Календарь круглых дат
Мария Порядина
Друзья честных людей
Денис Иванович Фонвизин, Александр Ефимович
Измайлов, Иван Иванович Козлов
Вторая половина ХVIII века – время,
когда просветительские идеи еще воздействовали
на общественное мнение, честность считалась
гражданской добродетелью, а писатели показывали честного
человека как пример для подражания. Одним из
таких литераторов был Денис Иванович Фонвизин.
Юность Фонвизина во многом типична для
людей его круга: университетская гимназия, затем
философский факультет Московского университета,
служба в Коллегии иностранных дел и первые
литературные опыты – переводы немецких басен.
Позже Фонвизин переводит много, даже трагедию
Вольтера «Альзира», но все это бесцветно по
сравнению с замечательными явлениями
оригинальной фонвизинской комедийной
драматургии.
В «Бригадире» (1769) на сцену выходит
«благородное российское сословие», то есть
русское дворянство в разных лицах: отслуживший
свое военный, отставной гражданский чиновник, их
жены – светская пустышка и пожилая
провинциальная простушка, «модный» мальчик,
нахватавшийся «просвещения» от француза кучера,
а для контраста – честные люди: разумный сын
помещика и благонравная девица.
Советник – взяточник и ханжа,
Советница – мотовка и распутница. Бригадир –
грубиян, а его почтенная супруга – дура. Все они,
за исключением, пожалуй, Бригадирши, которая
дальше носа не видит, охотно подсчитывают сучки в
чужих очах и весьма снисходительны к собственным
бревнам. «Положительных» персонажей лишь двое –
Добролюбов и Софья, но им счастье не улыбается:
достойный юноша пока не настолько богат, чтобы
жениться по сердечной склонности, а девушка
вынуждена слушаться отца, хотя о своем
предстоящем замужестве так и говорит: «Здесь
никакого риску нет, а есть очевидная моя
погибель…»
Расчетливый Советник неволит дочку замуж
за балбеса, который, согласно господствующей
моде, преотважно волочится за Советницей; супруг
же ее, твердя о чести, сам подъезжает к
простодушной Бригадирше, чей муж по-военному
прямо «делает свой кур» Советнице, а та охотно
принимает ухаживания бригадирского сына, не
желающего жениться на порядочной девушке...
Короче, все при деле, все в амурах, только «их
любовь смешна, позорна и делает им бесчестье».
Однако талант Фонвизина проявляется в
том, что его персонажи – не плоские карикатуры,
«пороки в лицах», а вполне живые люди, которых
можно и понять, и даже пожалеть. Например,
Советница вполне справедливо отзывается о муже
(«не пропускает ни обедни, ни заутрени и думает...
что будто бог столь комплезан, что он за
всенощною простит ему то, что днем наворовано»), в
недалекой Бригадирше проявляется заботливая,
рачительная хозяйка, да и сын ее, когда не дурит,
способен проявить даже находчивость и остроту
соображения.
Говорят, что после чтения «Бригадира»
приятель, видный литератор, сказал Фонвизину:
«Умри, Денис! Лучше не напишешь». А только Денис
взял и не умер! Взял и написал новую комедию, еще
лучше! Образ недоросля Митрофанушки так
выразителен, что самое имя его стало
нарицательным.
Анализируя в комедиях семейные
отношения, драматург заодно прошелся и по
проблемам в других сферах – от словесности и
просвещения до армии, судопроизводства и
придворной жизни. Есть основания предполагать,
что тем самым Фонвизин заслужил личную обиду просвещенной
государыни, которая именно в этих отраслях не
слишком умело наводила порядок.
Известно, что Фонвизин уничтожил
многие свои «опасные» сочинения, да и за те, что
были напечатаны, приходилось ему оправдываться
– мол, «некоторые стихи являют тогдашнее мое
заблуждение». И все же при Екатерине не удалось
напечатать собрание сочинений Фонвизина, не
удалось организовать выпуск журнала «Друг
честных людей, или Стародум». И это понятно! В 1760-е
годы, когда некоторые высокопоставленные особы
переписывались с европейскими мыслителями,
лирический герой «Послания к слугам моим…»
спрашивал, «на что сей создан свет», не у
профессоров и философов, а у дядьки, кучера и
лакея. И через двадцать лет Фонвизин со страниц
журнала «Собеседник любителей русского слова»
терзал монархиню пристрастным допросом: «В чем
состоит наш национальный характер?» – и обличал
лесть у трона, глупость в чинах, взяточничество и
несправедливость. Вопросы «Собеседника…»
актуальны и сейчас, да и прочие сочинения
Фонвизина – скажем, «Придворную грамматику» (в
ней доказывается, например, что успехов
достигают преимущественно безгласные и согласные)
– не так уж трудно применить к нынешнему дню. 14 апреля
– 260 лет со дня рождения Д.И.Фонвизина (1744–1792).
Времена менялись, но гражданский пафос
эпохи Просвещения остыл не сразу. Взять, к
примеру, представителя следующего литературного
поколения – Александра Ефимовича Измайлова.
Сын небогатого помещика и ученик
Горного кадетского корпуса, в двадцатилетнем
возрасте он начал литературную деятельность с
романа под названием «Евгений, или Пагубные
следствия дурного воспитания и сообщества»
(1799–1801). Забавно: Саша Пушкин еще лежал в
колыбели, а испорченный Евгений уже вошел в
литературу!
