Директорская папка
Даля Наужокайтис
Теперь Колумбов в Америке много
Проект по использованию Интернета в обучении
детей означает трансформацию учебного процесса,
или Зачем библиотека в учебном процессе1
Введение
|
Даля М. Наужокайтис –
педагог-библиотекарь
школы Св. Елизаветы
Оттава, Канада |
Дети учатся в процессе
деятельности. Они любят делать открытия и с
азартом приступают к новым проектам, делясь
своими находками с окружающими. Для любого
ребенка неизведанные просторы привлекательнее
изученных дорог.
Уже в раннем возрасте дети могут стать
исследователями. Для этого они должны уметь
самостоятельно работать и излагать свои мысли
устно и письменно. Им важно сотрудничать в
обучении с другими детьми и взрослыми и
демонстрировать то, чему научились, широкой
аудитории.
Это те общеизвестные положения,
которыми я руководствовалась последние 20 лет,
создавая принципиально новую модель детского
образования, построенного на творческом решении
проблем и информационных технологиях.
Модель была подсказана работами ряда
американских педагогов, а также положениями
теории множественности интеллектов Говарда
Гарднера. Эти исследователи предлагают
расширить учебные программы, отводя в них особое
внимание творческой деятельности детей.
Суммируя все научные изыскания, можно
с уверенностью сказать, что данная модель не
только развивает разнообразные способности
ребенка, но и способствует успеваемости в школе.
Она может не только применяться к особенным,
одаренным детям, но и использоваться в работе с
любыми учениками и даже с группами медленно
обучающихся детей (с задержкой в развитии) или
детей-инвалидов.
В течение девяти лет я использовала
отдельные элементы этой модели в своей
учительской работе, прежде чем появился
программный документ, который я назвала проект
«Колумб». Работа над ним была завершена в 1991 году.
В тот период я еще обучала учителей разных школ
внедрению новой техники в учебные программы.
Никто не обращал особого внимания на мои теории и
не поддерживал их, и тогда в 1992 году я вернулась в
школу. Практически мои идеи стали продвигаться с
1992 года в рамках программы обучения одаренных
учащихся в католической школе в Оттаве-Карлтоне.
Думаю, что 10-летний опыт работы с проектом
«Колумб», многочисленные награды и
консультационные контракты позволяют мне
сказать, что идеи проекта оправдали себя.
В ходе программы я обучала школьников
9–12 лет, признанных одаренными детьми.
(Умственные способности и творческий потенциал
этих учеников из 76 начальных школ оценивались
устно и письменно.) Дети уезжали на один день в
неделю из своих школ в учебные центры города. Там
они встречались с педагогами, участвовали в
совместной проектной деятельности, которая
проводилась в рамках учебной программы. Работа
была командной: дети объединялись в группы по 20
человек. Школьникам предлагались различные виды
учебной деятельности, которые базировались на
выполнении трех ключевых элементов модели
проекта:
1. Широкое использование в классе
телекоммуникационных и информационных
технологий.
2. Командная работа учеников в
междисциплинарных проектах.
3. Трансформация учебного процесса:
основное внимание уделяется сотрудничеству в
создании электронных ресурсов и вебсайтов.
Телекоммуникационные
и информационные технологии как учебные
инструменты
Наши дети начинают жить в новой
электронной среде, широко используя
телекоммуникационные и информационные
технологии. Сегодня каждый ребенок может
воспользоваться Интернетом – дома, в библиотеке,
в школе. Как средство досуга Интернет теперь
конкурирует по популярности с телевизионными
передачами. Но он может и должен использоваться
детьми не только для развлечения. При участии
учителей, библиотекарей, родителей Сеть может
стать хорошим помощником в различных
исследованях, библиотекой без стен, инструментом
обучения внутри и вне школы. Интернет может стать
средой, которая превратит детей из потребителей
в создателей знания – стоит лишь учащимся
разместить в Сети свои работы.
