Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Курс молодого бойца

Любовь Ананьева

«Подвиг» открытого мероприятия

Ваше мероприятие официально объявлено «открытым». Как его готовить и проводить?
Перед вами одна из формул успеха и средство «обезвреживания» проверяющих.

Любовь Николаевна Ананьева –
заведующая библиотекой
средней школы
пос. Калашниково, Лихославльский р-н,
Тверская обл.

Ох уж эти наши бесконечные проблемы и заботы! Не выходят из головы они ни днем, ни ночью. Помните, как точно подметила Людмила Воронова: «Библиотекарь – понятие круглосуточное»? К школьному библиотекарю, я думаю, это относится в первую очередь! Вот и обсуждаем мы свои профессиональные вопросы на наших заседаниях методического объединения библиотекарей района или на семинарах. И не только на них, но и при каждой случайной встрече, вечерами перезваниваемся друг с другом. После рабочего дня звоню домой коллеге из районного центра и сразу, с чувством вины в голосе, предупреждаю: «Только на одну минуточку...» Какая там минуточка! Помноженная на шестьдесят, превращается эта «минуточка» в час, а порой и больше...

На этот раз разговор с коллегой был на самом деле коротким. Услыхав на другом конце провода очень простуженный и сильно-сильно усталый голос, обещание относительно «минуточки» пришлось действительно сдержать. Но ее хватило, чтобы узнать главную новость, поздравить Веру Аркадьевну с успехом, посочувствовать ей и пожелать скорейшего выздоровления. Оказывается, она в тот день проводила с ребятами мероприятие по экологии, а гостями на нем были директора школ двух районов, нашего и соседнего. Мероприятие, как всегда, прошло отлично, хотя пришлось немало поволноваться. Бессонная ночь накануне ответственного события, трудный день, неважное самочувствие. Вот вам и стресс...

Кому из нас, библиотекарей, не знакомо это чувство волнения и беспокойства перед открытым мероприятием и на нем самом? Ведь все мы такие разные по характеру, темпераменту, отношению к любой нештатной ситуации, с разным опытом работы. И я знаю, что некоторым из нас подобные «подвиги» даются ценой невероятных усилий и больших нервных затрат. Но в нашем деле от необходимости показать свой класс никуда не деться. Кто-то проходит аттестацию, кто-то делится своим опытом массовой работы с коллегами на очередном заседании методобъединения, кто-то, «взяв огонь на себя», отстаивает честь родной школы, а к кому-то просто «заглянул» на мероприятие завуч, а то и сам директор... Хотя, по сути, именно школьных библиотекарей можно смело назвать «стреляными воробьями» или «тертыми калачами» (как кому больше нравится) по части «открытости» их мероприятий. Согласитесь, очень редко, наверное, каждый из нас бывает со своей аудиторией «тет-а-тет». Почти каждая наша встреча с ребятами – «день открытых дверей». Посмотрите: в начальных классах наш судья – учитель (правда, все чаще приходится видеть учителя на последней парте, тихонечко, никому не мешая, проверяющего тетради...), на классном часе – классный руководитель, на каком-либо уроке – учитель-предметник. А на любом массовом мероприятии – целая компания наблюдателей! А еще – родительские собрания, когда ты один на один и с родителями, и с учителями...

Ну а уж если мероприятие официально объявлено «открытым», это, конечно, всегда очень ответственно и требует немалых сил бедного библиотекаря. И, как правило, дополнительных хлопот и забот при нашем-то хроническом цейтноте. Хорошо, если это обычное, плановое заседание МО и просто настала ваша очередь показать свою работу таким же, как вы, простым смертным. Где все свои, включая «мать родную» – методиста РОО, и каждый когда-то побывал в вашей «шкурке» и еще побудет. И пришел к вам на мероприятие не для того, чтобы проконтролировать, а чтобы научиться у вас чему-то новому. Стоит ли сильно волноваться?

Если вы не можете изменить обстоятельства, постарайтесь изменить свое отношение к ним – помните этот мудрый совет.

В последние годы мне удавалось изменить не само, конечно, обстоятельство – необходимость проведения открытого мероприятия, но и не только отношение к нему, а еще и саму ситуацию, вызванную им. Причем не только и не столько в свою пользу, сколько в пользу аудитории, как детской, так и взрослой.

Фото Евгения КрыловаВо-первых, я перестала очень сильно волноваться накануне ответственных мероприятий, требующих мобилизации всех профессиональных знаний, навыков и умений. Чувство ответственности остается, конечно, прежнее и никогда не покидает желание «не ударить в грязь лицом», поэтому подготовка к мероприятию, на котором ожидаются гости, всегда тщательная до самых мелочей. Но вот чувство страха, напряжения прошло – ведь к нам на мероприятие приходят обыкновенные люди, тоже, как и мы, работающие в школе, только забот и проблем у них еще больше, чем у нас с вами. Чего их бояться-то, даже если они и большие начальники? Пожалеть их надо – пусть отдохнут душой на вашем мероприятии! Когда еще им так повезет?

