Картотека
опыта
Любовь Шкапар
Поговорим о дружбе и любви
О пользе библиотеки и рекомендательных
списков
Любовь Викторовна Шкапар –
заведующая библиотекой
школы № 7
Красноярск |
Один из способов привлечь к чтению
подростков 7–8-х классов – рассказать им о книгах
про них самих. Особый интерес для них
представляют книги о дружбе и любви. Подростки
более расположены обсуждать возникающие в их
жизни проблемы с ровесниками, чем со взрослыми.
Однако не все они разрешимы в среде сверстников.
Ребенку трудно сориентироваться в себе и в
системе отношений между людьми. В этом случае
незаменимым помощником становится книга, в
частности художественная литература.
Ко многим библиотекарям ребята
подходят с просьбой помочь выбрать книги о школе,
о себе. Также было и у меня. И вот задумала я
создать рекомендательный список «О
друзьях-товарищах». Фонд свой просмотрела очень
тщательно. При этом нашла еще много книг, которые
ранее почему-то не рекомендовала читателям при
подобных запросах. В результате составился
интересный список. Сюда вошли книги таких
писателей, как А.Алексин, В.Железников,
С.Георгиевская, В.Катаев, В.Каверин, А.Лиханов,
А.Мусатов, М.Прилежаева, Р.Погодин, Л.Сабинина,
Г.Щербакова, Н.Эйдельман, В.Астафьев, Ю.Яковлев и
другие.
Работу с таким списком можно проводить
как по программе-минимум, так и по
программе-максимум.
Любая начинается с обзора книг,
который я чаще всего делаю на уроке литературы
или на классном часе по договоренности с
учителем. Мы предлагаем учащимся прочитать, а
потом на уроке обсудить конкретные произведения.
В разные годы мы читали и обсуждали произведения
А. Алексина: «Безумная Евдокия», «Мой брат играет
на кларнете», «Сердечная недостаточность»,
«Сигнальщики и Горнисты», «А тем временем
где-то...», «Раздел имущества». Поиски
нравственных ценностей – это важное качество
произведений Анатолия Алексина, а глубина
проникновения во внутренний мир подростка,
раздумья о смысле человеческой жизни делают его
произведения современными и в наши дни. Большой
интерес проявляли читатели и при обсуждении
других произведений: «Чучело» В.Железникова,
«Ожидание друга, или Признание подростка»
Л.Нечаева, «Родео Лиды Карякиной» Л.Сабининой,
«Что к чему...» В.Фролова, «Белая ворона»
Э.Пашнева...
В конце мы проводили с ребятами диспут
о дружбе, размышляя над следующими вопросами:
– С кем из героев книг ты хотел бы
дружить?
– Дружба – это когда отдаешь или когда
получаешь?
– Если друг оказался вдруг?..
Предлагали тест-анкету «Хороший ли вы
друг?».
Учащиеся готовили сценки на тему
общения с друзьями, подбирали цитаты, пословицы и
поговорки о дружбе.
Желающие писали небольшие сочинения о
дружбе.
В заключение проводили игру: «Скажи
комплимент своему другу».
Это – программа-максимум для учащихся
7-х классов. А вот в 8-х классах проводили работу по
рекомендательному списку «Стремясь к любви
неуловимой...». Темы эти благодатные и нужные во
все времена.
Программа-минимум может состоять из любого
этапа вышеописанной работы. Главное, чтобы
рекомендательные списки были тщательно
составлены и в них вошли все книги, имеющиеся в
вашей библиотеке. Это палочка-выручалочка, когда
срочно попросят закрыть «дыру» в расписании. А
если читатели сами обнаружат этот список на
столе в библиотеке и (с вашей помощью) найдут
именно ту книгу, которая поможет им жить, за ними
придут их одноклассники, поверьте. К сожалению,
не многие подростки знают о том потенциале,
который заложен в художественном произведении.
Раскрыть этот «поддерживающий» потенциал
подростку должен помочь библиотекарь.
Мы не предлагаем вам сегодня подробный список,
составленный автором материала: в каждой школе
свои фонды. Обратитесь к библиотекарю вашей
школы – вам обязательно помогут.
|