Какие виды занятий педагоги и школьные
библиотекари могут предложить, чтобы
продемонстрировать школьникам полезность
телекоммуникационных и информационных
технологий для учебы? Многочисленные публикации
и мой опыт веб-основанного обучения позволяют
выделить 4 основные категории деятельности.
1. Межличностный обмен
Самый распространенный – электронная
почта. Кроме того, возможно участие в чатах или
дискуссионных форумах, общение в реальном
времени с помощью веб-камеры и видеоконференции,
поиск ответов на вопросы в группах «Спроси
эксперта», «Познакомься с автором».
Межличностный обмен учит школьников
электронному менеджменту, правилам сетевого
этикета, знакомит с новостными группами.
2. Сбор и анализ информации
Для получения информации существуют
разнообразные базы данных, онлайновая
библиография, каталоги ссылок на вебсайты по
тематическим рубрикам, поисковые машины (Yandex,
Rumbler, Googl, Alta-Vista). Педагоги и библиотекари должны
развивать у школьников навыки поиска и навигации
в Интернете, учить детей вырабатывать
эффективную поисковую стратегию: определять
соответствие целей и задач при переизбытке
информации, классифицировать и сворачивать
электронную информацию в базы данных. Ученики
получают возможность знакомиться как с
печатными, так и с электронными ресурсами,
объединяя их в своих исследованиях.
3. Решение
проблем
Это в первую очередь работа с WebQuests2, рассмотрение глобальных
экологических и социальных проблем человечества
(кислотные дожди, глобальное потепление, нищета и
т.д.) и поиск решений по данным вопросам. Работа в
Интернете учит школьников критической оценке
электронной информации, эффективному
сотрудничеству в вебпространстве, творческому
мышлению, уважению к различным взглядам и
убеждениям.
4. Публикации
Учащиеся используют Интернет не
только для получения информации. Они могут
создавать и собственные интернет-ресурсы,
адресуя их своим сверстникам и всем
заинтересованным людям. Такая работа в Сети
развивает у детей и педагогов навыки вебдизайна,
гипертекстовой разметки, управления ссылками,
графического редактирования, анимации,
интерактивного программирования вебсайтов,
мультимедиа. Кроме того, молодежь учится
конструктивной критике, управлению временем.
Каждый из этих видов работ может
пригодиться детям в будущей взрослой жизни.
Необходимо помнить, что освоение
технических навыков – не самоцель, надо
обязательно использовать эти полученные знания
в последующем обучении. Связь технологически
насыщенной среды с учебными программами должна
быть продумана и составлена как непрерывная
работа из месяца в месяц, из года в год. Учителя и
библиотекари должны нести ответственность за
последовательность использования
интегрированных учебных программ, применение
которых способствует достижению целей обучения.
При этом необходимо действовать осмотрительно,
критически оценивая себя и других. На каждой
стадии нужно понимать, что вы делаете и для чего
вам это нужно. Вы должны быть готовы передать
свои знания и умения другим участникам проекта.
Пожелания коллегам
Позвольте высказать некоторые
пожелания вступающим на нелегкую стезю
педагогических нововведений.
Начинайте с малого: узнайте, что уже
сделано, и примите к сведению – не пытайтесь
изобретать колесо. Подпишитесь на несколько
хороших тематических новостных лент или
отмечайте вебсайты для архива проекта. Оцените
технологии и уровни компьютерных навыков у своих
учеников (и педагогов) и начинайте обучать себя и
их. Постепенно продвигайтесь от простого к более
сложному: сначала электронная почта – потом
Интернет, сначала навигация – потом вебдизайн.
Критично рассмотрите, что работает и что не
работает в вашем проекте. Выясните, что и как
можно улучшить или изменить уже сейчас или в
будущем. Будьте новатором – экспериментируйте!
