Размышления
Мария Яковлева
Выучиться в Англии
Русский школьник под руководством
мистера Поттера1
Мы были правы и неправы одновременно.
Потому что примитивные функции, будучи пройдены,
обросли множеством прикладного материала, и сыну
пришлось разбираться в методах статистики, в
теории вероятности, вообще во всем, где можно с
помощью графиков и функций что-нибудь посчитать.
И писать курсовую по математике на
собственноручно собранном статистическом
материале, вычисляя с помощью графиков и функций
зависимость IQ – уровня интеллектуального
развития – от половой принадлежности человека
(!!!) на примере старшеклассников его школы.
Сексистскую тему выбрал сам, но никто не пресек
его дискриминационные исследования (как это
непременно было бы, вздумай кто-нибуль выявлять
зависимость IQ от цвета кожи и разреза глаз).
Наверное, это было самым мудрым. Как и следовало
ожидать, зависимости не проявилось, психология
мачо потерпела математическое поражение.
И так было во всем. Знание – его
применение. Информация – ее использование в
жизни. На экзаменах даже задачи по физике
сформулированы в виде житейских ситуаций.
На первом, втором
и третьем месте сразу
На втором месте после наук и языков у
британцев стоит спорт. Впрочем, наверное, нельзя
так сказать с уверенностью. Спорт – душа, первая
любовь, свет в окне школьной жизни. С чем не было у
нас проблем – так это с посещением спортивных
занятий и с успеваемостью. Футбол и рэгби, крокет
и гольф, плавание и баскетбол, борьба, большой и
малый теннис – все это с отличным снаряжением, в
яркой униформе, на просторе и свежем воздухе.
Как-то раз ребятам даже организовали катание на
лыжах (это среди зеленой-то круглый год травы!).
Вывезли команду в соседний город, в спортивный
центр, выдали горнолыжное снаряжение и отправили
на вершину гигантского слаломного сооружения из
зеленого решетчатого пластика… Скользит один
пластик по другому со скоростью сумасшедшей, и,
чтобы чудом не убиться, сыну хватило первого,
самого нижнего уровня.
В результате спортивные успехи у нас
такие, что как бы не пришлось поступать в
институт физкультуры.
Форма и ее содержание
по-английски
С униформой, конечно, вопрос отдельный.
В России сын привык к вольности в одежде. Узнав,
что здесь придется носить униформу, долго
протестовал по поводу попрания индивидуальности
в ребенке. Но когда мы приехали в
специализированный школьно-форменный магазин, у
него разбежались глаза. Форма оказалась
молодежно-элегантного фасона – черные
классические брюки, белые футболки с
воротничками, темно-синие, зеленые или бордовые
пуловеры с крошечной, вышитой шелком эмблемой
школы, куртка-плащевка. К ней полагалось купить
форму для регби, футбольные бутсы-шиповки и
прочие удовольствия. Через полгода, потеряв оба
пуловера, сын отказывался идти без них в школу, а,
когда они нашлись, не снимал их, ненаглядные, даже
дома по выходным.
Вообще потеря одежды в школе – это
особый родительский бич, отдельный налог,
который мамам и папам суждено выплатить за
среднее образование. По-моему, в течение девяти
лет в России я параллельно со своим ребенком
одевала еще парочку ребят: не проходило двух-трех
недель, чтобы сын не оставлял – бесследно – в
школе свитер, ботинки, куртку, шапку.
То же самое началось и здесь. Однажды у
меня лопнуло терпение, и я позвонила в школу. «О,
как раз послезавтра мы устраиваем выставку
забытых вещей, – обрадовалась секретарь. –
Приходите, когда вам удобно».
…Открыли дверь, и я пошатнулась. Ну,
пусть не крытый рынок в Лужниках, но хороший
спортзал, увешанный, заполненный аккуратно
сложенной одеждой, обувью, кепками, ранцами,
книжками, игрушками. Ладно девичьи заколки, но –
множество брюк??? Вот уж действительно выставка…
школьный базар!
– И самое главное, что за этими вещами
никто не приходит. Я работаю здесь шесть лет, и за
это время здесь побывало четыре человека –
вместе с вами. Время от времени мы сдаем это в
благотворительные магазины или посылаем детям
Чернобыля.
…Среди чужих вещей я нашла мужнину
куртку, наши пуловеры и… маленький, нулевого
размера, бюстгалтер в желтеньких медвежатках.
С кукингом не шутят
В один прекрасный день у сына начались
трения с преподавателям по технологии. Из
предложенных ему технологий он выбрал кулинарию
– и промахнулся.
– Меня откровенно терпеть не может
преподаватель кукинга2, – пожаловался он. –
Ненавидит, как профессор Стейн – Гарри Поттера. И
зелья мы варим такие же… Ну не люблю я английскую
кухню…
Английская кухня – дело, конечно,
особое… «Пиршественные столы были завалены
печеным, вареным и жареным картофелем… По залу
разносился восхитительный аромат жареного
горошка...» Помните? Это – свежее, и тоже из Гарри
Потера.
Взаимная нелюбовь началась с
приготовленного сыном индийского блюда «карри».
