Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Директорская папка

Даля Наужокайтис

Теперь Колумбов в Америке много

Проект по использованию Интернета в обучении детей означает трансформацию учебного процесса, или Зачем библиотека в учебном процессе1

Введение

Даля М. Наужокайтис –
педагог-библиотекарь
школы Св. Елизаветы
Оттава, Канада

Дети учатся в процессе деятельности. Они любят делать открытия и с азартом приступают к новым проектам, делясь своими находками с окружающими. Для любого ребенка неизведанные просторы привлекательнее изученных дорог.

Уже в раннем возрасте дети могут стать исследователями. Для этого они должны уметь самостоятельно работать и излагать свои мысли устно и письменно. Им важно сотрудничать в обучении с другими детьми и взрослыми и демонстрировать то, чему научились, широкой аудитории.

Это те общеизвестные положения, которыми я руководствовалась последние 20 лет, создавая принципиально новую модель детского образования, построенного на творческом решении проблем и информационных технологиях.

Модель была подсказана работами ряда американских педагогов, а также положениями теории множественности интеллектов Говарда Гарднера. Эти исследователи предлагают расширить учебные программы, отводя в них особое внимание творческой деятельности детей.

Суммируя все научные изыскания, можно с уверенностью сказать, что данная модель не только развивает разнообразные способности ребенка, но и способствует успеваемости в школе. Она может не только применяться к особенным, одаренным детям, но и использоваться в работе с любыми учениками и даже с группами медленно обучающихся детей (с задержкой в развитии) или детей-инвалидов.

В течение девяти лет я использовала отдельные элементы этой модели в своей учительской работе, прежде чем появился программный документ, который я назвала проект «Колумб». Работа над ним была завершена в 1991 году. В тот период я еще обучала учителей разных школ внедрению новой техники в учебные программы. Никто не обращал особого внимания на мои теории и не поддерживал их, и тогда в 1992 году я вернулась в школу. Практически мои идеи стали продвигаться с 1992 года в рамках программы обучения одаренных учащихся в католической школе в Оттаве-Карлтоне. Думаю, что 10-летний опыт работы с проектом «Колумб», многочисленные награды и консультационные контракты позволяют мне сказать, что идеи проекта оправдали себя.

В ходе программы я обучала школьников 9–12 лет, признанных одаренными детьми. (Умственные способности и творческий потенциал этих учеников из 76 начальных школ оценивались устно и письменно.) Дети уезжали на один день в неделю из своих школ в учебные центры города. Там они встречались с педагогами, участвовали в совместной проектной деятельности, которая проводилась в рамках учебной программы. Работа была командной: дети объединялись в группы по 20 человек. Школьникам предлагались различные виды учебной деятельности, которые базировались на выполнении трех ключевых элементов модели проекта:

1. Широкое использование в классе телекоммуникационных и информационных технологий.

2. Командная работа учеников в междисциплинарных проектах.

3. Трансформация учебного процесса: основное внимание уделяется сотрудничеству в создании электронных ресурсов и вебсайтов.

Телекоммуникационные
и информационные технологии как учебные инструменты

Наши дети начинают жить в новой электронной среде, широко используя телекоммуникационные и информационные технологии. Сегодня каждый ребенок может воспользоваться Интернетом – дома, в библиотеке, в школе. Как средство досуга Интернет теперь конкурирует по популярности с телевизионными передачами. Но он может и должен использоваться детьми не только для развлечения. При участии учителей, библиотекарей, родителей Сеть может стать хорошим помощником в различных исследованях, библиотекой без стен, инструментом обучения внутри и вне школы. Интернет может стать средой, которая превратит детей из потребителей в создателей знания – стоит лишь учащимся разместить в Сети свои работы.

Какие виды занятий педагоги и школьные библиотекари могут предложить, чтобы продемонстрировать школьникам полезность телекоммуникационных и информационных технологий для учебы? Многочисленные публикации и мой опыт веб-основанного обучения позволяют выделить 4 основные категории деятельности.

1. Межличностный обмен

Самый распространенный – электронная почта. Кроме того, возможно участие в чатах или дискуссионных форумах, общение в реальном времени с помощью веб-камеры и видеоконференции, поиск ответов на вопросы в группах «Спроси эксперта», «Познакомься с автором».

Межличностный обмен учит школьников электронному менеджменту, правилам сетевого этикета, знакомит с новостными группами.