Во-вторых, беспокойство не просто прошло, его заменило совсем другое, резко противоположное состояние – жуткий интерес и веселый азарт. Азарт игрока – как лучше сыграть и что из этого получится (ведь во всем есть доля риска) – поверьте, дает столько сил и так вдохновляет! Все это очень помогает превратить стрессовую ситуацию для библиотекаря и детей, «дающих» открытое мероприятие, в ситуацию общего успеха и творческого содружества: дети, библиотекарь, их гости. И главное здесь – в атмосфере доверительности, дружбы и праздника, когда все равны, всем хорошо друг с другом, каждый может открыть (вот она, наверное, в идеале, суть открытого мероприятия!) в себе и проявить столько творческих способностей! И когда расстаются дети и взрослые, прежде незнакомые друг с другом, после такой встречи друзьями! Вы, наверное, уже догадываетесь, о чем идет речь?

А какое это уникальное средство «обезвреживания» проверяющего! Через какие-то 5–10 минут он, если даже и не захочет, вынужден будет оторваться от «кондуита», раскрытого на вашей странице, и напрочь забудет про жиденькие плюсы и жирные минусы, приготовленные для вас и решающие вашу судьбу. (Утрирую.)

Совет бывалых начинающим: постарайтесь взрослых, пришедших на вашу встречу с ребятами, сделать тоже участниками мероприятия! И тогда из пассивных зрителей, которых психологически вы воспринимаете как потенциальных критиков, они станут вашими... помощниками. Тем более что пришли к вам на мероприятие ваши единомышленники и союзники – ведь все мы служим одному общему делу. И даже если, при анализе или обсуждении увиденного и услышанного ими, будут какие-то замечания, они прозвучат как предложения и не обидят вас, т.е. критика будет конструктивной. И будет выглядеть это как обмен опытом, поэтому и из этой ситуации тоже можно выйти достойно, и все только сработает на вас.

Теперь вам надо определить долю и степень участия гостей в вашем мероприятии: может быть, это будет только один какой-то момент, но он должен быть как можно эффектней, а может быть, с самого начала и до конца ваши увлеченные гости будут доставлять удовольствие, участвуя в вашем мероприятии, и детям, и вам. И главное – себе. Вот самый важный, определяющий конечный итог мероприятия – его успех, момент! И «изюминка» вашей игры. Вы не должны просто предлагать вашим гостям быть участниками мероприятия, тем более не надо просить их об этом. Постарайтесь обыграть ситуацию так, как будто ваши гости «жаждут» стать вашими общими партнерами (вот умрут, если не разрешите!) или невольно, но все же становятся ими. Все зависит здесь и от формы мероприятия, и от каждой конкретной ситуации... Но в любом случае мероприятие при таком подходе должно пройти интересно, быстро и «безопасно» для вас. Ради чего и затеян весь этот разговор!

Фото Веры ЗубаренковойСамое интересное, что открыла я этот секрет совершенно случайно и неожиданно. А соавтором уникального «ноу-хау» стал очень знаменитый человек, только он, правда, об этом не знает. Им оказался... Сергей Владимирович Михалков, наш любимый поэт и писатель! История потрясающая! Произошла она уже довольно-таки давно. Но она оказалась поворотной в моем отношении к открытым мероприятиям. Сейчас, с удовольствием вспоминая один праздник во всех подробностях, понимаю вся логику и закономерность случившегося на нем…

Когда-то наша школа была опорной сельской школой факультета повышения квалификации директоров и завучей школ северо-западных областей России при Тверском университете. К частым гостям в нашей школе давно привыкли все – и взрослые, и дети. И вот очередной приезд в школу желающих повысить свой профессиональный уровень завучей совпал с юбилеем Сергея Владимировича Михалкова, к которому мы увлеченно готовились. Отправили любимому поэту поздравление, посвятив юбиляру несколько незатейливых, но совершенно искренних четверостиший, и пригласили его к нам на праздник. К сожалению, Сергей Владимирович был занят и не побывал у нас в школе, но, к огромнейшей радости взрослых и детскому восторгу, откликнулся на наше письмо: мы получили две книги со стихами Сергея Михалкова, да еще и с автографом автора – «На память от автора. С. Михалков. 18.4.1983 г.» Это была так здорово!

Так вот на этот наш веселый весенний праздник михалковских книжек и привела важных гостей администрация школы. А мы и не возражали – жалко, что ли? Как приятно подарить взрослым людям радость встречи с любимыми книгами их детства! Ну кто еще о них так позаботится?

