Истории без обложки
Татьяна Рудишина
Любите живопись, поэты!
Есть издания, с которыми на «вы». Они
никогда не заигрывают со своими читателями, не
допускают ни тени панибратства. И сегодня, когда
информационное пространство становится все
более открытым, а учитель и ученик готовятся к
уроку по одним и тем же источникам,
информационная ценность подобного издания
особенно высока. Я о газете «Искусство»
издательского дома «Первое сентября», в которой
очень емко, профессионально и в то же время
доступно объясняются особенности направлений
искусства ХХ века, публикуется «Всеобщая история
искусств». На страницах газеты выступают
искусствоведы с мировыми именами, и здесь же –
блестящие изыскания школьников. Кроме своей
информационной ценности, газета «Искусство» –
это и кладезь блестящих идей для библиотекаря.
Берешь годовую подшивку и начинаешь
фантазировать.
Один материал настраивает на поиск
необычной формы подачи, а вот этот – может стать
основой для творческого проекта, еще один –
дарит цепочку ассоциаций, которая непременно
сработает в одном из разговоров после уроков.
Например, в ходе рассказа о натюрмортах
предлагаю своим собеседникам вообразить и
описать натюрморт, который выразил бы сущность
их самих, или каких-то известных людей, или
литературных героев. Или, показывая рисунок
античной вазы, даю ребятам задание поискать
стихотворения, посвященные искусству этого
периода, а сама непременно вспомню пушкинские
строчки «Урну с водой уронив, об утес ее дева
разбила» и его же – «На статую играющего в
бабки» и «На статую играющего в свайку». Не
исключено, что откликом на ваш разговор станет
поэтическое творчество ваших читателей. Такое и
у нас случалось. Причем эти стихотворения не были
написаны по заказу, к уроку. Мы узнали о них уже
много позже. Это даже лучше.
Из сборника стихов Юлии Лазаревой
«Чайный город»:
Импрессионист
Импрессионисту снится осень,
Образ, нарисованный пастелью.
Всё вокруг – пронзительная просинь,
Тающая просинь с карамелью.
Клён как крёстный, щедрый на подарки,
С небом связанный одним сияньем.
Рыжая звезда в аллею парка
Падает – загадывай желанье!
Мир не зря на всех разлит и роздан
Всею полнотою без остатка,
Влажные, заплаканные звёзды
На лету лови взахлёб в охапку.
И бегом – куда всё? – без причины,
Распугав притихших луж ватаги…
Рыжую звезду на ножке длинной
Высушат меж листиков бумаги…
Импрессионисту осень снится,
Взгляд её задумчивый и карий…
Наши пролетающие лица
Собраны в пылающий гербарий.
1999
Немало стихотворных строк посвящено
художникам и их творениям. Хрестоматийный пример
– стихотворение Николая Заболоцкого, написанное
на портрет А.П.Струйской кисти Федора Рокотова:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.1
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…
А много раньше другой поэт – Яков
Полонский – обратился «К портрету Лопухиной»
кисти В.Л.Боровиковского:
Она давно прошла, – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражала
Страданье – тень любви,и мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать –
Прощать – молчать…2
Поэт подчас находит столь точные
метафоры для описания того или иного полотна, что
искусствоведу остается лишь рассказывать о
произведении и его авторе. Художник слова очень
тонко чувствует художника пера, резца и кисти, то
мысленно пытаясь примерить на себя судьбу творца
или его героев, то решая вечный вопрос – в чем
суть творчества.
Поэты размышляют о живописи и графике,
о жанрах и приемах, сюжетах и композициях,
пытаются писать «в разных техниках».
Живопись
С годами живопись становится
понятней,
Мы к ней все чаще обращаемся опять.
Московских пригородов солнечные пятна,
Головки грезовской светящаяся прядь,
Вакханки Рубенса, и Тауэр в тумане
Припоминаются все ярче и ясней.
Изображенья, раз увиденные, манят,
Вдруг проступившие из юношеских дней.
С годами живопись становится нужнее, –
Все остальное ускользает и течет.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год.
Одна лишь живопись внушает нам надежду,
Что неизменными останутся всегда
И эти складки у пророка на одежде,
И эта серая в промоинах вода.
