Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Дальние страны

Ольга Мяэотс

Еще один книжный праздник

В этом году 4 марта в Великобритании повсеместно отмечается замечательный праздник – День книги.

Ольга Николаевна Мяэотс заведующая детским читальным залом ВГБИЛ им. М.Р.Рудомино, член постоянного комитета IFLA по библиотекам, обслуживающим детей и юношество, переводчик Москва

Вообще-то, Международный день книги, учрежденный ЮНЕСКО в 1995 году, приходится на 23 апреля, а сама идея такого праздника родилась почти 80 лет назад в Каталонии. По традиции в этот день там устраиваются многочисленные книжные базары и ярмарки, и каждому посетителю, купившему хотя бы одну-единственную книгу, обязательно дарят красную розу.

А в Британии в этом году решили не ждать до «теплых дней», справедливо рассудив: чем раньше начнем, тем больше успеем.

Программа праздника и впрямь многообещающая, ведь в ее создании принимали участие люди самых разных профессий: издатели, учителя, библиотекари, книготорговцы, писатели, художники и все, кто любит книгу.

Каждый участник стремился придумать что-то оригинальное. Так, издатели и книготорговцы договорились о том, что в этот день в обращение будет пущена специальная «валюта» – «Книжный талон», дающий право на приобретение книги со скидкой. Но скидка распространяется не на любую книгу, а на одну из шести специально отобранных и изданных к этому дню. Еще – на одну из списка рекомендательного чтения, а также на книгу или аудиокассету из магазинов – участников акции или книжных клубов. Так что выбор достаточно широк. Список книг известен заранее, можно посоветоваться, обсудить с друзьями и родителями. На это, собственно, и рассчитана акция: не просто привлечь детей в магазины, а постараться сделать так, чтобы они отнеслись к походу ответственно и получили радость от покупки.

Чтобы получить заветный талон, каждая школа должна была заранее объявить о своем желании принять участие в акции и зарегистрироваться. Зачем такие формальности? Почему бы просто не выдавать талоны всем желающим? Ответ интересен: решившись принять участие в одном мероприятии, школы, как правило, «входят во вкус» и начинают придумывать собственные оригинальные способы отметить День книги. Так праздник действительно становится всеобщим!

Важно не просто прочесть книгу, а еще и передать собственное ощущение радости чтения другим. Поделиться радостью – сверхзадача праздника. Поэтому и большая часть программ направлена именно на общение.

Знаменитая «великая и ужасная» Джоан Роулинг второй год организует виртуальный фестиваль. В течение одного дня любимые писатели, иллюстраторы, актеры отвечают на вопросы читателей в режиме онлайн. Расписание встреч известно заранее. Но прежде чем перейти к ответам на вопросы, каждая знаменитость предлагает аудитории короткую развлекательную программу: рассказывает о тайнах профессии, о своих любимых книгах, о том, как чтение повлияло на их жизнь, о знаменательных или забавных событиях, которые отразились в их творчестве. Посетители сайта узнают, как рождаются книги про милых плюшевых мишек и крутые детективные серии, что читает на гастролях знаменитый певец или актер. А вначале сама Джоан Роулинг ответит на 12 вопросов победителей книжной викторины.

Фото Веры ЗубаренковойКонечно, каждому возрасту – своя книга. Значит, и программы для каждого возраста должны быть разными. Так, подросткам было предложено участвовать 4 марта в акции Подростковые хиты, которую организует Институт идей и проводит колледж Гудинаф.

Вот ее предварительное расписание:

9.30–10.00 регистрация и кофе

10.00–11.15 Зачем нужна художественная литература для подростков?

· Предлагается обсудить, должна ли литература для подростков:

– помогать справляться с личными проблемами – от развода родителей до наркотиков – и быть «утешительницей»;

– помогать разбираться в социальных проблемах, таких, как расизм, военные конфликты, и воспитывать ответственного гражданина;

– служить защитой от житейских бурь;

– развлекать;

– содействовать развитию навыков чтения.

· Нужна ли вообще особая литература для подростков, или им достаточно просто найти хорошую книгу и испытать радость от ее чтения?

11.30–12.45. Дебаты шестиклассников

· «Должны ли книги для подростков верно отражать их жизнь?»

Участвуют команды из двух школ, их аргументы оценивает группа экспертов.

13.45–15.00 Круглый стол о книгах про войну

· Критики и журналисты обсуждают книги про войну. Аудитория может также принимать участие в дискуссии. Предполагается обсудить, как книги могут помочь подросткам лучше разбираться в истории, современных конфликтах, моральных вопросах международных отношений.

15.15–16.00 Книжное сражение

· Какие книги лучше развивают воображение?

Критики, писатели и школьники делятся на три команды и отстаивают преимущества своего любимого жанра: фэнтези, реалистической повести или классической сказки.

Дискуссия заканчивается всеобщим голосованием.

16.30–17.45 Компьютерное поколение

Фото Веры ЗубаренковойСовременных подростков часто осуждают за то, что они стремятся лишь к развлечениям, слишком непоседливы и не готовы к серьезному чтению. Учителя жалуются на то, что ребята не хотят читать ничего сверх обязательной программы, в лучшем случае они «скачивают» информацию из Интернета и не желают пользоваться книгами. Считается, что телевидение и компьютерные игры отбивают охоту к чтению. Верно ли это? Издатели и авторы сегодня пишут и издают книги, рассчитанные на неискушенного и нерадивого читателя. Специалисты по книжной рекламе стараются привлечь внимание подростков к книгам и оторвать их от экранов и мониторов.

· Верно ли, что подростки читают все меньше? Почему?

· Как вы считаете, способны ли телевидение и компьютер вытеснить книгу?

· Нужна ли подросткам своя собственная литература, которая увлекала бы их и поддерживала привычку к чтению?

18.30–20.00 Меняющийся образ подростка: перемены в его жизни, в литературе, в обществе.

· Изменился ли подросток за последние десятилетия?

До 1960-х годов такое понятие вообще не существовало. Подросток как потребитель информации и товаров стал восприниматься лишь с середины 80-х годов. Литература для подростков еще моложе.

· Какие книги читали в юном возрасте предыдущие поколения?

· Какие книги, прочитанные в юности, определили ваше мировосприятие и оказали влияние на вашу жизнь?

Все мероприятия рассчитаны на детей 10–13 лет, которые углубленно изучают в школе литературу, основы социологии и граждановедение. К участию в обсуждении также приглашаются дети, состоящие в различных дискуссионных, книжных, журналистских клубах и объединениях.

Для участия в акции можно купить билет на весь день или только на одно мероприятие.

К участию в дискуссиях приглашаются известные писатели, критики, издатели, учителя, специалисты по рекламе, журналисты.

Интересная и разнообразная программа позволяет ожидать, что акция окажется интересной и пройдет успешно.

Я же обратила внимание на то, что в отличие от привычных книжных программ, здесь нет традиционных презентаций и рассказов о книгах. Наоборот, книга становится поводом для рассказа о самом себе, о собственных переживаниях и собственном жизненном опыте. А кто не любит поговорить о себе самом? Таким образом книга воспринимается как неотъемлемая важная часть жизни вообще, как «волшебное средство», позволяющее нам преображать свою жизнь, делать ее радостнее и ярче.

И еще. Праздник, заявленный как День книги, превращается в долгоиграющую кампанию – от первых подготовительных дней до многочисленных последующих встреч с книгами, чтение которых становится радостной привычкой.