2. Сбор и анализ информации

Для получения информации существуют разнообразные базы данных, онлайновая библиография, каталоги ссылок на вебсайты по тематическим рубрикам, поисковые машины (Yandex, Rumbler, Googl, Alta-Vista). Педагоги и библиотекари должны развивать у школьников навыки поиска и навигации в Интернете, учить детей вырабатывать эффективную поисковую стратегию: определять соответствие целей и задач при переизбытке информации, классифицировать и сворачивать электронную информацию в базы данных. Ученики получают возможность знакомиться как с печатными, так и с электронными ресурсами, объединяя их в своих исследованиях.

Фото Веры Зубаренковой3. Решение проблем

Это в первую очередь работа с WebQuests2, рассмотрение глобальных экологических и социальных проблем человечества (кислотные дожди, глобальное потепление, нищета и т.д.) и поиск решений по данным вопросам. Работа в Интернете учит школьников критической оценке электронной информации, эффективному сотрудничеству в вебпространстве, творческому мышлению, уважению к различным взглядам и убеждениям.

4. Публикации

Учащиеся используют Интернет не только для получения информации. Они могут создавать и собственные интернет-ресурсы, адресуя их своим сверстникам и всем заинтересованным людям. Такая работа в Сети развивает у детей и педагогов навыки вебдизайна, гипертекстовой разметки, управления ссылками, графического редактирования, анимации, интерактивного программирования вебсайтов, мультимедиа. Кроме того, молодежь учится конструктивной критике, управлению временем.

Каждый из этих видов работ может пригодиться детям в будущей взрослой жизни.

Необходимо помнить, что освоение технических навыков – не самоцель, надо обязательно использовать эти полученные знания в последующем обучении. Связь технологически насыщенной среды с учебными программами должна быть продумана и составлена как непрерывная работа из месяца в месяц, из года в год. Учителя и библиотекари должны нести ответственность за последовательность использования интегрированных учебных программ, применение которых способствует достижению целей обучения. При этом необходимо действовать осмотрительно, критически оценивая себя и других. На каждой стадии нужно понимать, что вы делаете и для чего вам это нужно. Вы должны быть готовы передать свои знания и умения другим участникам проекта.

Пожелания коллегам

Позвольте высказать некоторые пожелания вступающим на нелегкую стезю педагогических нововведений.

Начинайте с малого: узнайте, что уже сделано, и примите к сведению – не пытайтесь изобретать колесо. Подпишитесь на несколько хороших тематических новостных лент или отмечайте вебсайты для архива проекта. Оцените технологии и уровни компьютерных навыков у своих учеников (и педагогов) и начинайте обучать себя и их. Постепенно продвигайтесь от простого к более сложному: сначала электронная почта – потом Интернет, сначала навигация – потом вебдизайн. Критично рассмотрите, что работает и что не работает в вашем проекте. Выясните, что и как можно улучшить или изменить уже сейчас или в будущем. Будьте новатором – экспериментируйте! Не бойтесь пересматривать учебный план и программы, создавайте свои собственные образовательные проекты, в которых технологии внедряются оригинальными способами. Работайте с удовольствием, с «огоньком», освещая путь другим и делясь опытом с коллегами по профессии.

Замечу, что это не рецепт успеха, а всего лишь некоторые советы. Между тем эти рекомендации уже нашли свое подтверждение на практике.

Когда выполняются инновационные задачи, трудности неизбежны. Будьте готовы к долгим часам сложных испытаний по овладению новыми технологическими навыками. Осилив технические премудрости, разъясните их другим. Впрочем, к этой работе можете привлечь своих учеников. Позвольте им стать педагогами и наставниками. Уверяю, вы будете поражены тем энтузиазмом и бесстрашием, которое они продемонстрируют в процессе обучения начинающих.

Итак, можно сказать: телекоммуникационные и информационные технологии помогут создать классы без стен, привнесут элементы творчества в повседневность.

Командная работа
в междисциплинарных проектах открытия

Обучение наших детей заключается в последовательном развитии навыков мышления. Чаще всего мы встречаемся с преподаванием, которое основано на подражании (копировании) и чтении (декламации). Лекционное обучение дает глубину и широту знаний, развивает понимание, а обучение через аналогии – опыт информационного отбора, критического мышления, анализа, синтеза, оценки. При объединении этих уровней развивается опыт творческого решения проблем.

Командная работа в проектах открытия, связанная с учебными программами, является вторым существенным элементом моей идеи обучения.

Работа в онлайновой команде, проектное обучение предполагают партнерство и сотрудничество между школьниками и учителями, библиотекарями и представителями общественности. Однако только лишь организация учеников в команды не обеспечит должного взаимодействия в решении проблем. И учащимся, и педагогам надо учиться применять стратегии сотрудничества. Американские сторонники такой стратегии (Johnson & Johnson, Kagan) определяют 4 ключевых элемента для успешного сотрудничества небольшой (3–4 человека) группы:

· Социальные навыки. Школьники должны приобретать навыки межличностного общения, необходимые для работы в команде. Участие педагога здесь должно быть минимально.