Фото Веры ЗубаренковойВсе дело было в том, что сценарий праздника был построен на эффекте «непредвиденных» обстоятельств. Вначале никак не удавалось «наябедничать» ребятам на Михалкова, рассказывая о его творческой биографии: красивый он был, молодой, высокий, с усами, но… вредный – детским писателем становиться и не собирался, хорошо вот счастливая случайность подарила детворе «дядю Степу Михалкова»! И так далее… Ставка делалась на интригу. В течение всего праздника кто-то или что-то мешало начать. То принесли телеграмму от дяди Степы: «Извините, задерживаюсь. Скоро буду!» То выбегала маленькая девочка, держа в руках щенка, перебинтованного с ушей и до хвоста. То наконец-то появился дядя Степа (учитель истории) при полном параде и стал вторым ведущим праздника. (Кстати, мероприятие и называлось его именем – карнавал «Дядя Степа и его друзья».) то прислал звуковое письмо сам Cepгей Михалков, жалуясь на «поганый грипп в носу». (Звучала грамзапись «Сергей Михалков читает свои стихи».) То решительно топтал свои пистолеты и сабли юбиляр Женя: «У меня разоружение!» Услыхав стоны, мы обнаружили мальчика с градусником под мышкой, градусником, арендованным в кабинете... физики, длина его была… 50 см. А у мальчика снова было «36 и 5». Конечно, все вы догадались, что в каждый соответствующий момент праздника звучали в исполнении ребят стихи Михалкова. И уж совсем неожиданным событием и «гвоздем программы» стало появление на празднике школьного... врача, серьезной солидной женщины, «преданной своему профессиональному долгу». Белые ее одежды и огромная, круглая, зловеще сверкающая штуковина – бикс, которую держала в руках Нина Васильевна (это был действительно настоящий школьный фельдшер) заставили содрогнуться всех присутствующих без исключения – так эффектно она вошла! Сообщение же школьного врача, твердо и решительно вставшего в опасную минуту на страже здоровья всех находящихся в школе, и вовсе навело ужас на всех: «Товарищи, извините, но в школе очень серьезная обстановка. Обнаружено несколько случаев заболевания болезнью Боткина. В школе объявлен карантин. Всем контактным необходимо, срочно и безотлагательно сделать прививки!» На класс опустилась такая тишина, словно объявили минуту молчания. Притихли дети, в памятники самим себе превратились гости... Надо сказать, что Нина Васильевна сыграла свою роль так талантливо и профессионально, что даже я, имеющая самое прямое отношение к «ЧП» в школе, растерялась под ее напористостью. Испуг оттого, что я (уже не нарочно, а на самом деле) позабыла свои слова, был написан, наверное, на моем лице. Я это почувствовала и по ребятам, и по взрослым. Таким образом, невольно подыграв доктору, я, конечно, еще больше подогрела ситуацию. А тем временем на глазах шокированной публики сверкнул фонтанчик «лекарства», выпущенного опытной рукой из шприца. «Ну, кто самый смелый?» – прозвучал голос «экзекутора». Взглянув на аудиторию, я поняла, что обрекла себя на жуткое испытание – мне едва хватало сил, чтобы не... расхохотаться! И вот когда с первой парты отважно вышел вперед мужественный четвероклассник, грянула... громкая задорная мелодия песни «На прививку». Помните: «На прививку первый класс...»? Это была кульминация праздника! Хохотали до слез все! Но веселее всех было, конечно, уважаемым и дорогим гостям. Кто-то, вытирая глаза платком, изрек: «Над кем смеетесь?» И хотя впереди было еще много интересного, видно было, что и большие и маленькие все еще находятся под впечатлением нашей невинной шутки. Выразительные лица взрослых выдавали их мысли и чувства: «Это ж надо так попасться!» Расставаясь с нами, гости горячо и нежно благодарили маленьких артистов и организаторов праздника, а дяде Степе все мужчины крепко пожали руку. Честное слово, нечасто мне приходилось видеть счастливую детскую радость на лицах взрослых людей. В тот день наши гости сияли именно такой радостью! И еще один момент: с каждой минутой праздника сольное чтение стихов становилось все больше и больше групповым – любимые строчки детства вспоминали вслух дяди и тети.

Вот тогда-то меня и озарило: «Эврика! Вот она – формула успеха открытого мероприятия!»

