Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новости Министерства

Справка об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации
(Извлечение)

Минобразованием России, органами управления образованием субъектов Российской Федерации проводится работа по совершенствованию деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

Общее число всех библиотек Российской Федерации насчитывает около 100 000, из них более 52 тысяч библиотек общеобразовательных учреждений.

В большинстве библиотек общеобразовательных учреждений установлено от одной до двух ставок библиотекаря. Вместе с тем 23,9% библиотекарей работают на 0,5 ставки, так как полная ставка библиотекаря выделяется при наличии в общеобразовательном учреждении не менее 14 классов-комплектов (Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 12 февраля 1987 года № 13-М). Рекомендации парламентских слушаний 2002 года предусматривают решение этого вопроса в направлении снятия подобных ограничений, поскольку они ведут к понижению уровня библиотечного обслуживания общеобразовательных учреждений, действующих в условиях сложной демографической ситуации. Это касается в первую очередь судьбы библиотекарей сельских общеобразовательных учреждений (их в стране около 40 тысяч).

Уже сейчас многие библиотеки начинают работать как информационно-библиотечные центры, медиатеки: они создают единый справочно-библиографический аппарат на имеющиеся в общеобразовательном учреждении информационные ресурсы, включают в структуру фондов нетрадиционные носители информации, оказывают методическую помощь другим структурным подразделениям общеобразовательного учреждения.

<…>

В последние годы вопрос о библиотеках общеобразовательных учреждений оказался в центре общественного внимания. Ключевые проблемы их функционирования обсуждались на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (март 2002 г.), на межведомственной коллегии МПТР России, Минобразования России и Минкультуры России (июнь 2002 г.), на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (октябрь 2002 г.). В 2002/2003 учебном году региональным общественным фондом «Центр развития русского языка» при поддержке Минобразования России был проведен всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз».

<…>

По итогам указанных мероприятий определены следующие направления совершенствования деятельности библиотек общеобразовательных учреждений:

обновление нормативной правовой документации библиотек общеобразовательных учреждений;

техническое оснащение библиотек общеобразовательных учреждений; создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности и включения библиотеки в процессы компьютеризации общего образования;

формирование книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

разработка новых организационных форм деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;

развитие межбиблиотечного взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений и библиотек системы Минкультуры России;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений, организация их аттестации.

В совершенствовании нуждается нормативная правовая база деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

<…>

В рамках проекта Национального фонда подготовки кадров разработан проект примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, который после широкого общественно-профессионального обсуждения доработан и может быть принят за основу. Работу в этом направлении необходимо продолжить, подготовив пакет нормативной правовой документации библиотек общеобразовательных учреждений, куда должны войти:

примерные должностные инструкции работников библиотек общеобразовательных учреждений;

рекомендательные нормативы обеспечения обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений документами на традиционных и электронных носителях;

рекомендательные нормативы материально-технического обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений и др.

Многие проблемы библиотек общеобразовательных учреждений обусловлены несовершенством нормативно-правовой базы их деятельности. По Федеральному закону «О библиотечном деле» от 29.12.94 № 78-ФЗ (ст.11) статус библиотеки должен быть определен учредителем, однако статус большинства библиотек не зафиксирован в уставе общеобразовательного учреждения. Положение о библиотеке и Правила пользования библиотекой зачастую слепо копируют типовые положения, не отражающие специфику деятельности конкретных библиотек в образовательных учреждениях различных типов. С другой стороны, при всем несовершенстве нормативной правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений, действующие нормативные правовые документы в ряде случаев используются не в полном объеме. Так, при разработке структуры и штатного расписания библиотек не всегда используются «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках», утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997
№ 6, рекомендованные письмом Минобразования России от 20.07.2000 № 06-21 ин/25-06. Не применяется в целях повышения заработной платы библиотечным работникам введение наименований должностей, предусмотренных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 01.02.1995 № 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации» в соответствии с отнесением библиотек общеобразовательных учреждений к конкретной группе по оплате труда.

Другой важнейшей проблемой является материально-техническое обеспечение библиотек общеобразовательных учреждений. Специальные исследования по этому вопросу выявили заметный разрыв между имеющейся ресурсной базой библиотеки общеобразовательного учреждения и все возрастающей ее ролью в условиях модернизации российского образования.

<…>

В 2004 году Минобразования России совместно с государственным учреждением «Исполнительная дирекция «Дети России» планирует обеспечить первый этап поставки компьютерного оборудования и медиатеки в библиотеки общеобразовательных учреждений Российской Федерации на условиях софинансирования с привлечением средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации (50% средств федерального бюджета и 50% средств субъекта Российской Федерации). В рамках этой программы планируется реализовать следующие проекты: «Подключение школ (учреждений основного общего образования) 20 субъектов Российской Федерации к сети Интернет»; «Поставка компьютерного оборудования для библиотек основных и средних школ Российской Федерации» общей стоимостью более 1,7 млрд. рублей.

<…>

Из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на закупку учебных изданий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, для коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. С 2001 года реализуется Федеральная программа развития образования, в рамках которой проводится закупка и доставка учебных изданий для обучающихся, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Однако основными источниками финансирования при закупке учебных изданий являются региональные и муниципальные бюджеты, а также внебюджетные (в том числе родительские) средства. <…> В 2003 году в 20 регионах России более половины учебников были закуплены за счет родительских средств. К началу 2003/2004 учебного года родительские средства, израсходованные на закупку учебных изданий, превысили выделенные бюджетные средства в три раза. Учебники, приобретенные за родительские средства, могут оставаться собственностью учащихся и не пополнить книжные фонды библиотек.

