.

Дорошенко М. Как стать героем? «История», № 4–2004, с. 12–13.

Что такое патриотизм? Какими должны быть патриотические идеи в современной России? Размышляет автор статьи над страницами книги «Герои ратных дел Отчизны».

Каменский А. «Царство разума» и «еврейский вопрос»: Как Екатерина II вводила черту оседлости в Российской империи. «История», № 3–2004, с. 8–14; № 4–2004, с. 22–27.

Антисемитизм – неистребимое позорное явление, с которым приходится сталкиваться в жизни нашей страны. Обратимся к отечественной истории.

Лазаревич К. А я музыку не понимаю. «Искусство», № 1–2004, с. 5.

Попытайтесь овладеть искусством слушать и получать удовольствие от классической музыки. Советы не музыковеда.

Рябченко Е. Игра на уроке – помощница. «История», № 3–2004, с. 26–30.

Методика игр «Путешествие на машине времени по древности», «Аналитик», «Летописец», «Ты – полководец», «Найди ошибку», «Библиотекарь».

Фролова Ю. Не все коту масленица: Сценарий праздника. «Спорт в школе», № 3–2004, с. 42–43.

Из опыта проведения праздника в селе Карачино Тобольского района Тюменской области.

Шеваров Д. Книга о любимых книгах. «Библиотека в школе», № 3–2004, с.13–15.

Воспоминания о любимых книгах детства, сыгравших свою роль в судьбах жителей Челябинской области.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Вачков И. Найди необычное в обычном. «Школьный психолог», № 4–2004, с. 30–31.

Как развивать воображение ребенка. Практические советы родителям.

Мирская Н. «Секретные» темы (о личной гигиене подростков). «Здоровье детей», № 3–2004, с. 34–37.

Отвечайте на вопросы ваших детей и воспитывайте у них любовь к познанию [Фрагмент эссе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»] «Библиотека в школе», № 2–2004, с. 54–57.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Степанов С. Коллективный разум идет на штурм. «Школьный психолог», № 4–2004, с. 8–9.

Мозговой штурм как метод, его особенности.

ПРОБЛЕМА

Вачков И. Здоровый школьник и ребенок-инвалид. «Здоровье детей», № 2–2004, с. 34–37.

Как сделать, чтобы больные дети и здоровые не конфликтовали, нормально общались?

Каменский С. СПИД передается через... СМИ? «Первое сентября», № 4–2004, с. 7.

Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании буксует, сталкиваясь с нелегкой проблемой мировоззренческого характера. В какой мере информированность о существующей трагической реальности является для подростков вредной и усиливает опасность отклоняющегося поведения?

Либерман А., Репина О. Классная тусовка с конструктивными идеями «Первое сентября», № 7–2004, с. 3.

Что такое межшкольное клубное пространство, и как оно организовано в городе Набережные Челны.

Матвеева М. От уроков болит голова. «Здоровье детей», № 3–2004, с. 40–42.

Чаще всего болит голова у учеников самых трудных классов: первоклассников, пятиклассников и выпускников. Тревожные симптомы. С чего начать. Как научиться расслабляться.

Составитель: Татьяна Рудишина

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

КУРС МОЛОДОГО ДИРЕКТОРА

Плахова Л. Курс молодого директора. № 3–2004, с. 21–30; № 4–2004, с. 23–30.

Важное и во многом незаменимое пособие, являющееся подробной инструкцией по технике безопасности директора школы.

Часть I. Объекты управления образовательным учреждением, или Беспокойное хозяйство.

Продолжение. Начало см. № 2–2004.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Главный защитник. № 3–2004, с. 19–20.

Счастливы те дети, тот директор и та школа, где дети любят директора.

ЭКОНОМИКА ШКОЛЫ

Растимешин Д. Безвозмездная помощь школе. № 4–2004, с. 12–15.

Правильно оформляйте все документы, связанные с внебюджетным финансированием образовательного учреждения.

ОФИС

Рогачёва Н. Тайны делопроизводства. № 3–2004, с. 4–7.

Систематизация знаний по тем аспектам управленческой деятельности, которые связаны с грамотным ведением документации.

КОЛЛЕКТИВ

Самойлова Е. Учитель – это стильно. № 4–2004, с. 19–21.

Должен ли педагог быть артистом?

КАДРЫ

Внукова С. Не проходите мимо школы! № 3–2004, с. 10–11.