В 1809–1811 годах Измайлов издавал
журналы «Цветник» и «Санкт-Петербургский
вестник»; тогда же в печати появились его первые
басни. Этому жанру Измайлов отдал много времени и
сил, веря в высокое предназначение
нравоучительных стихов. Об этом говорит басня,
которая так и называется — «Происхождение и
польза басни». Здесь повествуется, как «...к царю в
его чертог // Вошла вдруг Истина нагая!» — и ее,
бесстыдницу, тотчас выгнали вон. Однако,
поразмыслив, Истина вновь явилась к царю, но не
нагишом, а «...в блестящей, дорогой одежде, //
Которую на час у Вымысла взяла», и заговорила «с
почтеньем». И таким-то путем она достигла цели:
правитель прислушался к ее советам, все
переменилось, «царь славу приобрел, и счастлив
стал народ».
Живописуя истины, Измайлов
апеллировал к честным людям, но как поэт не
чуждался «низких» предметов, не смущался, рисуя
весьма непрезентабельных персонажей:
Пьянюшкин, отставной квартальный,
Советник титулярный,
Исправно насандалив нос,
В худой шинелишке, зимой, в большой мороз,
По улице шел утром и шатался…
Современники, читая Измайлова,
вспоминали фламандских живописцев,
предпочитающих полнокровную жизненность
изящной утонченности, пристрастных к грубоватой,
«беспорядочной» натуре («фламандской школы
пестрый сор» упоминает Пушкин в «Онегине»). По
словам Белинского, Измайлов «создал себе особый
род басен, герои которых: отставные квартальные,
пьяные мужики и бабы, ерофеич, сивуха, пиво,
паюсная икра, лук, соленая севрюжина; место
действия – изба, кабак и харчевня».
Не оставлял Измайлов и собратьев по
перу – исправно ругал графоманов, дураков и
гонителей просвещения («Стихотворец и черт»,
«Ценсор и сочинитель»). Басни Измайлова были
невероятно популярны в обществе и составляли
серьезную конкуренцию, например, басням Ивана
Андреича Крылова.
В 1818 году Измайлов основал журнал
«Благонамеренный», на страницах которого
публиковались видные авторы (Дельвиг,
Баратынский, Орест Сомов) и велась
общественно-литературная полемика. Однако
журнальная деятельность почти не приносила
дохода, а попытки Измайлова вернуться на
государственную службу нельзя назвать удачными.
В должности вице-губернатора в Твери или
чиновника в Архангельске прирожденному
баснописцу приходится нелегко: рука так и
тянется исправлять, разоблачать… Чересчур
ретивого деятеля оклеветали, отставили от
должности, и более он не мог следовать своему
призванию. 25 апреля исполняется 225 лет со
дня рождения А.Е.Измайлова (1779–1831).
И все же благородное просветительство
в литературе постепенно уступало место
лирическому переживанию. То же самое поколение
стало по-новому понимать задачи поэзии – и
встретило сочувственное понимание читающей
публики.
Тремя днями раньше Измайлова родился Иван
Иванович Козлов. Как многие дворянские
«недоросли», он был ребенком записан в
гвардейский полк, однако девятнадцати лет, ни дня
не прослужив по военной части, вышел в отставку и
устроился на необременительную канцелярскую
должность в Москве. Долгие годы жизнь его
проходила исключительно в гостиных –
современники аттестовали его как «молодого
блестящего светского человека, украшение
обществ Москвы и Петербурга». По счастью, в
гостиных бывали не только светские краснобаи, но
и честные люди, уважать и чтить которых
Козлов научился охотно: Жуковский, братья
Тургеневы, Батюшков, Крылов, Гнедич, а потом и
Дельвиг, Баратынский, Пушкин…
В 1812 году Козлов участвовал в
снаряжении народного ополчения; после войны
переехал в Петербург и получил место в
департаменте государственных имуществ. Тогда же,
под влиянием друзей, он стал пробовать силы в
поэзии. Поддавшись господствующему в литературе
настроению, Козлов начал с «чувствительной»
лирики. Ведь властителями дум были в эти годы
Карамзин и Жуковский, которые вели русскую
словесность к романтизму.
В начале 20-х годов жизнь Козлова
решительным образом переменилась – ему отказали
ноги, ухудшилось зрение, и полный сил, цветущий
мужчина превратился в слепого инвалида. «Ужасно
его положение, — записал Николай Тургенев, — но
сам он говорит, что недвижимость его соединила
напряжение сил душевных и возвысила его душу».
Болезнь исключила Козлова из житейской суеты,
обострила его чувства и заставила спасаться от
отчаяния поэзией.
…Как черен был вчерашний день!..
Проснулся – день еще чернее!
Но вдруг из туч мне блещет свет,
Душе какой-то слышен голос…
<…>
И мнится: он небесный звук,
И на устах замрет роптанье,
И мило мне томленье мук, –
В них есть свое очарованье!
Лирические стихотворения и поэмы,
переводы и «подражания» авторам, чье
миросозерцание было созвучно поэту (Байрон,
Мицкевич, Томас Мур), стали содержанием и
оправданием жизни «слепого певца». «Байрон»,
«Ирландская мелодия», «Венецианская ночь»,
«Вечерний звон», «Плач Ярославны»,
«Бахчисарайский дворец», «Гимн Орфея» — уже по
названиям стихотворений видно, что составляло
мир поэта-романтика, который боролся с судьбой и
благословлял ее.
В кабинете Козлова висела картина: дуб,
надломленный молнией. О нем – и о себе – поэт
написал стихи.
…И начал сохнуть дуб; но, долу не
склоненный,
Он, ветви вознося, казал их облакам,
Как будто бы своей вершиной опаленной
Стремился к небесам.
22 апреля мы отмечаем 225 лет со дня
рождения И.И.Козлова (1779–1840). |