Картотека
опыта
Роза Абкеева
Современная война…
Тревожный голос писателя
Читательская конференция в 6-м классе по
рассказу
С.Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»
Задачи: заинтересовать
учащихся творчеством талантливого писателя;
очертить круг проблем, поднятых писателем,
суметь соотнести происходящее в рассказе с
реальным миром.
Оборудование: портрет
писателя, выставка книг, заготовки вопросов и
текстов для двух групп – участников дебатов.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня нам предстоит
серьезный разговор. Вы прочитали рассказ
С.Лукьяненко «Мой папа – антибиотик». Те
проблемы, которые поднимает писатель в своем
произведении, выходят далеко за рамки маленького
рассказа.
Беседа по вопросам
Попробуем начать разговор,
определившись с темой и основной идеей рассказа.
Итак, как вы думаете, какова тема рассказа?
После обсуждения нескольких
вариантов мы останавливаемся примерно на таком:
из жизни десантника.
А какова, по вашему мнению, идея
произведения?
Один из наших вариантов – война не
выбирает жертву.
– Чем, по-вашему, это произведение
перекликается с другими работами автора
(учащимся знакомы по предыдущим урокам
внеклассного чтения рассказы «Категория
“зет”», «Дорога на Веллесберг», обзорно романы
«Рыцари Сорока островов», «Мальчик и тьма»)?
Ребята после обсуждения в группах
делают выводы:
Во-первых, то, что героями произведений
являются мальчики 12–13 лет, их ровесники.
Во-вторых, есть персонажи, обладающие
уникальными способностями (здесь – Мишка-нюхач).
В третьих, как всегда, чрезвычайно
интересный сюжет, который держит в напряжении
читателя до конца рассказа.
– Насколько близок вам этот персонаж.
Что вам, как и ему, важно в жизни?
Названо многое: гордость за отца,
привязанность к друзьям, нежелание заниматься
математикой и т.д.
Следующие вопросы дают возможность
проверить знание текста, выявить умение четко и
ясно излагать мысли.
– Что можно сказать о профессии отца?
– Почему уходит из семьи мама Алика?
– Каким другом считает Алик Арниса?
– Как ведет себя мальчик после того,
как узнает о грозящей ему опасности?
– Что чудом спасло мальчика?
– О чем предупреждает писатель?
– Удачно ли название рассказа?
Проведение дебатов в малом формате
Постановка задачи
– Ребята, поднятые писателем проблемы
неоднозначны. Их трудно решить даже взрослым,
имеющим большой жизненный опыт. Вам, подросткам,
конечно, тоже нелегко это сделать. Но тем не менее
после прочитанного у каждого своя точка зрения
на некоторые моменты. Сегодня я предлагаю вам
провести ДЕБАТЫ. Возможно, кто-то из вас уже
слышал о такой форме работы в классе. Это не
просто обучение и не совсем игра. Это
великолепная возможность продемонстрировать
ваши умения и навыки интеллектуального труда,
ведения дискуссии. По правилам дебатов спорные
позиции достаются группам по жребию. Но сегодня
мы сделаем исключение: вы можете сами выбрать
точку зрения, которую будете отстаивать1. Итак, предложены две позиции.
1. Все поступки отца могут вызывать
только гордость.
2. Все поступки отца безнравственны.
Ваша задача определиться. Получите
основные и опорные вопросы, которые помогут вам
подготовиться к дебатам. Обсудите их, пользуясь
текстом, в течение 5 минут и выдвиньте трех
человек, которые смогут отстоять вашу точку
зрения.
Опорные вопросы
– Почему отец мальчика продолжает
служить в Десантном корпусе, даже после ухода
жены?
– Почему родители не говорят сыну всей
правды о службе отца?
– Можно ли считать нравственной
позицию отца?
ИТОГИ УРОКА
После довольно бурных дебатов мы
общими усилиями обсуждали, какие проблемы
поднимает писатель в рассказе. В самом общем виде
наши выводы выглядели так:
Проблемы и события не оставляют
равнодушным, переосмысливаются, соотносятся с
теми событиями, что происходят в нашем мире. Это
пронзительная история мальчика ярко
демонстрирует возможные последствия
современных военных технологий.
Писатель-фантаст как бы предупреждает, что
многое может стать непредсказуемым.
Домашнее задание
Мини-сочинение творческого характера
«Какими я представляю лотанские зеркала».
_______________
1 Так рисковать
можно лишь в том случае, если вы, как я на том
уроке, хорошо представляете себе силы и взгляды
ребят в классе. У нас получилось две почти равные
по силам и численности группы. Если группы
получаются очень большие, можно выделить две –
дискутирующих, а остальным предложить роли
экспертов и оппонентов «из зала». |