Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 03 (12) · Вкладка в «БШ» № 05 (113) · 1–15 марта 2004 года

Картотека опыта

Любовь Шкапар

Поговорим о дружбе и любви

О пользе библиотеки и рекомендательных списков

Любовь Викторовна Шкапар – заведующая библиотекой
школы № 7

Красноярск

Один из способов привлечь к чтению подростков 7–8-х классов – рассказать им о книгах про них самих. Особый интерес для них представляют книги о дружбе и любви. Подростки более расположены обсуждать возникающие в их жизни проблемы с ровесниками, чем со взрослыми. Однако не все они разрешимы в среде сверстников. Ребенку трудно сориентироваться в себе и в системе отношений между людьми. В этом случае незаменимым помощником становится книга, в частности художественная литература.

Ко многим библиотекарям ребята подходят с просьбой помочь выбрать книги о школе, о себе. Также было и у меня. И вот задумала я создать рекомендательный список «О друзьях-товарищах». Фонд свой просмотрела очень тщательно. При этом нашла еще много книг, которые ранее почему-то не рекомендовала читателям при подобных запросах. В результате составился интересный список. Сюда вошли книги таких писателей, как А.Алексин, В.Железников, С.Георгиевская, В.Катаев, В.Каверин, А.Лиханов, А.Мусатов, М.Прилежаева, Р.Погодин, Л.Сабинина, Г.Щербакова, Н.Эйдельман, В.Астафьев, Ю.Яковлев и другие.

Работу с таким списком можно проводить как по программе-минимум, так и по программе-максимум.

Любая начинается с обзора книг, который я чаще всего делаю на уроке литературы или на классном часе по договоренности с учителем. Мы предлагаем учащимся прочитать, а потом на уроке обсудить конкретные произведения. В разные годы мы читали и обсуждали произведения А. Алексина: «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете», «Сердечная недостаточность», «Сигнальщики и Горнисты», «А тем временем где-то...», «Раздел имущества». Поиски нравственных ценностей – это важное качество произведений Анатолия Алексина, а глубина проникновения во внутренний мир подростка, раздумья о смысле человеческой жизни делают его произведения современными и в наши дни. Большой интерес проявляли читатели и при обсуждении других произведений: «Чучело» В.Железникова, «Ожидание друга, или Признание подростка» Л.Нечаева, «Родео Лиды Карякиной» Л.Сабининой, «Что к чему...» В.Фролова, «Белая ворона» Э.Пашнева...

В конце мы проводили с ребятами диспут о дружбе, размышляя над следующими вопросами:

– С кем из героев книг ты хотел бы дружить?

– Дружба – это когда отдаешь или когда получаешь?

– Если друг оказался вдруг?..

Предлагали тест-анкету «Хороший ли вы друг?».

Учащиеся готовили сценки на тему общения с друзьями, подбирали цитаты, пословицы и поговорки о дружбе.

Желающие писали небольшие сочинения о дружбе.

В заключение проводили игру: «Скажи комплимент своему другу».

Это – программа-максимум для учащихся 7-х классов. А вот в 8-х классах проводили работу по рекомендательному списку «Стремясь к любви неуловимой...». Темы эти благодатные и нужные во все времена.

Программа-минимум может состоять из любого этапа вышеописанной работы. Главное, чтобы рекомендательные списки были тщательно составлены и в них вошли все книги, имеющиеся в вашей библиотеке. Это палочка-выручалочка, когда срочно попросят закрыть «дыру» в расписании. А если читатели сами обнаружат этот список на столе в библиотеке и (с вашей помощью) найдут именно ту книгу, которая поможет им жить, за ними придут их одноклассники, поверьте. К сожалению, не многие подростки знают о том потенциале, который заложен в художественном произведении. Раскрыть этот «поддерживающий» потенциал подростку должен помочь библиотекарь.

 

Мы не предлагаем вам сегодня подробный список, составленный автором материала: в каждой школе свои фонды. Обратитесь к библиотекарю вашей школы – вам обязательно помогут.