Интервью с главой департамента образования и науки администрации Самарской области Ефимом Коганом о привлечении в школу молодых педагогов.

ОПЫТ

Алейникова И. «Здоровое» управление. № 3–2004, с. 12–14.

Как решаются вопросы здоровья школьников в экспериментальных школах Юго-Западного округа столицы.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Степанов С. Психолог – действующее лицо или декорация? № 3–2004, с. 17–18.

Психолог в школе – не столько наладчик, сколько своего рода «смазка», обеспечивающая бесперебойное функционирование школьного механизма.

Степанов С. Шутки уместны. № 4–2004, с. 22.

Юмор играет огромную роль в поддержании устойчивого настроения в коллективе. Возможно, некоторые примеры, приведенные в статье, помогут избежать серьёзных конфликтов в вашем учительском коллективе.

ДОКУМЕНТЫ

Письмо министра образования Филиппова В.М. № 3–2004, с. 10.

О модернизации образовательных учреждений, оформлении лицензий на право осуществления образовательной деятельности и приложений к ним.

Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2004 год». № 9–1655 от 25.12.03. Приложение 37. № 4–2004, с. 6–11.

Методика расчета субвенций бюджетам муниципальных образований края, направляемых на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях края в соответствии с подпунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ ОТ 10 июля 1992 года № 3266–1 «Об образовании».

Составитель: Анастасия Пушкова. Издательский дом. Выпуск 04 (40), «БШ» № 04 (112) – 2004

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ярославцева Е. и др. Спасибо, Азбука! № 3–2004, с. 16–23.

Сценарии праздников: «Прощание с азбукой»; «Путешествие в Буквоград»; «Игра-путешествие по волшебной стране слов»; «Посвящение в читатели».

Саломатина Л. У природы нет плохой погоды. № 4–2004, с. 21–30.

Интегрированный факультативный курс по развитию речи «Комплексный анализ текста» – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.

Занятие 19 по теме «А.С.Пушкин. “Метель” (отрывок). Понятие о местоимении. Цепная связь в тексте (лексическое средство – местоимение)».

Занятие 20 по теме «Л.Н.Толстой “Русак”. Правописание местоимений с предлогами. Синонимы – лексическое средство связи в тексте с цепной связью».

Занятие 22 по теме «С.Т.Аксаков. “Буран” (отрывок). Глагол. Общее понятие (повторение). Изменение глаголов по временам. Параллельное построение описательного текста».

Продолжение. Начало см. № 31, 34, 40,45–2003.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Корниенко Т.Н. Устаревшие слова. № 3–2004, с. 2–7.

Занятия в 3–4-ом классах по этой теме дают возможность учителю воспитывать уважение к национальной культуре, расширять знания младших школьников об истории и традициях русского народа.

Дементьева С. Зима глазами поэта. № 4–2004, с. 2–3.

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Стихотворение С.Есенина «Пороша» позволяет детям побывать в роли художника: создать картину по своим представлениям, но сделать это не красками, а словами.

Соловейчик М. Советы учителю от автора учебника «К тайнам нашего языка». № 4–2004, с. 4–7.

Учебник «К тайнам нашего языка» – сравнительно новый. Он проходит свою первую «обкатку», поэтому понятно, что у работающих по нему возникает много вопросов, а беседы с учителями рождают свежие мысли, подсказывают новые методические решения. Некоторые из них и представлены в этой статье.

Степанова О. Театральная афиша. № 4–2004, с. 8–9.

Урок изобразительного искусства в 3-м классе по книге А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Чудинова Е. и др. Изучаем процессы и затмения. № 4–2004, с. 10–15.

Урок по курсу «Окружающий мир» в 1-м классе по теме «Процесс. Циклические процессы».

Урок по курсу «Естествознание» в 4-м классе по теме «Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения».

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ляшенко Е. Сколько воды в каждом сосуде? № 3–2004, с. 10–12.

Урок математики во 2-м классе по теме «Единица измерения вместимости – литр».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 3–2004, с. 8–9.

Проблема левшества остается одной из наиболее серьезных в педагогике. Сама группа леворуких детей настолько неоднородна, что невозможно, к сожалению, составить методические рекомендации по обучению этой категории учащихся. Как же можно помочь этим детям при изучении математики?

Действие умножение.

Продолжение. Начало см. в № 21, 22, 24, 29, 32, 34, 38, 39, 41, 46–2003; № 2–2004.

