Музыка в библиотеке
Александра Швец, Ольга Громова
Встреча третья1
Моцарт у каждого свой
В прошлом году начались наши истории про
встречи в клубе с условным названием «Музыка в
библиотеке». И вот мы возвращаемся туда.
Светофор на переходе возле метро
«Таганская» перекрывает движение надолго. Вот и
в это утро мы с коллегами, как обычно, стоим в
ожидании зеленого света. К томящейся толпе
присоединяются то ученики, то учителя. Подходит
коллега-библиотекарь из соседней гуманитарной
гимназии. Сразу после «здравствуйте» вопрос:
– Говорят, у вас новый проект – музыка
в библиотеке? А почему музыка всю неделю после
разговора, а не до? Вам не кажется, что легче
просто слушать, пусть даже не зная заранее, что
это?
– Верно! А в конце недели будем
обсуждать, что запомнилось, что понравилось, а
потом опять слушать. Вот тут-то мы и расскажем,
кто композитор да что звучало.
– Чья музыка на этой неделе?
– Моцарт! – хором отвечаем мы. –
Приходите в гости.
– Одного боюсь, – робко добавляю я, –
Как бы на лекцию не сбиться. Когда много
информации, она музыку забивает.
– Или вовсе не усваивается, –
вставляет Лиза.
– Может, надо рассказывать по
чуть-чуть? – спрашивает коллега. – Только что-то
очень яркое о композиторе или произведении…
– Здрасссти! – здоровенный
одиннадцатиклассник чуть ли не перешагивает
через нас, спеша вперед.
–
«Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный…» –
пропел сзади кто-то.
– Вот-вот, именно, вот вам и Моцарт, –
Вера Васильевна тоже встала на злополучном
переходе. – Здравствуйте девочки, здравствуйте,
Лидия Федоровна. Я подумала, ведь как часто мы
что-то напеваем себе под нос знакомое или
слышим…
– Ага, из мобильника, – добавляют
подошедшие ребята.
Вера Васильевна кивает:
– И из мобильников в том числе. И не
знаем, что это фрагменты классических известных
мелодий.
– Ну да, – тот же детский голос, что
говорил про мобильники, – шлягеры, только
классические.
– Так вот, – продолжает Вера
Васильевна – Надо слушать классические шлягеры
и потом повторять полюбившиеся, возвращаться.
– И я о том же, – подтверждает Лидия
Федоровна – У себя в гимназии обязательно
предложу. Да, может быть, ребят из музыкалок
пригласить, есть же наши ученики...
В школе на нас набегает стайка девочек.
– Знаете, мы посмотрели классный фильм
про девушку-чудачку Амели. Там такая музыка,
такая музыка… Мы даже стали искать, что он, этот
композитор, Ян Тирсен, еще написал. Оказалось, он
раньше увлекался музыкой детских инструментов,
разных там шарманок, металлофонов и других
игрушек. Целый альбом из такого вот «наива».
Вроде Гайдна, только Тирсен в нашем веке живет. А
давайте мы потом еще Гайдна «Детскую» послушаем!
А мы Яна Тирсена принесем, ладно?
Впору было хвататься за голову:
повторять «Детскую» Гайдна? Начинать Моцарта?
Слушать Тирсена? А что? Почему бы не вернуться к
Гайдну вот в таком сочетании? Интересный может
получиться разговор. Но сегодня все решил Витька,
который, оказывается, подготовил-таки «доклад» с
детективным оттенком «Кто такой Дон Жуан и где
его искать». Мы уже и не надеялись, хотя идея была
его. Как организаторы, мы сильно рисковали: весь
доклад мог оказаться анекдотом. Хотя вообще-то
рассчитывали, что человеческое любопытство
тянет туда, куда его неохотно пускают. За кулисы
всего, за страницы книг, к историям, не слишком
рекомендованным даже старшеклассникам.
За всем был четкий уговор
организаторов: говорим обо всем, что интересно
детям, честно, точно и красиво. Услышать бы во
всем известных, примелькавшихся и слегка
надоевших «шлягерах» что-то личное, что-то заново
открыть для себя. Вот было б здорово!
Уроки в пятницу пролетают незаметно. И
вот в четыре, как и в прошлый раз, вся компания в
сборе. Есть новые лица. Слушаем Витькин доклад.
Действительно, просто детектив!
По сути дела, этот самый Дон Жуан –
«бродячий» сюжет, пришедший из очень старых
народных источников. Веселый, коварный,
галантный, жизнелюбивый бретер и его
простоватый, но хитрый слуга привлекали многих.
Есть Дон Жуан француза Мольера и маленькая
трагедия А.С.Пушкина «Каменный гость», есть балет
немца Виллебальда Глюка и опера «Распутник» у
англичанина Генри Пёрселла, есть опера «Дон
Жуан» и у Вольфганга Амадея Моцарта (одна из
самых замечательных опер в мире). Сюжеты немного
отличаются друг от друга. Ведь все по-разному
понимают и переживают верность, любовь, измены.
Да и музыка для всех – это что-то очень разное,
что-то порой очень личное или – вовсе
безразличное.
В библиотеку входит наша учительница
иностранных языков Марина Валентиновна и
прислушивается к разговору. Суть его сводится к
тому, что… мы не знаем, что сказать о Моцарте.
Лиза говорит о веселом и легком
композиторе:
– Одна «Маленькая ночная серенада»
чего стоит! Музыка на воде, бал, фейерверк!