<…>

Существенно снижают качество библиотечно-информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно-популярной, методической и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий.

<…>

В 2003/2004 учебном году осуществляется поставка «Школьной энциклопедии «Руссика» в 8 томах во все библиотеки образовательных учреждений Российской Федерации. Вместе с тем очевидна необходимость консолидации усилий всех уровней управления образованием для кардинального решения данной проблемы, так как основные и учебные фонды библиотек общеобразовательных учреждений являются неотъемлемой частью ресурсов модернизации образования.

Перспективой является разработка новых организационных форм деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. <…> Межбиблиотечный обмен в данном случае мог бы выступить как форма ресурсной интеграции. Создание организационной схемы такого обмена на основе мониторинга библиотечных фондов может послужить первым шагом на пути к более глубокой межбиблиотечной интеграции и созданию библиотечноых ресурсных центров в системе образования. Для развития межбиблиотечного обмена необходимо создание открытых региональных баз данных о фондах школьных библиотек (в том числе о невостребованной литературе), развивать «горизонтальные» связи между библиотеками общеобразовательных учреждений через профессиональные объединения, ассоциации, центры и т.п.

<…>

Наиболее четкая система выстраивается тогда, когда организацию обменов берут на себя региональные информационные центры (РИЦы) учебного книгоиздания (Приморский край, Чувашская Республика, Новосибирская, Мурманская, Пермская, Воронежская области).

<…>

Перспективными являются модели включения библиотек общеобразовательных учреждений в отраслевые и межотраслевые (с библиотеками системы Минкультуры России) региональные корпоративные информационо-библиотечные сети. Каталогизация и систематизация книжного фонда библиотек, объединение их информационных ресурсов повышает оперативность информационно-библиотечного обслуживания, расширяет сферу предоставляемых услуг, снижает трудоемкость информационно-библиотечных процессов и затраты на их реализацию. С этой целью необходимо широкое внедрение в практику общеобразовательных учреждений современных совместимых автоматизированных информационно-библиотечных систем.

В 33 субъектах Российской Федерации (там, где действуют РИЦы), созданы единые региональные электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

<…>

Поиск путей выравнивания образовательных возможностей обучающихся различных образовательных учреждений привел к распространению практики придания учебным заведениям с богатым книжным фондом статуса базовых школ, выступающих своего рода «ресурсными центрами» для нескольких соседних общеобразовательных учреждений. В подавляющем большинстве случаев «открытые» школьные библиотеки и библиотечные центры обслуживают всех своих читателей бесплатно в режиме открытого доступа.

<…>

Политика целенаправленного создания межшкольных библиотечных центров пока не характерна для системы общего образования, однако потребность в них очевидна.

Особого внимания требует развитие межбиблиотечного взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений и библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь – сельских библиотек. Перспективно создание единой централизованной системы обслуживания читателеей на селе, работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательного учреждения и местными органами власти, создание попечительских советов, принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотеки общеобразовательного учреждения и сельской библиотеки.

<…>

Время диктует новые правила профессиональной деятельности школьного библиотекаря: такие показатели, как количество мероприятий, число читателей и выдача книг уже не являются определяющими в оценке деятельности библиотеки. От библиотекаря – медиаспециалиста ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной работы. Библиотекарь (и библиограф) информационного центра должен обладать навыками аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и распространения, а для организации результативного фандрайзинга библиотекарю требуются юридические и экономические знания. Без подготовки и переподготовки библиотечных кадров в указанных направлениях будет затруднен переход от библиотек, выполняющих функции хранилищ учебной литературы, к библиотекам, создающим информационно-образовательную среду.

<…>

В системе высшего профессионального образования не ведется подготовка библиотекарей специально для библиотек общеобразовательных учреждений. В настоящее время рассматривается вопрос о возможности создания специализаций в области библиотечного дела на базе педагогических специальностей и профилей подготовки бакалавров.

Имеется интересный опыт в Республике Саха (Якутия): в образовательных учреждениях введена новая должность «педагог-библиотекарь». К задачам такого специалиста относится обучение навыкам независимого библиотечного пользователя, библиотечное сопровождение развития речевой деятельности учащихся, помощь в освоении мультикультурного пространства образования и т.д. В результате повышается роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе: она становится полноправным педагогическим подразделением общеобразовательного учреждения, ведет образовательную и воспитательную деятельность, а в области формирования информационной культуры оказывает методическую поддержку обучающимся и педагогам.

<…>

Особую роль в решении проблемы кадрового обеспечения играет не только подготовка, повышение квалификации школьных библиотекарей, но и переподготовка специалистов, работающих в системе общего образования. Уменьшение численности контингента обучающихся приводит к сокращению учебной нагрузки учителей, что вынуждает их работать на неполную ставку. Один из путей решения проблемы – переподготовка педагогов на дополнительную специальность «библиотекарь» с возможностью совместительства. Переподготовка и для школьного библиотекаря, работающего на неполную ставку, могла стать реальной возможностью повышения заработной платы при условии обучения педагогическим специальностям.

В заключение необходимо отметить, что в Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. Заслуживает распространения опыт Вологодской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Новосибирской, пермской, Псковской, самарской, Свердловской, Тверской, Тамбовской, челябинской Ярославской областей, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев, Республик Коми и Саха (Якутия).

Будущее библиотек общеобразовательных учреждений, важнейшего ресурса общего образования, зависит как от государственных мер по их поддержке, так и от способности библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всей системы образования и каждого общеобразовательного учреждения.

Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования А.В.Баранников