Савенков А. Одаренный ребенок в массовой школе. № 4–2004, с. 16–20.

Прежде чем перейти к разговору о конкретных методиках, давайте уделим внимание тем особым качествам, которые существенно отличают одаренных детей от их «обычных» сверстников.

Общее и частное в развитии. Особенности развития, проявляющиеся в познавательной сфере.

Продолжение. Начало см. № 29, 30, 48–2003.

ПРАЗДНИКИ

Бондаренко Е. Служу России! № 3–2004, с. 13–15.

Праздничный конкурс, посвященный Дню защитников Отечества.

Составитель: Анастасия Пушкова.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. След печали. № 3-2004, с. 14–17.

Из цикла статей «Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии». Психологический анализ сказки.

Савенков А. Барьер прошлого опыта. № 4–2004, с. 10–12.

На пути к творчеству существует множество внешних и внутренних барьеров. Поэтому многие психологи убеждены, что как только человек избавится от барьеров, связанных со страхами, с неуверенностью в себе, так заключенный в нем творец освободится. И человек начнет творить.

ГИЛЬДИЯ

Решетникова О. Шаг в нужном направлении. № 3–2004, с. 25.

Репортаж о совещании по созданию Координационного совета службы практической психологии Минобразования РФ, которое состоялось 17 декабря 2003 года в Москве.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Просветление взора. № 3–2004, с. 4–5.

Человеку в ряде случаев бывает необходимо поговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза.

Степанов С. Коллективный разум идет на штурм. № 4–2004. с. 8–9.

Принцип мозгового штурма состоит в том, чтобы собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь неожиданными и даже вздорными они ни казались.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Калиниа Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. № 3–2004, с. 22–24.

Два открытых занятия: «Открытка для Деда Мороза» (занятие по аппликации в младшей группе детского сада), «Почему греет шуба?» (занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детского сада).

Продолжение. Начало см. № 1–2004.

Битянова М. Бесполезное баловство? № 4–2004, с. 24–27.

Создание нового – неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Дубровина И. Основание для развития. № 3-2004, с. 6–9.

О преподавании психологии в средней общеобразовательной школе.

НАШИ ДЕТИ

Шевнина О. Поговорим о застенчивости. № 3–2004, с. 10–12.

Психологическое занятие с подростками.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Чибисова М. Цель и стратегия. № 3–2004, с. 18–19.

Психологическая диагностика в работе психолога образования.

Шадура А. Креативное консультирование. № 4–2004, с. 18–19.

Как создаются коррекционные программы.

ИГРОТЕКА

Кононенко Г. Ключи в мой внутренний дом. № 3–2004, с. 30–31.

Это упражнение является частью курса «Мой внутренний мир», предназначенного для подростков в возрасте 13–17 лет. Оно дает участникам прекрасную возможность осознать свой внутренний мир, открыть в нем неизведанное, осознать и проработать некоторые свои страхи, опасения, увидеть новые качества собственной личности.

Вачков И. Найди необычное в обычном. № 4–2004, с. 30-31.

Упражнения, которые помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.

ДОКУМЕНТЫ

Положение о Координационном совете службы практической психологии Министерства образования Российской Федерации. № 3–2004, с. 26–27.

Проект.

Составитель: Анастасия Пушкова.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

РАБОЧИЙ СТОЛ

Муравьева Т. Исторические сюжеты для рисования. № 1–2004, с. 11–14.

Основание Киева. Вещий Олег. Летописец Нестор. Основание Москвы. Александр Невский. Дмитрий Донской. Иван Федоров.

Аромштам М. Флаг, герб и гимн российского государства. № 1–2004, с. 21.

Цикл занятий для детей от пяти лет.

Занятие четвертое. Андреевский флаг.

Продолжение. Начало см. № 23–2003.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Александровская М. Это трудное слово – общение. Пси-хология для педагога. № 1–2004, с. 2–3.

Беседа с Е.Мухаматулиной и О.Сафуановой, кандидатами психологических наук, редакторами одного из самых популярных издательств психологической литературы – издательства «Генезис» о том, что такое «психологизация педагогического процесса».

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Что могут «короли»? № 2–2004, с. 2–5.

Два сюжета о попечительском совете.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Аромштам М. Как мы организовали «папины» уроки. № 2–2004, с. 6, 19.

Странички из педагогического дневника.

Пестерева А. Дайаана, солнышко и деревянная старушка. № 2–2004, с. 20.