Не бойтесь пересматривать учебный план и
программы, создавайте свои собственные
образовательные проекты, в которых технологии
внедряются оригинальными способами. Работайте с
удовольствием, с «огоньком», освещая путь другим
и делясь опытом с коллегами по профессии.
Замечу, что это не рецепт успеха, а
всего лишь некоторые советы. Между тем эти
рекомендации уже нашли свое подтверждение на
практике.
Когда выполняются инновационные
задачи, трудности неизбежны. Будьте готовы к
долгим часам сложных испытаний по овладению
новыми технологическими навыками. Осилив
технические премудрости, разъясните их другим.
Впрочем, к этой работе можете привлечь своих
учеников. Позвольте им стать педагогами и
наставниками. Уверяю, вы будете поражены тем
энтузиазмом и бесстрашием, которое они
продемонстрируют в процессе обучения
начинающих.
Итак, можно сказать:
телекоммуникационные и информационные
технологии помогут создать классы без стен,
привнесут элементы творчества в повседневность.
Командная работа
в междисциплинарных проектах открытия
Обучение наших детей заключается в
последовательном развитии навыков мышления.
Чаще всего мы встречаемся с преподаванием,
которое основано на подражании (копировании) и
чтении (декламации). Лекционное обучение дает
глубину и широту знаний, развивает понимание, а
обучение через аналогии – опыт информационного
отбора, критического мышления, анализа, синтеза,
оценки. При объединении этих уровней развивается
опыт творческого решения проблем.
Командная работа в проектах открытия,
связанная с учебными программами, является
вторым существенным элементом моей идеи
обучения.
Работа в онлайновой команде, проектное
обучение предполагают партнерство и
сотрудничество между школьниками и учителями,
библиотекарями и представителями
общественности. Однако только лишь организация
учеников в команды не обеспечит должного
взаимодействия в решении проблем. И учащимся, и
педагогам надо учиться применять стратегии
сотрудничества. Американские сторонники такой
стратегии (Johnson & Johnson, Kagan) определяют 4 ключевых
элемента для успешного сотрудничества небольшой
(3–4 человека) группы:
· Социальные навыки. Школьники должны
приобретать навыки межличностного общения,
необходимые для работы в команде. Участие
педагога здесь должно быть минимально.
· Конструктивная взаимозависимость.
Учащиеся должны понимать, что они только тогда
достигнут целей своего исследования, когда это
сделают и другие школьники. Должна быть развита
позитивная взаимозависимость.
· Личная ответственность. Ребятам
необходимо понимать, что каждый из них отвечает
за определенный аспект работы и должен всемерно
содействовать его выполнению.
· Коллективная работа. Члены команды
осознают, как хорошо работать вместе, и видят, что
от такой деятельности возрастает
результативность. Развивается стратегия
совместного обучения.
Сотрудничество возможно не только в
стенах класса, но и вне их. Выделим три уровня
развития такого взаимодействия:
1. Внутри школы или сообщества школ.
Ведущий педагог может создать инновационную
сеть, курируя других учителей, занимаясь их
дальнейшей переподготовкой, работая с ними в
команде.
2. Внутри городского сообщества. Можно
объединиться с местной публичной библиотекой, с
общественными лидерами и институтами, с
экспертами в предметных областях, с местными
деловыми кругами.
3. На государственном и международном
уровне открываются огромные возможности
сотрудничества между педагогами посредством
образовательных онлайновых проектов в
киберпространстве.
С 1994 года большую часть моей работы как
педагога и консультанта составляло развитие
именно таких международных проектов со
школьниками в киберпространстве.
Первооткрыватель в этой области, я между тем не
была одинока: меня поддержал ряд организаций.
Многие проекты развивались в сотрудничестве с
SchoolNet Canada (организацией образовательных
интернет-ресурсов при Министерстве
промышленности Канады) в рамках ее программ
LibraryNet, GrassRoots (финансирование школьных
интернет-проектов) и Community Access (подключение к Сети
даже отдаленных регионов страны). Надеюсь, что
пример такого широкого взаимодействия будет
принят во внимание и другими странами.