Уроки не только теоретические, но и практические,
и продукты выдаются из школьной столовой. После
того как сын высыпал в кастрюлю все специи, какие
нашел, посчитав, что кашу маслом не испортишь, и
после того, как юные джентльмены молча, не
поднимая глаз, это съели (сын не смог),
преподаватель устроил разбор полетов. Оказалось,
Ник всадил в одно блюдо приправы, выданные на
целый семестр…
Сын отказался ходить на эти занятия и
сдавать экзамен – и сладко спал по утрам в среду,
хотя все школьники обязаны находиться в школе с
9.00 до 16.00. Нет урока – иди в библиотеку, садись за
компьютер или играй в футбол. «Мне позволено 80
процентов посещаемости, – заявил сын. – И я свою
норму держу. В 11-м классе будет 90 процентов, так
что я высыпаюсь вперед». Хорошо тому живется, как
в песне поется... кто может на экзамен взять и не
пойти...
Его утешила музыка. Не жалкие уроки
пения в начальной школе под расстроенное пианино
и крики неподдающихся мальчишек, а занятия в
школьной студии среди изобилия музыкальных
инструментов.
– Там одних кейбордов – музыкальных
синтезаторов – штук двадцать!!! – ошеломленно
выдал сын, вернувшись с первого занятия. – Вообще
инструментов – сколько хочешь. И можно после
уроков играть!
Индивидуальное родительское собрание
Каждые три месяца почтальон вручал нам
книжку из школы – компьютерный отчет об оценках,
прогулах и прочих успехах ребенка. «Ник –
приятный парень, очень интеллигентный, просто
украшение моей группы, – например, писали нам. –
И было бы еще приятнее почаще видеть его в школе».
Это – о прогулах в первые дни. Сын адаптировался
к новой жизни, к этому сочетанию кажущейся
немыслимой свободы и доброжелательности с
объективным стрессом полного перехода на чужой
язык, нещадно прогуливая уроки. А приходя домой,
сразу валился спать. Был у него еще обучающий и
спасительный фактор – видео: тьютор посоветовал
ему смотреть как можно больше фильмов на
английском. Это самый простой и интересный
способ погружения в язык. И сын погрузился с
головой на все свои немалые сто девяносто
сантиметров.
И однажды расплата пришла. Мы получили
письмо из школы с приглашением на родительское
собрание. Содрогнулись, оделись как на похороны и
поехали.
...Несмотря на столпотворение машин у
школы, как всегда по вечерам, под закатным
солнцем на траве греют серые спинки кролики. Но в
самой школе – полное брожение и сутолока,
веселые лица, приветливые раскланивания. Никто
не сидит за партами, тайком глядя на часы и
испуганно слушая учителей. Собрания проводятся
совсем по-другому, чем у нас: мама и папа приходят
с ребенком и разговаривают с каждым учителем
вчетвером. Сыну было поручено заранее составить
наш график – десять минут на встречу с одним
учителем, пять с другим, пятнадцать с третьим. Не
надо слушать бесконечных речей о дежурстве по
школе, трудности экзаменов,
недисциплинированности класса и сборах
спонсорских средств, а потом пытаться пробиться
к учителю, чтобы узнать что-нибудь о своем
ребенке.
И тут мы получили сполна.
– Прекрасная, светлая голова, просто
нечего больше добавить, – любуясь сыном, развел
руками преподаватель хьюманити – комплекса
гуманитарных наук. – Я просто наслаждаюсь его
уровнем мышления, могу только поблагодарить.
– Ник был моей гордостью, первым
математиком в школе, – печально вздохнул другой
учитель. – А потом стал единственным студентом,
не сдавшим курсовую работу к дэд-лайну, и трудно
сказать, будет ли он допущен к экзаменам… Ник,
может быть, ты поднажмешь? С твоей головой!
– Поразительные способности! Класс
два года изучал немецкий, а Ник только
подключился. И уже – лучший ученик в группе!
Какой запас слов! Какая восприимчивость к
материалу! Я просто рад, очень рад учить такого
студента!
– Мне хотелось бы, чтобы ты больше
общался с ребятами – тебе было бы легче учиться.
– И надо бы почаще посещать занятия… Я
не осуждаю, нет, но, понимаешь, по правилам школы
здесь надо быть каждый день, если ты здоров, –
улыбается еще один тьютор.
…Кабинет по кукингу мы обошли
стороной, взяв хороший радиус, и вышли из школы,
ошеломленные и благостно-розовые, как из бани.
– Да не слушайте вы их. Они просто
очень вежливые люди, – улыбнулся сын. – Все-таки
британцы – удивительно симпатичный народ,
правда? Я до сих пор к ним не привык. У них
честность, вежливость и потребность помочь – на
генетиче-ском уровне. Что ни говори, а здорово,
что я в английскую школу попал…
В России наши одноклассники уже
закончили школу. А у него еще два года впереди –
12-й и 13-й класс. Ведь здесь учатся в школе до 19 лет
и ни одним законом срок пребывания в школе не
ограничен – хоть до старости учись. Армия-то не
торопит – она тут профессиональная,
добровольная, ей жертвы не нужны.
И шампунь от педикулеза почему-то не
понадобился.
____________
1 Окончание. Начало
читайте, пожалуйста, в № 04–2004. |