Дневник воспитателя.

МАСТЕРСКАЯ

Оставь окно открытым! № 2–2004, с. 24.

Как образы из стихотворения проявляются в форме пластилинового барельефа.

ИГРОТЕКА

Волик О. Логопедические бусы. № 1–2004, с. 22–23.

Дидактическая игра для использования, как логопедами, так и педагогами на индивидуальных занятиях.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Баранова Е., Федорова А. Пир на весь мир. № 2–2004, с. 11-14.

Театрализованное представление для детей до пяти лет.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Береженко Л.В. Какого цвета снег? № 2–2004, с. 7–8, 17–18.

Урок рисования в стихотворной форме.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Кравцова Е. Вода и камень, или Экскурсия в «зону ближайшего развития». № 1–2004, с. 4.

Необходимое качество для каждого педагога – умение ставить вопросы так, чтобы они оказывались в зоне ближайшего развития ребенка. Этому умению обязательно надо учить будущего педагога. Общению, сотрудничеству и диалогу, а не методикам.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Агрессивные дети. № 1–2004, с. 5–10, 17-20.

Из книги «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми».

ИНФОРМАЦИЯ

Московский колледж социологии. Отчет о результатах социологического исследования, посвященного изучению мнения населения России о введении дня дошкольного работника. № 2–2004, с. 9–10, 15–16.

Составитель: Анастасия Пушкова

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

LANGUAGE SKILLS

Listening. № 3–2004, p. 5–8.

Разноуровневые задания для аудирования с подборкой упражнений.

Lost (elementary).

Bill (intermediate).

A Past Master of Pottery (advanced).

Speaking. № 4–2004, p. 5–8.

Разноуровневые задания для развития устной речи.

At the swimming pool (elementary).

Trouble with the twins (intermediate).

An early evening at the Brown’s (advanced).

CLASSROOM ACTIVITIES

День доброты. Одно доброе дело каждый день. №4–2004, p. 13–15.

Snow Activities. №4–2004, p. 17–18.

FOCUS ON LANGUAGE

English Usage in the UK and the USA. № 3–2004, p. 9–10.

Список американско британских соответствий.

TEACHERS FORUM

Fedotova N. Как же я не люблю эти пересказы. № 4–2004, p. 3–4.

Статья-рассуждение о преимуществах творческих методов работы с текстом перед стандартным пересказом.

PREPARING FOR EXAMS

Материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.

Boyarskaya Y. Every City has its Own History and Image. № 3–2004, p. 21–26.

Travelling. № 4–2004, p. 21–26.

TESTS

Boyarskaya Y. Five-Minute Tests. № 3–2004, p. 9–10.

Тесты для систематического контроля грамматического материала по словообразованию и временным формам глагола (intermediate).

FOR YOUNG READERS

Puzzles. № 3–2004, p. 11; № 4–2004, p. 11.

Игровые упражнения для активизации лексики по теме «Времена года: зима».

Tongue-Twisters. № 3–2004, p. 12; № 4–2004, p. 12.

Подобранные скороговорки организованы по алфавиту. № 3: A–D; № 4: E–I.

HOME READING

Agatha Christie. Tape-Measure Murder. №3–2004, p. 13–20.

Рассказ Агаты Кристи из цикла о Мисс Марпл. Адаптация для уровня advanced, подборка упражнений и вопросы для обсуждения.

Blaine G. Goodman. Where the bear went over the mountain. №4–2004, p. 28–29.

DISCOVERING THE PAST

«I Have a Dream». №3–2004, p. 28–29.

Речь Мартина Лютера Кинга младшего к столетию манифеста Авраама Линкольна об освобождении рабов. Вашингтон, 28 августа 1963 г.

AROUND RUSSIA

Kozina A. The Languages of Russia. №3–2004, p. 27, 32.

Некоторые факты о языках России, об их происхождении, типологии и языковой политике в нашей стране.

NATURE AND ECOLOGY

The Science of ICE. № 4–2004, p. 19–20.

Интересные факты: о физических свойствах льда; о влиянии ледникового периода на экологию планеты; что делать в холодное время года – шуточные советы.

AMERICAN STUDIES

America A to Z. № 4–2004, p. 27.

YOUTH ENGLISH SECTION

A Winter Morning. № 3–2004, p. 30.

Why do People Lie. № 3–2004, p. 30.

There is Sense in this Holiday. № 3–2004, p. 30.

