Час тихого чтения
Ольга Лазарева
Новые книги сразу из трех серий, выпускающихся
в Издательском доме «Первое сентября», выходят
из печати почти одновременно. О них мы сегодня и
рассказываем.
Книга Е.В.Ольшанской с длинным
названием «Развитие мышления, внимания, памяти,
восприятия, воображения, речи. Игровые задания»
выходит в серии «Занятия с дошкольниками».
Она предназначена как педагогам, работающим с
дошкольниками, так и родителям. Задания в ней
интересны и достойны внимательного
рассмотрения, но начнем мы не с них, а как
полагается – с предисловий. Их в книге несколько,
и это очень хорошо.
Общее предисловие в начале очень
короткое и содержит весьма толковые и конкретные
рекомендации по работе с малышами при помощи
этой книжки. Речь идет о трудном процессе
подготовки ребенка к школе. Автор напоминает
критерии готовности ребенка к школе (которые
состоят вовсе не в том, умеет ли ребенок читать и
считать, как думают многие родители). Именно с
учетом этих параметров и подобраны игровые
задания. Кроме этого, автор напоминает и о
некоторых правилах проведения занятий, которые
необходимо соблюдать во имя здоровья ребенка.
Ольшанская Е.В.
Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия,
воображения, речи :
Игровые задания. / Е.В. Ольшанская. – М. : Первое
сентября, 2003. – 96 с. : ил. –
(Занятия с дошкольниками)
Лот для заказа по почте 15 – 03 – 0. Цена 46
рублей.
Разделы книги так и называются:
«Развитие мышления», «Развитие внимания» и далее
по всем пунктам, перечисленным в заглавии. Каждый
раздел состоит из предисловия и собственно
заданий. В предисловиях последовательно
рассказывается об особенностях мышления,
внимания, памяти, восприятия, воображения и речи
дошкольников. Хочется отметить дружелюбный, хотя
и суховатый стиль общения с читателем. Автор не
только рассказывает об особенностях дошколят, но
и напоминает взрослым некоторые правила общения
с детьми и их обучения. «…Всем этим вы можете
заниматься вместе с ребенком, получая удовольствие
от совместной деятельности». Наверное, именно
это, выделенное нами, слово и есть главное. В
работе с ребятишками-дошкольниками важно не
отбить у них охоту к занятиям, а значит – они
должны быть в радость.
Несколько суховатые формулировки
заданий предполагают, что взрослый не читает их
ребенку, а пересказывает, предлагая поиграть в то
или другое. А вот картинки в книжке крупные и
очень мило нарисованные, чтобы их можно было
использовать во время занятий.
Следующая книга, о которой мы сегодня
рассказываем, вышла в серии «Я иду на урок».
Эта серия уже давно зарекомендовала себя как
необходимая учителю. Родилась она из постоянно
проводящегося в газетах Издательского дома
«Первое сентября» конкурса с таким названием.
Как правило, в книжки этой серии и включаются
лучшие уроки, присланные учителями из разных
городов и сел страны на конкурс в «свою» газету.
Соответственно, готовят эти книги редакторы
наших периодических изданий.
Новая книжка подготовлена газетой
«Начальная школа» и вышла под редакцией
М.В.Соловейчик. Она называется «Начальная школа.
Развитие речи. Сценарии уроков. 1–4 классы». Пять
разделов сборника носят названия пяти типов
уроков развития речи в традиционной школе:
«Работа со словом», «Работа с текстом»,
«Искусство речи», «Работа над сочинениями»,
«Работа по картинам русских художников».
Составители сборника оговаривают в
предисловии очень важный момент: развитие речи
способствует развитию не только языковой, но и
общей, и эмоциональной культуры человека.
«Речевое однообразие, бедность языковых средств
может свидетельствовать не только о слабой
словесной подготовленности, но также о неумении
наблюдать природу, людей, об эмоциональной
“глухоте”. Задача педагога – соединить в
сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир
слов… раскрыть их взаимообусловленность».
Начальная школа : Развитие речи :
Сценарии уроков. 1–4 классы /
Под общ. ред. М.В.Соловейчик. – М. : Первое
сентября, 2004. – 200 с. : ил. –
(Я иду на урок)
Лот для заказа по почте 22 – 11 – 0. Цена 46
рублей.
Книга может быть полезна также и
родителям, желающим помочь своим детям в
освоении школьной программы. Но тут надо не
переусердствовать и не ждать от ребенка точного
следования тому ходу урока и тех ответов, что
предложены в книге. Необходимо помнить, что в
классе дети работают все вместе и общая
обстановка помогает им точнее понимать
происходящее, легче включаться в творческий
процесс. Поэтому дома книга может лишь помочь
родителям сориентироваться в том, как и чему учат
их детей в школе и на что следует обращать
внимание при развитии речи ребенка. Можно
выполнять дома некоторые творческие задания и
использовать приемы, применяющиеся в
предложенных уроках. Но ни в коем случае не стоит
пытаться воспроизвести полностью целый урок.
В серии «Педагогический практикум» обычно
выходят издания, содержащие дополнительный
материал к урокам, практические задания,
дидактические материалы. Новая книга этой серии,
подготовленная авторами Е.Грибанской и
Л.Новиковой, называется «Олимпиады по русскому
языку. 9–11 классы». Казалось бы, все ясно: если
ваши ученики собираются участвовать в
олимпиадах, то эта книга для вас, если нет –
значит, иметь ее вам не обязательно. Однако не все
так однозначно.
Грибанская Е.Э.
Олимпиады по русскому языку : 9–
11 классы. / Е.Э. Грибанская, Л.И. Новикова – М. :
Первое сентября, 2004. – 112 с. –
(Педагогический практикум)
Лот для заказа по почте 24 – 04 – 0. Цена 37
рублей.
Составляя это пособие, авторы ставили
себе целью подобрать материалы из своего опыта
так, чтобы они могли быть использованы не только
для подготовки к олимпиадам. Эти разнообразные и
интересные задания могут быть использованы в
качестве дидактического материала для
углубленного изучения предмета в профильных
классах и факультативах.
Особенно важно то, что эта книга
поможет, как подчеркивают авторы, при подготовке
к единому государственному экзамену. Текстовые
задания по всем разделам русского языка помогут
проверить знания, определить слабые места и
наметить пути устранения обнаруженных пробелов.
Книга содержит не только олимпиадные задания,
но и ответы на них. Это может помочь ребятам при
самостоятельных занятиях. Олимпиадный уровень
сложности упражнений дает возможность
использовать это издание и для подготовки к
традиционным вступительным экзаменам по
русскому языку в те вузы, где еще не принимают
результаты ЕГЭ. |