И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатленные на сером полотне.
Александр Городницкий, 1987
Игорь Северянин, словно художник, цикл
своих стихотворений так и назвал – «акварель»3.
Весенняя яблоня. Акварель
Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –
Трепещет дерево, туманя гений мой…
Как будто в зеркало, смотрясь в
широкий плес,
Она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба,
Вняв отражению зловещего горба.
Когда на озеро слетает сон стальной,
Бываю с яблоней, как с девушкой больной,
И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.
Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос,
Потом берет меня в ветвистое кольцо, –
И я целую ей цветущее лицо.
1910
А сколько художников были поэтами и
наоборот, поэты – художниками: Волошин, Крученых,
Маяковский, Бурлюк…
Перелистывала подшивку газеты
«Искусство» и ловила себя на мысли сделать
поэтический обзор газетных публикаций, в котором
стихотворные строки дополняли бы
искусствоведческий текст, вносили в разговор о
прошлом интонацию ХХ и даже ХХI века. Столь
неакадемичный подход к произведениям
изобразительного искусства может показаться
субъективным и некорректным, но на то они и есть разговоры
после уроков. На этот раз вокруг публикаций
газеты «Искусство», произведений и судеб любимых
художников и поэтов. Стихотворения сами говорят
за себя, комментировать их просто не нужно. Это не
тексты обзоров и бесед, это – всего лишь этюды,
на основе которых каждый может создать свою
картину.
Этюд первый
Сиреневый
Первую картину импрессионистов в
Россию привез коллекционер Сергей Щукин. Это
была «Сирень в саду» Клода Моне. Спустя годы
поэт Осип Мандельштам свои впечатления от
созерцания именно этой картины запечатлел в
стихотворении «Импрессионизм»:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
К образу сирени обращались многие
художники. «С этим душистым весенним растением
связана легенда о нимфе Сиринге, преследуемой
влюбленным в нее Паном. Не желая принадлежать
хозяину леса, она взмолилась богам, и была
обращена ими в тростник, из стеблей которого Пан
сделал свирель»4.
Сирень – не единожды воплощенная на
холсте и майолике, на бумаге и в мозаике. Помните
сирень Врубеля и Кончаловского?! Современники
говорили, что в год смерти Врубеля сирень зацвела
во второй раз, осенью, что не случается в наших
краях. Цветок прощался с великим мастером.
А вот – Александр Кушнер.
Сирень
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
Рекомендуем почитать:
Азарова Ю. «Живописцы счастья» –
французские импрессионисты. Урок-салон для 11 кл.
// Искусство. – 2000. – № 22. – С. 4–5.
Богемская К. Impression. Впечатление //
Искусство. – 2002. – № 2. – С. 6–7. – (Новости
культуры)
Дмитриева Н. Импрессионизм //
Искусство. – 2003. – № 4. – С. 4–15.
Докторова Л. Клод Моне и его вселенная
// Искусство. – 1999. – № 20. – С. 4–5.
Кантор А. Был ли русский импрессионизм?
// Искусство. – 2001. –
№ 5. – С. 20.
Рыжова С., Рыжов К. Импрессионизм:
Интеллектуальный лабиринт // Искусство. – 2003. –
№12. – С. 3–4. – (Нетрадиционный урок)
Продолжение в следующих номерах
________________
1 В газете
«Искусство» опубликован сценарий изящного
урока-концерта для 9-х классов по теме «Женские
образы в русском искусстве ХVIII века» (2002. – №16 –
С. 23). Музыка Моцарта, Козловского, Фомина
чередуется со стихами Евдокии Ростопчиной,
Николая Новикова, Якова Полонского, Федора
Тютчева, созвучные портретам прекрасных
«смолянок» работы художников Дмитрия Левицкого,
Федора Рокотова, Владимира Боровиковского.
2 Кралькина Ю. Искусство. –
2000.– № 36. – С. 5–6.
3 Об искусстве
акварели см.: Невельский В. Ода акварели //
Искусство. – 2000. – № 2. – С. 13.
4 Флора и Фавн. Мифы о
растениях и животных. М.: Русь, 1998. – С. 96. |