· Конструктивная взаимозависимость. Учащиеся должны понимать, что они только тогда достигнут целей своего исследования, когда это сделают и другие школьники. Должна быть развита позитивная взаимозависимость.

· Личная ответственность. Ребятам необходимо понимать, что каждый из них отвечает за определенный аспект работы и должен всемерно содействовать его выполнению.

· Коллективная работа. Члены команды осознают, как хорошо работать вместе, и видят, что от такой деятельности возрастает результативность. Развивается стратегия совместного обучения.

Сотрудничество возможно не только в стенах класса, но и вне их. Выделим три уровня развития такого взаимодействия:

1. Внутри школы или сообщества школ. Ведущий педагог может создать инновационную сеть, курируя других учителей, занимаясь их дальнейшей переподготовкой, работая с ними в команде.

2. Внутри городского сообщества. Можно объединиться с местной публичной библиотекой, с общественными лидерами и институтами, с экспертами в предметных областях, с местными деловыми кругами.

3. На государственном и международном уровне открываются огромные возможности сотрудничества между педагогами посредством образовательных онлайновых проектов в киберпространстве.

С 1994 года большую часть моей работы как педагога и консультанта составляло развитие именно таких международных проектов со школьниками в киберпространстве. Первооткрыватель в этой области, я между тем не была одинока: меня поддержал ряд организаций. Многие проекты развивались в сотрудничестве с SchoolNet Canada (организацией образовательных интернет-ресурсов при Министерстве промышленности Канады) в рамках ее программ LibraryNet, GrassRoots (финансирование школьных интернет-проектов) и Community Access (подключение к Сети даже отдаленных регионов страны). Надеюсь, что пример такого широкого взаимодействия будет принят во внимание и другими странами.

Даже если вы не получаете помощь от национального образовательного интернет-агентства, можно присоединиться к международным инициативам. С 1998 года Международная образовательная и ресурсная сеть iEARN стала заниматься развитием онлайновых школьных связей, привлекая учеников в образовательные проекты своей страны и всего мира. Эта некоммерческая организация дала возможность молодым людям использовать Интернет и другие информационные технологии для повышения образовательного уровня. Сеть объединила свыше 4000 школ из почти 100 стран мира. Очередная акция iEARN – 9-я Международная педагогическая встреча и саммит молодежи прошли в Москве с 7 по 14 июля 2002 года.

Другие международные программы предлагают школам принять участие в соревнованиях по развитию онлайновых образовательных ресурсов. Ежегодно подобные конкурсы проводит Global SchoolNet Foundaiton. International aschools acyberfair предоставляет возможность школам из различных стран сравнивать и оценивать образовательные вебсайты и интернет-проекты. В конце 90-х годов АТ&Т Japan проводил соревнование «Виртуальный класс», в котором каждая команда состояла из трех школ различных стран. Команды работали вместе в течение года по ученическим проектам образовательного сотрудничества в киберпространстве. Подобные принципы легли в основу ThinkQuest3, но с меньшими по численности командами: только несколько учеников представляют свои школы.

Вы можете создать свою собственную региональную, государственную или международную команду, которая представит ваш класс в онлайновых проектах в киберпространстве. Можно пригласить к участию и другие школы.

В 1994–1997 годах, просто разослав по электронной почте информацию для педагогов и школьников, я выстроила международную сеть из более чем трехсот школ в девяти странах, на четырех континентах. Все школы участвовали в «Taming the Tube» («Укрощение ящика») – ежегодном обзоре, который составляли ученики. В нем были представлены телевизионные предпочтения детей: какие программы им нравятся и почему.

Один из моих новейших проектов называется «I Have a Dream» («У меня есть мечта»). Школьники из 26 стран рассказывают о сокровенных мечтах и надеждах, размещая свои послания на веб.

Трансформация
учебного процесса:
смена парадигмы

Изменение приоритетов преподавания и обучения является целью разработанной мною модели. Наполнение учебных программ онлайновыми ресурсами, проектной деятельностью требует не только добавления компьютеров, доступа к Интернету и образовательного сотрудничества. Даже в начальной школе потребуется изменить традиционную модель обучения, в которой превалирует педагогический монолог. Необходимо переходить к более схоластичной модели вопросов и диалогов, действия и взаимодействия, такой модели, в которой границы между педагогом и учеником стерты.