Даже если вы не получаете помощь от
национального образовательного
интернет-агентства, можно присоединиться к
международным инициативам. С 1998 года
Международная образовательная и ресурсная сеть
iEARN стала заниматься развитием онлайновых
школьных связей, привлекая учеников в
образовательные проекты своей страны и всего
мира. Эта некоммерческая организация дала
возможность молодым людям использовать Интернет
и другие информационные технологии для
повышения образовательного уровня. Сеть
объединила свыше 4000 школ из почти 100 стран мира.
Очередная акция iEARN – 9-я Международная
педагогическая встреча и саммит молодежи прошли
в Москве с 7 по 14 июля 2002 года.
Другие международные программы
предлагают школам принять участие в
соревнованиях по развитию онлайновых
образовательных ресурсов. Ежегодно подобные
конкурсы проводит Global SchoolNet Foundaiton. International aschools
acyberfair предоставляет возможность школам из
различных стран сравнивать и оценивать
образовательные вебсайты и интернет-проекты. В
конце 90-х годов АТ&Т Japan проводил соревнование
«Виртуальный класс», в котором каждая команда
состояла из трех школ различных стран. Команды
работали вместе в течение года по ученическим
проектам образовательного сотрудничества в
киберпространстве. Подобные принципы легли в
основу ThinkQuest3, но с меньшими
по численности командами: только несколько
учеников представляют свои школы.
Вы можете создать свою собственную
региональную, государственную или международную
команду, которая представит ваш класс в
онлайновых проектах в киберпространстве. Можно
пригласить к участию и другие школы.
В 1994–1997 годах, просто разослав по
электронной почте информацию для педагогов и
школьников, я выстроила международную сеть из
более чем трехсот школ в девяти странах, на
четырех континентах. Все школы участвовали в
«Taming the Tube» («Укрощение ящика») – ежегодном
обзоре, который составляли ученики. В нем были
представлены телевизионные предпочтения детей:
какие программы им нравятся и почему.
Один из моих новейших проектов
называется «I Have a Dream» («У меня есть мечта»).
Школьники из 26 стран рассказывают о сокровенных
мечтах и надеждах, размещая свои послания на веб.
Трансформация
учебного процесса:
смена парадигмы
Изменение приоритетов преподавания и
обучения является целью разработанной мною
модели. Наполнение учебных программ онлайновыми
ресурсами, проектной деятельностью требует не
только добавления компьютеров, доступа к
Интернету и образовательного сотрудничества.
Даже в начальной школе потребуется изменить
традиционную модель обучения, в которой
превалирует педагогический монолог. Необходимо
переходить к более схоластичной модели вопросов
и диалогов, действия и взаимодействия, такой
модели, в которой границы между педагогом и
учеником стерты.
Проект, начатый мной в 1997 году,
назывался «Learning: the Next Generation» («Учение: следующее
поколение»). Учебные классы в столицах двух стран
– Канады и США – были объединены в электронном
рабочем пространстве Интернета. Поводом для
проведения этой видеоконференции стало
посещение США премьер-министром Канады Жаном
Кретьеном и его встреча с президентом
Соединенных Штатов Америки Биллом Клинтоном.
Школьники и учителя в Вашингтоне, а также первые
лица государств – г-н Кретьен и г-н Клинтон –
работали в течение дня со мной и моими учениками
из Оттавы в классе без стен. Самым важным
моментом было то, что мы делали, а не то, как мы
это делали. Все вместе – дети и взрослые –
активно обсуждали, как может измениться
образование и какими должны быть школы в будущем,
после уже происходящей электронной революции в
образовании.
