Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Марина Рязанцева

Библиотечная революция

Марина Ивановна Рязанцева –
зав. библиотекой школы № 26
г. Петропавловск-Камчатский

Хочу рассказать вам о своем читальном зале. Идея расширить небольшое пространство моей библиотеки появилась у меня давно. Книги, подаренные родителями и владельцами частных библиотек, уже с трудом помещались на стеллажах, на поставку учебников тоже не приходилось жаловаться – и три стола импровизированного читального уголка были буквально заставлены книжными стопками.

Вместе с директором школы стали продумывать, какое еще помещение, кроме хранилища, можно использовать для нужд библиотеки. Сознаюсь, что втайне я частенько поглядывала на соседний кабинет, которому не везло на хозяина. Поделилась своими мыслями с Валентиной Михайловной, рассказала о перспективах. К удивлению и радости, мне не пришлось долго ее убеждать – директор сразу согласилась отдать кабинет под читальный зал. В стене пробили дверь – и с этого момента началась наша библиотечная революция. Вместо отпуска пришлось искать обои, линолеум, краску, тюль, парты, стулья. По всей школе собирали старые шкафы и приводили их в божеский вид.

Новый читальный зал. Слева – стена со шпагатом. Сегодня на ней разная информация.
На дальней стене – вариант с тканью

По мере обустройства читального зала сразу определились зоны справочной литературы и самостоятельной работы детского (младших школьников) и учительского уголков. В детском уголке две низко прибитые полки с постоянно меняющимися выставками. Посредине – место для стенда, где вывешиваю материал о религиозных праздниках. Рядом школьные парты, на которых я скотчем наклеила небольшие детские анекдоты, смешные высказывания (подсмотрела у В.В.Васенькиной – библиотекаря 36-й школы).

А здесь все задрапировано вместе со столом

Учительский уголок – это шкаф методической периодики, отдельный стол и стенд с меняющимися материалами для учителей-предметников, классных руководителей и т.д.

Слева у стены – справочная литература. В центре прямоугольником стоят столы для самостоятельной работы. Внутри него – цветы. У противоположной стены – большой демонстрационный стол.

Многие, как и я, сталкиваются с нехваткой мебели, стендов, оформительских материалов. Предлагаю такой выход. Стационарный, т.е. постоянный по формату и обивке, стенд у меня один – «Учительский уголок». Кроме этого, у меня есть четыре места для смешанных стендов. Правда, они несколько своеобразны. оформлены так: по верхнему краю обоев набиваются гвозди на определенном расстоянии и по нижнему – вдоль шкафчика или стола, параллельно верхним. На гвозди натягивается шпагат. Теперь скрепками на него можно крепить материалы, распечатки. Тематическую выставку книг предлагаю сделать на парте.

Для стендов мы еще купили подкладочную ткань различных цветов, чтобы фон можно было менять или комбинировать. Кроме того, нередко используется не вся высота стенда, а только половина т.е. он может быть с цветной тканью и без нее. Шпагат очень выручает и когда ткань задрапирована. Листовые материалы на ней «лежат» неровно, но если их булавкой через ткань прикрепить к шпагату – совсем другое дело.

Хотелось бы спросить совета у своих коллег, как еще можно оформить библиотеку, какие еще есть варианты при нехватке материалов. В газете уже печатали примеры оформления, и по школам города я прошла, но хотелось бы набрать побольше опыта, чтобы на его основе придумывать что-то свое. Если мои находки кому-то пригодятся – буду этому очень рада.

Шпагат: другой вариант использования