Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 02 (11) · Вкладка в «БШ» № 4 (112) · 16–29 февраля 2004 года

Картотека опыта

Роза Абкеева

Современная война…
Тревожный голос писателя

Читательская конференция в 6-м классе по рассказу
С.Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»

Задачи: заинтересовать учащихся творчеством талантливого писателя; очертить круг проблем, поднятых писателем, суметь соотнести происходящее в рассказе с реальным миром.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, заготовки вопросов и текстов для двух групп – участников дебатов.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня нам предстоит серьезный разговор. Вы прочитали рассказ С.Лукьяненко «Мой папа – антибиотик». Те проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении, выходят далеко за рамки маленького рассказа.

Беседа по вопросам

Попробуем начать разговор, определившись с темой и основной идеей рассказа. Итак, как вы думаете, какова тема рассказа?

После обсуждения нескольких вариантов мы останавливаемся примерно на таком: из жизни десантника.

А какова, по вашему мнению, идея произведения?

Один из наших вариантов – война не выбирает жертву.

– Чем, по-вашему, это произведение перекликается с другими работами автора (учащимся знакомы по предыдущим урокам внеклассного чтения рассказы «Категория “зет”», «Дорога на Веллесберг», обзорно романы «Рыцари Сорока островов», «Мальчик и тьма»)?

Ребята после обсуждения в группах делают выводы:

Во-первых, то, что героями произведений являются мальчики 12–13 лет, их ровесники.

Во-вторых, есть персонажи, обладающие уникальными способностями (здесь – Мишка-нюхач).

В третьих, как всегда, чрезвычайно интересный сюжет, который держит в напряжении читателя до конца рассказа.

– Насколько близок вам этот персонаж. Что вам, как и ему, важно в жизни?

Названо многое: гордость за отца, привязанность к друзьям, нежелание заниматься математикой и т.д.

Следующие вопросы дают возможность проверить знание текста, выявить умение четко и ясно излагать мысли.

– Что можно сказать о профессии отца?

– Почему уходит из семьи мама Алика?

– Каким другом считает Алик Арниса?

– Как ведет себя мальчик после того, как узнает о грозящей ему опасности?

– Что чудом спасло мальчика?

– О чем предупреждает писатель?

– Удачно ли название рассказа?

Проведение дебатов в малом формате

Постановка задачи

– Ребята, поднятые писателем проблемы неоднозначны. Их трудно решить даже взрослым, имеющим большой жизненный опыт. Вам, подросткам, конечно, тоже нелегко это сделать. Но тем не менее после прочитанного у каждого своя точка зрения на некоторые моменты. Сегодня я предлагаю вам провести ДЕБАТЫ. Возможно, кто-то из вас уже слышал о такой форме работы в классе. Это не просто обучение и не совсем игра. Это великолепная возможность продемонстрировать ваши умения и навыки интеллектуального труда, ведения дискуссии. По правилам дебатов спорные позиции достаются группам по жребию. Но сегодня мы сделаем исключение: вы можете сами выбрать точку зрения, которую будете отстаивать1. Итак, предложены две позиции.

1. Все поступки отца могут вызывать только гордость.

2. Все поступки отца безнравственны.

Ваша задача определиться. Получите основные и опорные вопросы, которые помогут вам подготовиться к дебатам. Обсудите их, пользуясь текстом, в течение 5 минут и выдвиньте трех человек, которые смогут отстоять вашу точку зрения.

Опорные вопросы

– Почему отец мальчика продолжает служить в Десантном корпусе, даже после ухода жены?

– Почему родители не говорят сыну всей правды о службе отца?

– Можно ли считать нравственной позицию отца?

ИТОГИ УРОКА

После довольно бурных дебатов мы общими усилиями обсуждали, какие проблемы поднимает писатель в рассказе. В самом общем виде наши выводы выглядели так:

Проблемы и события не оставляют равнодушным, переосмысливаются, соотносятся с теми событиями, что происходят в нашем мире. Это пронзительная история мальчика ярко демонстрирует возможные последствия современных военных технологий. Писатель-фантаст как бы предупреждает, что многое может стать непредсказуемым.

Домашнее задание

Мини-сочинение творческого характера «Какими я представляю лотанские зеркала».

_______________

1 Так рисковать можно лишь в том случае, если вы, как я на том уроке, хорошо представляете себе силы и взгляды ребят в классе. У нас получилось две почти равные по силам и численности группы. Если группы получаются очень большие, можно выделить две – дискутирующих, а остальным предложить роли экспертов и оппонентов «из зала».