Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 03 (12) · Вкладка в «БШ» № 05 (113) · 1–15 марта 2004 года

Картотека опыта

Ольга Степанькова

Что делать, если...

Дети не читают к уроку

– Вот, возвращаю вам... Спасибо, – сказала мне Вера Ивановна. И тоненькая книжечка легла на библиотечную кафедру. Это была «Шинель» Гоголя.

«Странно, зачем ей эта книга? – подумала я. – Она учитель ИЗО, а не литературы... Вряд ли ей самой захотелось ее перечитать, да и собственные дети уже перешагнули тот возраст, когда эта книга могла быть им интересна». Но не спросила, тем более что знала: Вера Ивановна – человек творческий и часто работает на уроке с различными текстами. Наверное, это и был именно такой случай.

Книжка осталась лежать на кафедре, Вера Ивановна ушла, а я поделилась своими мыслями с коллегой, которая только что вернулась с урока.

– Вера Ивановна? «Шинель»? – переспросила она. – Ну как у нее прошли громкие чтения?

– Какие чтения? – не сразу поняла я.

– Ну как какие? Вслух читала своим девятиклассникам.

– Зачем?

– Да вы у нее сами спросите. Она и расскажет.

Заинтересованная новыми подробностями, я побежала разыскивать Веру Ивановну.

– Вы читали «Шинель» в своем классе вслух?

Фото Ивана Васильева– Ну да… Я же классная, – ответила она, и, словно увидев в глазах вопрос, продолжала: – Учитель литературы пожаловалась, совсем не хотят читать, плохо отвечают, сочинения пишут с трудом. Что делать? Узнала, что им задано, спустилась в библиотеку. Выяснила, что только двое из всего класса взяли эту книгу. Значит, остальные к следующему уроку опять готовы не будут. А у меня седьмой и восьмой урок – «окна». Пригласила ребят на эти уроки к себе. И вместо разбирательств стала читать им сама. Но предварительно отпустила домой тех, кто взял в библиотеке книги.

–  И что? Слушали?

– Еще как слушали. Почитали, поговорили, на вопросы ответили. Жаль только,что расписание изменили и мне на восьмой урок занятия поставили. Они готовы были продолжать разговор о «маленьком человечке». А на следующий урок литературы все пришли подготовленные. А как иначе классному руководителю можно решать подобные проблемы?

Я порадовалась за коллегу, поддержала ее, а сама подумала: во-первых, дети в любом возрасте любят, когда им читают вслух. Многие лишены этого. В семье им почти не читают: родители всегда заняты. Да и телевизор с «видиком» сделали непопулярным такой вид семейного общения. Читают вслух учителя. Но редко. А дети с радостью готовы слушать.

Во-вторых, классный руководитель не стала устраивать очередной разнос по поводу невыученных уроков, явно понимая, что вряд ли это даст какие-то результаты.

В-третьих, никто из детей даже предположить не мог, что она выяснит, кто же взял книги в библиотеке, а кто нет.

В-четвертых, оказалось так интересно поговорить с учителем «не по его предмету». Они к ней и на следующий день приходили, вопросы задавали, впечатлениями от прошедшего урока делились.

Конечно, наивно было бы предполагать, что сразу после совместного чтения вслух одного произведения все дети побегут в библиотеку и станут хорошо читать, радуя своими ответами учителей. Но поверьте: что-то в этом классе изменилось к лучшему. Я чаще стала видеть ребят. Они стали делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах.

И еще я подумала о том, что классный руководитель в течение дня решает множество различных проблем: пропуски, дежурство, уборка, питание, нежелание учиться. И найти эффективное и оригинальное решение проблемы не всегда просто.

И если во вкладке «Без расписания» появится рубрика «Что делать, если...», то на вопрос: «Что делать, если ученики вашего класса не всегда добросовестно относятся к выполнению домашних заданий по литературе?» – Вера Ивановна ответ уже нашла.

Читайте с детьми вместе, читайте вслух, рассуждайте о прочитанном, отвечайте на детские вопросы. Не ругайте их и не выясняйте отношения, помогите им «открыть» книгу. Многим чтение дается нелегко, некоторые не читают вовсе. Не ставьте им это в вину, тем более что ее здесь и нет. Поищите варианты.

А действительно, что делать, если..?
Как вы решаете проблемы, возникающие у классного руководителя?