Картотека
опыта
Ольга Степанькова
Что делать, если...
Дети не читают к уроку
– Вот, возвращаю вам... Спасибо, –
сказала мне Вера Ивановна. И тоненькая книжечка
легла на библиотечную кафедру. Это была «Шинель»
Гоголя.
«Странно, зачем ей эта книга? –
подумала я. – Она учитель ИЗО, а не литературы...
Вряд ли ей самой захотелось ее перечитать, да и
собственные дети уже перешагнули тот возраст,
когда эта книга могла быть им интересна». Но не
спросила, тем более что знала: Вера Ивановна –
человек творческий и часто работает на уроке с
различными текстами. Наверное, это и был именно
такой случай.
Книжка осталась лежать на кафедре,
Вера Ивановна ушла, а я поделилась своими мыслями
с коллегой, которая только что вернулась с урока.
– Вера Ивановна? «Шинель»? –
переспросила она. – Ну как у нее прошли громкие
чтения?
– Какие чтения? – не сразу поняла я.
– Ну как какие? Вслух читала своим
девятиклассникам.
– Зачем?
– Да вы у нее сами спросите. Она и
расскажет.
Заинтересованная новыми
подробностями, я побежала разыскивать Веру
Ивановну.
– Вы читали «Шинель» в своем классе
вслух?
– Ну
да… Я же классная, – ответила она, и, словно
увидев в глазах вопрос, продолжала: – Учитель
литературы пожаловалась, совсем не хотят читать,
плохо отвечают, сочинения пишут с трудом. Что
делать? Узнала, что им задано, спустилась в
библиотеку. Выяснила, что только двое из всего
класса взяли эту книгу. Значит, остальные к
следующему уроку опять готовы не будут. А у меня
седьмой и восьмой урок – «окна». Пригласила
ребят на эти уроки к себе. И вместо
разбирательств стала читать им сама. Но
предварительно отпустила домой тех, кто взял в
библиотеке книги.
– И что? Слушали?
– Еще как слушали. Почитали,
поговорили, на вопросы ответили. Жаль только,что
расписание изменили и мне на восьмой урок
занятия поставили. Они готовы были продолжать
разговор о «маленьком человечке». А на следующий
урок литературы все пришли подготовленные. А как
иначе классному руководителю можно решать
подобные проблемы?
Я порадовалась за коллегу, поддержала
ее, а сама подумала: во-первых, дети в любом
возрасте любят, когда им читают вслух. Многие
лишены этого. В семье им почти не читают: родители
всегда заняты. Да и телевизор с «видиком» сделали
непопулярным такой вид семейного общения. Читают
вслух учителя. Но редко. А дети с радостью готовы
слушать.
Во-вторых, классный руководитель не
стала устраивать очередной разнос по поводу
невыученных уроков, явно понимая, что вряд ли это
даст какие-то результаты.
В-третьих, никто из детей даже
предположить не мог, что она выяснит, кто же взял
книги в библиотеке, а кто нет.
В-четвертых, оказалось так интересно
поговорить с учителем «не по его предмету». Они к
ней и на следующий день приходили, вопросы
задавали, впечатлениями от прошедшего урока
делились.
Конечно, наивно было бы предполагать,
что сразу после совместного чтения вслух одного
произведения все дети побегут в библиотеку и
станут хорошо читать, радуя своими ответами
учителей. Но поверьте: что-то в этом классе
изменилось к лучшему. Я чаще стала видеть ребят.
Они стали делиться своими впечатлениями о
прочитанных книгах.
И еще я подумала о том, что классный
руководитель в течение дня решает множество
различных проблем: пропуски, дежурство, уборка,
питание, нежелание учиться. И найти эффективное и
оригинальное решение проблемы не всегда просто.
И если во вкладке «Без расписания»
появится рубрика «Что делать, если...», то на
вопрос: «Что делать, если ученики вашего класса
не всегда добросовестно относятся к выполнению
домашних заданий по литературе?» – Вера Ивановна
ответ уже нашла.
Читайте с детьми вместе, читайте вслух,
рассуждайте о прочитанном, отвечайте на детские
вопросы. Не ругайте их и не выясняйте отношения,
помогите им «открыть» книгу. Многим чтение
дается нелегко, некоторые не читают вовсе. Не
ставьте им это в вину, тем более что ее здесь и
нет. Поищите варианты.
А действительно, что делать, если..?
Как вы решаете проблемы, возникающие у классного
руководителя?
|