Появление незнакомых взрослых среди детей всегда нужно обыграть. Что привело «заморских» гостей к ним: желание встретиться с творчеством любимого писателя (поэта, художника-иллюстратора) их детства, желание побольше узнать об авторе интересных книг? И если ребята не будут против, то взрослые охотно примут участие в празднике. Ну разве могут быть тут какие-то возражения? Тем более со стороны детей – самого великодушного и замечательного народа на земле! И вот это, на мой взгляд, самый важный момент – сведение к минимуму стрессовой ситуации для ребят. О них мы должны побеспокоиться в первую очередь. Ведь и само мероприятие мы проводим не только с ребятами, не только у них в гостях, но, и это самое важное, ради наших детей. И мы с нашими гостями должны создать самые благоприятные и комфортные условия для ребячьего участия в мероприятии. И такое начало может стать хорошей адаптацией для мальчишек и девчонок среди взрослых, как знакомых, так и незнакомых. И хотя все (или почти все) хорошо понимают, что это всего лишь игра, важно, чтобы психологические барьеры были убраны. Чтобы все присутствующие почувствовали, что собрались родственные души, люди, любящие книгу и пришедшие на встречу с книгой.

Можно начинать!

А бывает и так, что слова не нужны.

На стульях, приготовленных для библиотекарей района, поспешивших на игру-конкурс по сказкам Андерсена «В гостях у Дюймовочки и ее друзей», вдруг «нечаянно» обнаружились... горошины, настоящие! «Дюймовочки» и «Стойкие оловянные солдатики», команды – участницы конкурса, тут же захлопали в ладоши. Еще бы – у них в гостях не кто-нибудь, а сами «принцессы на горошинах»! Как было еще иначе назвать новую команду, которая и появилась здесь исключительно ради того, чтобы поиграть? Конечно – «Принцессы на горошинах»! И вовсе не беда, что сами «принцессы» узнали об этом только что. Можно и не заметить чье-то недовольное лицо (и такое может быть!), улыбнуться на чей-то погрозивший вам палец. Потом же сами спасибо скажут, простив «коварство»!

Счет очкам ведут горошины, с веселым звоном опускаемые в прозрачные вазочки. «Принцессам» достается... граненый стакан. Почему-то всем смешно. Дети с «принцессами» не церемонятся: «Чего сидите-то? Ваша очередь отвечать! Тоже мне спящие красавицы», – держит ситуацию под контролем Таня Ларионова. Но звучит это вовсе не фамильярно, да и «принцессы» в основном не капризные. Поэтому не дуются, а хохочут вместе со всеми. Жалко только, что «солдатики» не пригласили на чарующий «Вальс цветов» ни своих «дюймовочек», ни «юных» «принцесс». Не умеем мы танцевать вальс.

Был, конечно, и рояль в кустах – подыграли мы нашим «принцессам», припася для них вопросы полегче. А они нам подарили забавное зрелище: делили, прямо как маленькие, заработанные очки между собой – впереди посевная кампания! А сообщение по окончании мероприятия о том, что «принцессы» отправляются в школьную столовую, где их ждет... гороховый суп, снова вызвало всеобщий дружный смех. Почему-то все подумали, что это шутка. Но когда наши гостьи заняли свои места в столовой и перед ними появились тарелки, глянув на них, они хохотали уже сами. Ну какие это принцессы? Пустосмешки какие-то, а не принцессы!

Совсем недавно одна из них, улыбчивая Людмила Юрьевна из школы № 2 г. Лихославля, вспомнив тот праздничный конкурс, сказала, что до сих пор сажает на даче честно заработанный тогда овощ, только это уже потомок «сказочного» гороха.

Перечитала только что написанное, и пришла в голову мысль: не покажется ли, что открытое мероприятие превращаем мы подчас в развлекательное шоу для взрослых? Нет, конечно, это не так. Во-первых, мероприятие не для взрослых, а для наших читателей, во-вторых, мы не развлекаем, а, развлекая, может быть, иногда, – увлекаем наших детей прекрасным миром книг!

Так что смело делитесь опытом проведения массовых мероприятий со своими коллегами, не сопротивляйтесь, если администрация школы обратится к вам с просьбой дать открытое мероприятие гостям школы. А наши преданнейшие друзья – дети всегда помогут нам показать мастер-класс!

Помните, как находчивый и предприимчивый Том Сойер, превратив поручение тети Полли покрасить забор в игру, избавил себя от нудного занятия? Более того, создав ситуацию бешеной конкуренции среди мальчишек, набил свои карманы «несметными сокровищами».

Начиная готовить открытое мероприятие, вспомните талант героя книги Марка Твена подчинять обстоятельства своим интересам (как жаль, что это удивительная повесть, войдя в школьную программу по литературе, потеряла для очень многих ребят свою привлекательность).

Постарайтесь взрослых, пришедших на вашу встречу с ребятами, сделать своими помощниками. И тогда вы все вместе, большие и маленькие, не просто «покрасите забор», а превратите его в произведение искусства. А там недалеко и до шедевра! Найдутся и сокровища: радость детей, книга в их руках и благодарность взрослых.

Успехов вам!