Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


КОЛОНКА НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ

Здравствуйте!

Мы настолько привыкли к библиотеке в каждой школе, что порой даже не вспоминаем о ней. Но стоит ей на некоторое время закрыться – оказываемся как без рук.

Как часто учителя, предлагая тему доклада, реферата, говорят: «Пойди в библиотеку, и библиотекарь подберет для тебя необходимую литературу». И это действительно так. Никому не откажет библиотекарь, соберет все материалы по теме, да еще и сориентирует растерявшегося ученика.

Школьная библиотека – сердце учебного заведения. Она координирует работу учителя и ученика, выполняет все главные функции образовательного процесса:

образовательную, обеспечивая учебниками и хрестоматиями;

развивающую, подбирая дополнительную литературу по предметам;

воспитательную, предлагая художественную литературу и проводя массовые мероприятия;

эстетическую, работая с альбомами и материалами по искусству;

информационную, предоставляя словари, справочники, проводя обзоры новых поступлений и расписывая периодические издания.

От того, как работает это хранилище знаний, зависит качество образовательного процесса. Мы говорим о незыблемой роли учителя в образовательном и воспитательном процессе. И это, конечно, так. Но нельзя умалять и роли библиотекаря. Он наравне с учителем принимает участие в воспитании и образовании подрастающего поколения... Создается впечатление, что он ориентируется в любой поставленной учителем проблеме и знает, кажется, все и обо всем. Нет ничего, в чем не разобрались бы школьные библиотекари. Они знают «в лицо» каждую книгу. Так что подберут, помогут разобраться, направят… и страх перед огромным количеством материала уходит, уступая место размеренной работе.

Можно ли дать учащимся глубокие знания, привить им прочные умения и навыки, развить их творческие способности без книги? Опыт показывает, что нет. И работники библиотеки делают все, чтобы книга нашла своего читателя. С какой любовью собирается библиотечный фонд! Сколько устраивается всевозможных выставок!

Часто ребенок впервые знакомится с книгой на занятиях, учится ее читать. Но обо всем рассказать на уроке учитель не может. Здесь на помощь приходит школьная библиотека. Именно сюда отправляются ребята, чтобы подготовить доклад, сообщение, написать реферат или научную работу. Именно в библиотеке ребята становятся самостоятельными, превращаясь в юных первооткрывателей. Ведь они остались один на один с книгой и со своей научной ( а иногда и личной) проблемой. И здесь рядом с ними всегда опытный учитель – работник библиотеки.

Я считаю, что одна из главных задач администрации школы – способствовать развитию школьной библиотеки, понимая что без нее невозможно воспитать грамотного учащегося – ученика XXI века.

Лидия Иванова,
директор погранично-таможенного лицея, Псков