Comparing Education. № 4–2004, p. 30.

Translation Winner. № 4–2004, p. 30.

The Role of the Mass Media. My Favourite TV Programs and Personalities. № 4–2004, p. 31.

HUMOUR

Jokes. № 4–2004, p. 9–10.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 3–2004, p. 3–4.

Современная жизнь в Великобритании по материалам Лондонского информационного агентства.

Составитель: Алена Громушкина.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

Я ИДУ НА УРОК

Зайцева Н.А. Сложноподчиненные предложения с некоторыми видами придаточных... № 3–2004, с. 21–23.

Урок практикум в 9-ом классе с использованием индивидуальной, парной и групповой работы.

Корчагина Л. Частицы. № 4–2004, с. 2–5.

Урок-исследование в 7-ом классе, с целью ознакомления учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста, повторения правописания частицы не с различными частями речи.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Муравенко Е.В. Словообразование. № 3–2004, с. 5–9.

Компакт-тема № 4.

Продолжение. Начало см. № 39, 43, 47–2003.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Ладыженская Н.В. Будь своему слову господин. О речевой ответственности. № 3–2004, с. 24–26.

Разработка урока для 10-го класса по теме «Обещание как жанр речи».

Слуцкий В.И. Искусство сравнивать. № 4–2004, с. 6–10.

Материал для 5–7-х классов.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Полян А. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «По равнине вод лазурной…». № 3–2004, с. 27–29.

Работа ученицы школы № 57, г. Москвы.

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ XLII

Панов М.В. Зачем школе нужна теория фонем? № 3–2004, с. 11–20.

Московская фонологическая теория.

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ XLIII

Парубченко Л.Б. А.М.Пешковский – современной школе. № 4–2004, с. 14.

С полным основанием можно утверждать, что ни одна из рекомендаций ученого-методиста А.М.Пешковского не потеряла своей актуальности для современной школы.

Пешковский А.М. Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных. № 4–2004, с. 15–21.

Кто понимает, что в технике речи, как и во всякой технике, все дело как раз в преодолении природы языка, в трудовом и планомерном использовании ее сил и средств, тот должен избрать иные, тернистые пути. И только эти пути будут путями методиста и педагога, а не праздного зрителя.

ОЛИМПИАДЫ

Шапиро Н.А. Ломоносовский турнир. № 3–2004, с. 30–31; № 4–2004, с. 20–32.

Задания конкурса по литературе, состоявшегося 30 сентября 2003 года, адресованы школьникам всех классов.

Продолжение. Начало см. № 2–2004.

ТЕСТ, ТЕСТ, ТЕСТ

Белкина Е.М. и др. Тесты. № 4–2004, с. 22–28.

Отрывок из сборника «Современный русский язык. Тесты». Это учебное пособие под ред. Г.Н.Ивановой-Лукьяновой предназначено для студентов гуманитарных вузов и абитуриентов. Большой комплекс интересных тестовых упражнений поможет ученикам старших классов углубленно изучить темы, слабо представленные в школьном курсе.

ЗНАТОКИ СЛОВА

Мартемьянов Ю.С. О двух типах понимания. № 4–2004, с. 11–12.

Из работы «Заметки о строении ситуации и форме ее описания».

Леонтьева Н.Н. «Ломит он удубасук...». № 4–2004, с. 12–13.

Памяти Ю.С.Мартемьянова.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тамарченко Н.Д. В поисках смысла художественного текста. № 3–2004, с. 2–4.

Учитель не только должен быть хорошо подготовленным филологом; он сам должен занять позицию ученика по отношению к автору-творцу.

Составитель: Анастасия Пушкова.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в январе

Я ИДУ НА УРОК

Ерёмина О. Александр Блок. «На поле Куликовом»: опыт осмысления. № 3–2004, с. 12–14, 19–21.

Разработки трех уроков, посвященных циклу «На поле Куликовом».

Урок 1. А.А.Блок как выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

Урок 2. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Основные образы цикла, их связь с образами «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище».

Урок 3. Композиция цикла, развитие образов. Символический смысл исторической темы.

Тихонова Г. Анна Ахматова «Реквием». № 4–2004, с. 4–5.

Урок в 11-м классе.

Артамонова Е. Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». № 4–2004, с. 27.

Урок в 10-м классе по первой части первого тома.

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Петрова О. Урок-игра по сказкам В.Гауфа «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Карлик-нос». № 4–2004, с. 28–29.