Фонтаны веселья и огней! Церемонные дамы,
галантные кавалеры танцуют придворный танец. Все
слышно, все видно, а музыка такая сверкающая!
– Ничего себе, веселый! – вырывается у
учительницы музыки Александры Сергеевны. – А
«Реквием»? Поминальная служба для хора, оркестра
и органа. Музыка скорбная… Просветляющая. Я
больше всего люблю ту часть мессы, которая
называется «Лакримозо», по-латыни – «День слез».
Такая задушевная, красивая музыка. Многие из вас
ее слышали. Хотя не все знают, что это из
«Реквиема».
– А какой необычный случай
сопровождал появление этой вещи! Я в фильме
«Амадей» видела, – вставляет Настя. – Какой-то
таинственный человек, одетый во все черное и в
маске, не назвавшийся, заказал тяжело больному
Моцарту «Реквием».
– Действительно, это очень сильный
эпизод в фильме Милоша Формана, – продолжает
разговор Александра Сергеевна. – Впоследствии
выяснилось, что это был управляющий некоего
графа Вальзега, меломана и музыканта-любителя.
Вот этот-то граф и пожелал, тайно заполучив новую
музыку, выдать ее за свою. Но на Моцарта его
«черный человек» произвел жуткое впечатление. Он
решил, что пишет заупокойную службу самому себе.
И что ужасно – оказался прав. Вскоре он умер.
Молва приписала его внезапную смерть злому
умыслу композитора Антонио Сальери. Очень долго
существовала эта легенда о смертельной зависти.
– То есть никого Сальери не убивал?
– Нет, Лизонька, скорее всего – нет.
– А композитор-то был такой? Сальери?
–
Был, и довольно популярный. И музыку писал
хорошую. Только после этой истории музыку
Сальери стали играть неохотно. Пушкин наверняка
все это знал, когда писал «Маленькие трагедии».
– Между прочим, – вставляет Марина
Валентиновна, – я тут видела афиши возле
консерватории. В одном из концертов объявлена
музыка Сальери и Моцарта-отца.
– Ой, сходим?
– Сходить на Сальери можно. И
«Реквием» Моцарта часто исполняют. Это глубокая,
мудрая, трагическая музыка, поэма о жизни и
смерти. Ее непременно стоит слушать для себя.
– А знаете, – вдруг говорит Вера
Васильевна, – я люблю его последнюю, сороковую
симфонию. Слушаю, и мне кажется, будто Моцарт
прожил жизнь как бы вспять. Подумайте,
колоссальный успех в детстве, чудо-ребенок. Его
жизнь тогда была похожа на музыку второй части:
солнечная, мечтательная… Но это только
воспоминание человека о чем-то милом его душе. А
первая – это нынешняя его жизнь. И все
прерывается суровой, волевой темой третьей
части.
– А вы знаете, что Моцарт был масоном и
верил в силу братства «вольных каменщиков»? –
встрял Витек. – Я вычитал, когда доклад готовил.
Искал, где почитать об этом. Не нашел.
– Творчество Моцарта гораздо сложнее,
чем кажется на первый взгляд… Вся его музыка
была борьбой за горькую правду жизни в искусстве,
– добавляет Александра Сергеевна.
В разговор вступает Марина
Валентиновна:
– Я, знаете ли, выросла в Вене, где
работали мои родители. Там так почитают Моцарта!
Везде звучит его музыка и стоит удивительный
памятник – печальный ангел, заслоняющий свое
лицо. Мне все кажется, что в песне Булата
Окуджавы, помните? – «Не оставляйте стараний,
маэстро, не убирайте ладони со лба…» – об этом
памятнике Моцарту. Давайте послушаем сороковую.
– Как?! – вмешивается кто-то из
учеников. – Моцарт вроде неизвестно где
похоронен.
– Правда, памятник не на могиле. Так
получилось, что хоронить его было некому –
эпидемия, а сторож кладбища и вовсе умер – все
забылось. Но музыку-то Моцарта все помнили…
И тут я вспоминаю и рассказываю всем,
как в детстве моему заболевшему младшему
братишке мама ставила пластинку радостного
«Турецкого рондо». И они вместе следили за
«шагами» марша «Рондо а-ля Турка» и вместе
смеялись. Уж очень многое можно было
навоображать – и подпрыгивающую походку, и
спадающие туфли с загнутыми носами, и музыкантов,
хлопающих по своим инструментам, и другую
радостную экзотику.
Марина
Валентиновна рассказывает об известном русском
дипломате прошлого века Георгии Чичерине,
чрезвычайно образованном человеке, который
всерьез занимался теорией музыки и сам был
незаурядным пианистом. Он считал Моцарта
явлением из будущего и предостерегал всех, что
нельзя слишком поверхностно, упрощенно
воспринимать великую музыку Моцарта. Музыка
сороковой симфонии звучит так, будто Моцарт
совершенно точно знал и о своей смерти, и о
бессмертии своей души и музыки, и пережил все это
заранее...
Мы замолкаем, и тут обнаруживаем, что
наш главный детектив, Витька, прикорнул в своем
углу.
– Спи, моя радость, усни, в доме погасли
огни… – шепотом поет Лиза.
Все заулыбались, а Лиза добавила:
– И опять Моцарт.
Да, Моцарт действительно у каждого свой.
______________
1 Встречи первая
(Антонио Вивальди) и вторая (Йозеф Гайдн) были
напечатаны, соответственно, в №18, 22–2003. |