Дальние страны
Ольга Мяэотс
Еще один книжный праздник
В этом году 4 марта в Великобритании
повсеместно отмечается замечательный праздник
– День книги.
|
Ольга Николаевна Мяэотс
– заведующая детским читальным залом ВГБИЛ
им. М.Р.Рудомино, член постоянного комитета IFLA по
библиотекам, обслуживающим детей и юношество,
переводчик Москва |
Вообще-то, Международный день
книги, учрежденный ЮНЕСКО в 1995 году, приходится
на 23 апреля, а сама идея такого праздника
родилась почти 80 лет назад в Каталонии. По
традиции в этот день там устраиваются
многочисленные книжные базары и ярмарки, и
каждому посетителю, купившему хотя бы
одну-единственную книгу, обязательно дарят
красную розу.
А в Британии в этом году решили не
ждать до «теплых дней», справедливо рассудив: чем
раньше начнем, тем больше успеем.
Программа праздника и впрямь
многообещающая, ведь в ее создании принимали
участие люди самых разных профессий: издатели,
учителя, библиотекари, книготорговцы, писатели,
художники и все, кто любит книгу.
Каждый участник стремился придумать
что-то оригинальное. Так, издатели и
книготорговцы договорились о том, что в этот день
в обращение будет пущена специальная «валюта» –
«Книжный талон», дающий право на приобретение
книги со скидкой. Но скидка распространяется не
на любую книгу, а на одну из шести специально
отобранных и изданных к этому дню. Еще – на одну
из списка рекомендательного чтения, а также на
книгу или аудиокассету из магазинов –
участников акции или книжных клубов. Так что
выбор достаточно широк. Список книг известен
заранее, можно посоветоваться, обсудить с
друзьями и родителями. На это, собственно, и
рассчитана акция: не просто привлечь детей в
магазины, а постараться сделать так, чтобы они
отнеслись к походу ответственно и получили
радость от покупки.
Чтобы получить заветный талон, каждая
школа должна была заранее объявить о своем
желании принять участие в акции и
зарегистрироваться. Зачем такие формальности?
Почему бы просто не выдавать талоны всем
желающим? Ответ интересен: решившись принять
участие в одном мероприятии, школы, как правило,
«входят во вкус» и начинают придумывать
собственные оригинальные способы отметить День
книги. Так праздник действительно становится
всеобщим!
Важно не просто прочесть книгу, а еще и
передать собственное ощущение радости чтения
другим. Поделиться радостью – сверхзадача
праздника. Поэтому и большая часть программ
направлена именно на общение.
Знаменитая «великая и ужасная» Джоан
Роулинг второй год организует виртуальный
фестиваль. В течение одного дня любимые писатели,
иллюстраторы, актеры отвечают на вопросы
читателей в режиме онлайн. Расписание встреч
известно заранее. Но прежде чем перейти к ответам
на вопросы, каждая знаменитость предлагает
аудитории короткую развлекательную программу:
рассказывает о тайнах профессии, о своих любимых
книгах, о том, как чтение повлияло на их жизнь, о
знаменательных или забавных событиях, которые
отразились в их творчестве. Посетители сайта
узнают, как рождаются книги про милых плюшевых
мишек и крутые детективные серии, что читает на
гастролях знаменитый певец или актер. А вначале
сама Джоан Роулинг ответит на 12 вопросов
победителей книжной викторины.
Конечно,
каждому возрасту – своя книга. Значит, и
программы для каждого возраста должны быть
разными. Так, подросткам было предложено
участвовать 4 марта в акции Подростковые хиты, которую
организует Институт идей и проводит колледж
Гудинаф.
Вот ее предварительное расписание:
9.30–10.00 регистрация и кофе
10.00–11.15 Зачем нужна художественная
литература для подростков?