Проект, начатый мной в 1997 году, назывался «Learning: the Next Generation» («Учение: следующее поколение»). Учебные классы в столицах двух стран – Канады и США – были объединены в электронном рабочем пространстве Интернета. Поводом для проведения этой видеоконференции стало посещение США премьер-министром Канады Жаном Кретьеном и его встреча с президентом Соединенных Штатов Америки Биллом Клинтоном. Школьники и учителя в Вашингтоне, а также первые лица государств – г-н Кретьен и г-н Клинтон – работали в течение дня со мной и моими учениками из Оттавы в классе без стен. Самым важным моментом было то, что мы делали, а не то, как мы это делали. Все вместе – дети и взрослые – активно обсуждали, как может измениться образование и какими должны быть школы в будущем, после уже происходящей электронной революции в образовании.

Становятся все более очевидными те изменения, которые происходят в преподавании и обучении. Это движение – от зазубривания предмета к его пониманию и осмыслению – определено как смена парадигмы. То, что продемонстрировал проект «Учение: следующее поколение», – виртуальный класс и новые пути взаимодействия учитель-ученик – можно определить как смену парадигмы для педагогов.

Технологически насыщенная среда обучения приводит к созданию электронного сетевого образовательного сообщества. Интернет является не просто информационным ресурсом, где школьники могут демонстрировать свои работы широкой аудитории. Он стал для меня и моих учеников динамичным, живым, интерактивным средством, которое поддерживает совместные проекты, командную работу, организацию ресурсов и больше всего – общение и обмен идеями.

Онлайновое проектное обучение дополняет традиционное. Работа в Сети позволяет школьникам быть не только потребителями, но и создателями знаний. Мы находим, что наши проекты не только предоставляют прекрасную возможность ученикам разместить собственную информацию, но и помогают в проведении экспериментов и тестирования, в осуществлении контактов с другими школьниками. При этом дети высоко мотивированы и заинтересованы в своем обучении. Уже не раз они восхищали учителей своими находками и открытиями, интересными публикациями.

Надо отметить, что роль педагога в новой образовательной среде претерпевает разительные изменения. Тотальное менторство уходит в прошлое. Учитель теперь выступает со-учеником, посредником, участником коллектива (команды), помощником.

Очевидно, что новая парадигма детского образования полезна как для самих детей, так и для всего сообщества. Школы готовят будущих граждан общества, в котором доминируют глубокие знания профессии, умение работать с информационными сетями. Модель образования на основе открытия в совокупности с онлайновым обучением и умением создавать авторские публикации необходима в современной экономике. Во взрослой жизни и профессиональной деятельности ценятся беглость в письме и скорость общения в аудитории, исследовательские и редакторские навыки, знание компьютера, критическое и междисциплинарное мышление, умение работать в команде и находить решение проблем. Новая модель обучения позволяет формировать основы всех этих навыков.

В классной деятельности Интернет можно использовать для обучения молодежи как инструмент общения и совместной работы над общими задачами с их ровесниками и даже со взрослыми. Электронные форумы Сети и обсуждаемые в них проблемы помогают школьникам понять и оценить историю и культуру других стран, развивая таким образом их толерантное мышление. Кроме того, Сеть приглашает школьников к сотрудничеству не только в часы школьных занятий, но и в любое другое время: когда школьники в Японии и Австралии спят, их партнеры в Европе и Северной Америке могут с энтузиазмом работать по проекту.

Изменение обучения и образования с помощью технологического насыщения учебных программ позволит воспитать новое поколение осведомленных и активных граждан. Заглянув на 20 лет вперед, мы наверняка увидим взрослых людей, которые думают и сомневаются, задают вопросы и учатся на протяжении всей жизни. Ответственных людей, чья энергия направлена на решение общественных проблем.

Этому уже сегодня способствуют три волшебных Ттелекоммуникации, teamwork (командная работа), трансформация учебного процесса.

Сокращенный перевод
Елены Ивановой

_____________

1 Наужокайтис Д. Проект по использованию Интернета в обучении детей: телекоммуникации, коллективная работа и трансформация учебного процесса // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : 9-я Междунар. конф. «Крым–2002» : Труды конф. – Судак, 2002. – Т. 2. – С. 835–840. www.media-awareness.ca/eng/webaware/netsurvey/index.htm

2 Вебквест – форма образовательного сайта, позволяющая давать ученикам задание, следуя разработанному на сайте сценарию, проводить поиск информации в Интернете и выполнять другие поставленные задачи при консультационной помощи педагога.

3 Аналог WebQuest.