Становятся все более очевидными те
изменения, которые происходят в преподавании и
обучении. Это движение – от зазубривания
предмета к его пониманию и осмыслению –
определено как смена парадигмы. То, что
продемонстрировал проект «Учение: следующее
поколение», – виртуальный класс и новые пути
взаимодействия учитель-ученик – можно
определить как смену парадигмы для педагогов.
Технологически насыщенная среда
обучения приводит к созданию электронного
сетевого образовательного сообщества. Интернет
является не просто информационным ресурсом, где
школьники могут демонстрировать свои работы
широкой аудитории. Он стал для меня и моих
учеников динамичным, живым, интерактивным
средством, которое поддерживает совместные
проекты, командную работу, организацию ресурсов
и больше всего – общение и обмен идеями.
Онлайновое проектное обучение дополняет
традиционное. Работа в Сети позволяет школьникам
быть не только потребителями, но и создателями
знаний. Мы находим, что наши проекты не только
предоставляют прекрасную возможность ученикам
разместить собственную информацию, но и помогают
в проведении экспериментов и тестирования, в
осуществлении контактов с другими школьниками.
При этом дети высоко мотивированы и
заинтересованы в своем обучении. Уже не раз они
восхищали учителей своими находками и
открытиями, интересными публикациями.
Надо отметить, что роль педагога в
новой образовательной среде претерпевает
разительные изменения. Тотальное менторство
уходит в прошлое. Учитель теперь выступает
со-учеником, посредником, участником коллектива
(команды), помощником.
Очевидно, что новая парадигма детского
образования полезна как для самих детей, так и
для всего сообщества. Школы готовят будущих
граждан общества, в котором доминируют глубокие
знания профессии, умение работать с
информационными сетями. Модель образования на
основе открытия в совокупности с онлайновым
обучением и умением создавать авторские
публикации необходима в современной экономике.
Во взрослой жизни и профессиональной
деятельности ценятся беглость в письме и
скорость общения в аудитории, исследовательские
и редакторские навыки, знание компьютера,
критическое и междисциплинарное мышление,
умение работать в команде и находить решение
проблем. Новая модель обучения позволяет
формировать основы всех этих навыков.
В классной деятельности Интернет
можно использовать для обучения молодежи как
инструмент общения и совместной работы над
общими задачами с их ровесниками и даже со
взрослыми. Электронные форумы Сети и обсуждаемые
в них проблемы помогают школьникам понять и
оценить историю и культуру других стран,
развивая таким образом их толерантное мышление.
Кроме того, Сеть приглашает школьников к
сотрудничеству не только в часы школьных
занятий, но и в любое другое время: когда
школьники в Японии и Австралии спят, их партнеры
в Европе и Северной Америке могут с энтузиазмом
работать по проекту.
Изменение обучения и образования с
помощью технологического насыщения учебных
программ позволит воспитать новое поколение
осведомленных и активных граждан. Заглянув на 20
лет вперед, мы наверняка увидим взрослых людей,
которые думают и сомневаются, задают вопросы и
учатся на протяжении всей жизни. Ответственных
людей, чья энергия направлена на решение
общественных проблем.
Этому уже сегодня способствуют три
волшебных Т – телекоммуникации, teamwork
(командная работа), трансформация учебного
процесса.
Сокращенный перевод
Елены Ивановой
_____________
1 Наужокайтис Д.
Проект по использованию Интернета в обучении
детей: телекоммуникации, коллективная работа и
трансформация учебного процесса // Библиотеки и
ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и
новые формы сотрудничества : 9-я Междунар. конф.
«Крым–2002» : Труды конф. – Судак, 2002. – Т. 2. – С.
835–840. www.media-awareness.ca/eng/webaware/netsurvey/index.htm
2 Вебквест – форма
образовательного сайта, позволяющая давать
ученикам задание, следуя разработанному на сайте
сценарию, проводить поиск информации в Интернете
и выполнять другие поставленные задачи при
консультационной помощи педагога.
3 Аналог WebQuest. |