· Предлагается обсудить, должна ли
литература для подростков:
– помогать справляться с личными
проблемами – от развода родителей до наркотиков
– и быть «утешительницей»;
– помогать разбираться в
социальных проблемах, таких, как расизм, военные
конфликты, и воспитывать ответственного
гражданина;
– служить защитой от житейских
бурь;
– развлекать;
– содействовать развитию навыков
чтения.
· Нужна ли вообще особая литература
для подростков, или им достаточно просто найти
хорошую книгу и испытать радость от ее чтения?
11.30–12.45. Дебаты шестиклассников
· «Должны ли книги для подростков
верно отражать их жизнь?»
Участвуют команды из двух школ, их
аргументы оценивает группа экспертов.
13.45–15.00 Круглый стол о книгах про
войну
· Критики и журналисты обсуждают книги
про войну. Аудитория может также принимать
участие в дискуссии. Предполагается обсудить,
как книги могут помочь подросткам лучше
разбираться в истории, современных конфликтах,
моральных вопросах международных отношений.
15.15–16.00 Книжное сражение
· Какие книги лучше развивают
воображение?
Критики, писатели и школьники делятся
на три команды и отстаивают преимущества своего
любимого жанра: фэнтези, реалистической повести
или классической сказки.
Дискуссия заканчивается всеобщим
голосованием.
16.30–17.45 Компьютерное поколение
Современных
подростков часто осуждают за то, что они
стремятся лишь к развлечениям, слишком
непоседливы и не готовы к серьезному чтению.
Учителя жалуются на то, что ребята не хотят
читать ничего сверх обязательной программы, в
лучшем случае они «скачивают» информацию из
Интернета и не желают пользоваться книгами.
Считается, что телевидение и компьютерные игры
отбивают охоту к чтению. Верно ли это? Издатели и
авторы сегодня пишут и издают книги,
рассчитанные на неискушенного и нерадивого
читателя. Специалисты по книжной рекламе
стараются привлечь внимание подростков к книгам
и оторвать их от экранов и мониторов.
· Верно ли, что подростки читают все
меньше? Почему?
· Как вы считаете, способны ли
телевидение и компьютер вытеснить книгу?
· Нужна ли подросткам своя
собственная литература, которая увлекала бы их и
поддерживала привычку к чтению?
18.30–20.00 Меняющийся образ подростка:
перемены в его жизни, в литературе, в обществе.
· Изменился ли подросток за
последние десятилетия?
До 1960-х годов такое понятие вообще не
существовало. Подросток как потребитель
информации и товаров стал восприниматься лишь с
середины 80-х годов. Литература для подростков еще
моложе.
· Какие книги читали в юном возрасте
предыдущие поколения?
· Какие книги, прочитанные в юности,
определили ваше мировосприятие и оказали
влияние на вашу жизнь?
Все мероприятия рассчитаны на детей
10–13 лет, которые углубленно изучают в школе
литературу, основы социологии и граждановедение.
К участию в обсуждении также приглашаются дети,
состоящие в различных дискуссионных, книжных,
журналистских клубах и объединениях.
Для участия в акции можно купить билет
на весь день или только на одно мероприятие.
К участию в дискуссиях приглашаются
известные писатели, критики, издатели, учителя,
специалисты по рекламе, журналисты.
Интересная и разнообразная программа
позволяет ожидать, что акция окажется интересной
и пройдет успешно.
Я же обратила внимание на то, что в
отличие от привычных книжных программ, здесь нет
традиционных презентаций и рассказов о книгах.
Наоборот, книга становится поводом для рассказа
о самом себе, о собственных переживаниях и
собственном жизненном опыте. А кто не любит
поговорить о себе самом? Таким образом книга
воспринимается как неотъемлемая важная часть
жизни вообще, как «волшебное средство»,
позволяющее нам преображать свою жизнь, делать
ее радостнее и ярче.
И еще. Праздник, заявленный как День
книги, превращается в долгоиграющую кампанию –
от первых подготовительных дней до
многочисленных последующих встреч с книгами,
чтение которых становится радостной привычкой. |