Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 02 (11) · Вкладка в «БШ» № 4 (112) · 16–29 февраля 2004 года

Картотека опыта

Роза Абкеева

Поэма о фантастике

В алмаатинской гимназии работает клуб «лукьянистов»

А началось все с библиотеки. Точнее – с публикации в «БШ» рассказа Сергея Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»1, который библиотекарь показала учителям. Сегодня мы предлагаем вам не только замечательный текст о рассказах писателя и клубе «лукьянистов», но и разработку читательской конференции по одному из его произведений.

– Что по-вашему, нужно делать с детьми?
– Любить.
– Почему в ваших произведениях «спасать мир» вынуждены подростки?
– Ну мы-то этот мир профукали! Кому же еще его спасать, как не им?

Из интервью С.Лукьяненко

Роза Ескеновна Абкеева –
учитель русского языка и литературы лингвистической гимназии № 15

г. Алма-Ата, Казахстан

Всем, кто по роду своей деятельности часто общается с подростками, можно позавидовать. Почему?

Подросток – это еще не старшеклассник, уже много познавший, умеющий себя контролировать, «правильно» строить отношения со взрослыми, и уже не малыш, но человек именно того удивительного возраста, когда еще живы непосредственность, умение восторгаться искренне и возмущаться не менее искренне. Они легко осваивают новое и уж точно совершенно иного мироощущения, чем их сверстники 10–20 лет назад. Но так же живо откликаются на... Вот именно, на что? Что мы, наделенные огромным духовным наследием, можем предложить для чтения сегодняшним мальчиками и девочкам?

С книгой Крапивина, Майна Рида или даже братьев Стругацких подходить к ним, наверное, не стоит. Книга, предложенная вами, будет не востребована. Но что-то предлагать надо! Как-то взращивать детские души необходимо! Из лавины фильмов, передач, журналов, книг надо суметь отобрать то, что будет благотворно для подростка. Есть ли литература, которая не только «полезна», но и вызовет неподдельный интерес?

К счастью, есть! Мы нашли такого автора. И его книги не только интригуют, завораживают, увлекая за собой раз и навсегда, но и воспитывают. При всей их суперсовременности они во главу угла ставят все те же, со времен Гомера решающиеся, проблемы добра и зла, чести и бесчестия.

Радуйтесь, учителя и школьные медиаспециалисты: главные персонажи большинства произведений этого автора – ребята 10–14 лет.

Имя автора – Сергей Лукьяненко. Живет он в Москве, но родился в Казахстане и первые свои вещи публиковал в местных газетах и журналах.

Я долгое время не могла понять, чем же очень знакомым, светлым и высоким, веет от книг С.Лукьяненко. И вдруг осенило, конечно же, в них присутствует «соловейчиковый» дух. Именно Симон Соловейчик умел смотреть на мир такими вот глазами детей. Как нам забыть то трепетно-тревожное ожидание очередного номера «Комсомолки» с «Алым парусом»? Даже отвергнутый всеми – и учителями, и родителями, подросток вдруг начинает чувствовать себя Личностью. За ребенком признавалось право быть неповторимым, непохожим, право самому принимать решение. Вроде несущественный его внутренний мир наконец-то был признан.

В нашей гимназии несколько неожиданно и спонтанно образовался клуб «лукьянистов». А позже мы узнали, что и в Москве есть такие клубы. Мы только начали, поэтому есть и спады, и подъемы. Но, безусловно, очень важно то, что детей не надо заставлять читать. Более того, за книгами «выстраивается» своеобразная очередь. Прошла читательская конференция по рассказу «Мой папа – антибиотик». Намечается очередная – по рассказу «Категория “зет”».

Этот небольшой рассказ читается взахлеб. Главного героя, мальчика 12 лет, обладающего уникальными способностями, хотят использовать для разрушения вражеской цивилизации. Ребенок оказывается выше взрослых. Он растрачивает свои силы на то, чтобы хотя бы одного человека сделать добрым. Значит, сделать человека добрым очень-очень сложно?! Нравственные категории так тонко расставлены автором, их нельзя пересказать. Они как-то исподволь захватывают, и уже не замечаешь, как поднимаешься к высотам, где честь и благородство – вещи как бы обыкновенные и вроде другими мы и не можем быть.

___________

1Библиотека в школе. – № 21–2002.