Здравствуйте!
Шел урок английского языка в седьмом
классе. Ребятам нужно было («есть в слове
“нужно” запах нужника, туда войдешь, во
что-нибудь да влипнешь» – так, кажется, у
Евтушенко) ответить на вопрос: «Кто эти люди и
хотели бы вы следовать их примеру?» И список: Юрий
Гагарин, Карл Брюллов, Борис Васильев, Святослав
Федоров, Юрий Башмет, Дмитрий Шостакович, Сергей
Королев, Исаак Левитан, Сергей Прокофьев,
Мстислав Ростропович…
Шепот в классе. «Наверно, словарный
запас маловат, трудно выполнить задание, а ведь
третий год учат английский» – так думал учитель.
Но ученики шептались по-русски:
– Кто это?
– А этот – под номером четыре?
– Королев, кажется – космонавт.
– Нет, Гагарин – первый космонавт.
– Первым был американец…
Из учебника английского языка
выписываю имена. Показываю сей список
учителям-предметникам и классным руководителям:
«На ваших уроках о ком-нибудь вы рассказываете
ребятам? А на классных часах?»
Ответы из учительской вперемешку с
вопросами:
– Если у кого юбилей, можно на
классном часе рассказать.
– Королев – это так далеко для них!
– А для нас Денис Давыдов одногодок
был?!
– И в Третьяковке были… почему
ничего не помнят?
– Потому что разговаривать некогда,
рассказывать и вслух читать разучились.
Мне же вспомнился вот какой разговор
одиннадцатиклассников в нашей библиотеке. До
выпускных экзаменов рукой подать (и прощай
школа!), но неожиданно заговорили о том, чего в
школе им не хватило. И что бы осталось «за
бортом», если бы можно было выбирать предметы. По
полочкам разложили учительский труд (они гораздо
наблюдательнее, чем нам кажется). Вспомнили и
учительскую зарплату, и кучу обязанностей
классного руководителя. Родительские собрания,
заполнение аттестатов, проверку дневников, сбор
денег на охрану… все, оказывается, замечают. Но
одно рассуждение меня просто потрясло.
Воспроизвожу почти дословно.
В школе должен быть человек, не
выполняющий обязанностей классного
руководителя или учителя, никому не пишущий
справок и отчетов. Свободный. А что он будет
делать?.. Разговоры разговаривать.
Не консультации психологические
проводить, не отвечать за воспитательную работу
в школе. А разговоры разговаривать. И если школа
должна чему-то научить, так это в первую очередь
– разговоры разговаривать.
А еще в школе должны быть маленькие
комнаты, чтобы там каждый мог один сидеть, читать
или бренчать на гитаре. Потому что людям
одиночество необходимо так же, как и общение с
другими…
Людмила Сухова |