С миру по
нитке
Ирина Дейнеко
«Аппаратное» творчество
План проведения творческой
лаборатории
«СБА школьной библиотеки»
1. Разбивка участников на рабочие
группы: каталогизаторы, библиографы, издатели.
(Ответственный – методист ИМЦ.)
2. Работа с анкетой (первичное
заполнение). (Ответственный – библиограф ИМЦ.)
3. Формулирование целей и «открытых
вопросов». (Ответственный – руководитель ИМЦ.)
4. Простраивание модели СБА школьной
библиотеки (начальное оформление кластер-схемы
сети). (Ответственный – руководитель ИМЦ.)
5. Работа в группах. Задание I.
(Работают все группы.)
6. Общая работа по оформлению
кластер-схемы (заключительный этап по
результатам работы в группах). (Ответственный –
руководитель ИМЦ.)
7. Дайджест электронного журнала
«Директор школы» (о поисковом аппарате журнала).
(Заведующий школьной библиотекой.)
8. Презентация СБА гимназии
(заведующий библиотекой гимназии).
9. Работа в группах. Задание II.
10. Методы и формы рекламы СБА
библиотеки (метод мозговой атаки). (Ответственный
– библиограф ИМЦ.)
11. Работа в группах. Задание III.
12. Библиографический аукцион.
(Ответственный – руководитель ИМЦ.)
13. Окончание работы с вопросами.
(Ответственный – руководитель ИМЦ.)
14. Заключительный этап работы с
анкетой. (Ответственный – руководитель ИМЦ.)
15. Рефлексия.
Цели лаборатории. Поиск
оптимальных путей организации СБА в школьной
библиотеке.
«Открытые вопросы»: Зачем? (миссия
СБА)
Что? (структура СБА)
Где? (место организации СБА)
Сколько? (объем СБА)
Кому? (читательский адрес)
Кто? (составители и организаторы СБА)
Когда? (время на ведение СБА)
Как? (реклама и пропаганда СБА)
Вопросы обозначаются и пишутся на
большом плакате в начале работы лаборатории и
остаются открытыми. Возвращение к ним происходит
в конце работы, когда они закрываются ответами по
результатам совместной деятельности.
Вопросы группам
Задание I:
а) группе каталогизаторов
– построить и обосновать второй
уровень кластер-схемы каталогов и картотек
школьной библиотеки;
б) группе библиографов
– построить и обосновать второй
уровень кластер-схемы библиографических изданий
школьной библиотеки (обосновать);
в) группе издателей
– построить и обосновать второй
уровень кластер-схемы неопубликованных
материалов школьной библиотеки.
Задание II:
а) группе каталогизаторов
– составить паспорт для картотеки
персоналий;
б) группе библиографов
– составить паспорт для
библиографического указателя;
в) группе издателей
– составить паспорт для
папки-накопителя по краеведению.
Задание III:
а) группе каталогизаторов
– оформить схему рекламы
алфавитно-предметного указателя для
старшеклассников (наглядная форма);
б) группе библиографов
– оформить схему рекламы
реферативного журнала (печатная форма);
в) группе издателей
– оформить схему рекламы
неопубликованного документа (устная форма).
Формы и методы
рекламы СБА
Наглядные формы |
Устные формы |
Печатные формы |
|
|
|
Рекламные
листовкиПлакаты
Стенгазеты
План-схемы
Выставки
Бюллетени |
Индивидуальные и
групповые беседы и консультации
Экскурсия
по СБА
Социологические методы
Премьеры СБА
Библиографические игры
Библиотечные уроки (занятия)
Обзоры,
дайджесты
Дни
библиографии
Радиопередачи
Магнитозаписи
Университеты библиографических знаний |
Путеводители
Памятки
Учебно-методические пособия
Периодические издания
Паспорт |
Вопросы к библиографическому
аукциону
1. Как называется часть СБА
библиотеки, которая включает в себя
библиографические записи, расположенные в
алфавите предметных рубрик? (Предметный
указатель.)
2. Назовите картотеки, которые
относятся к специальным. (Заглавий
художественных произведений, рецензий,
иллюстраций, персоналий.)
3. Что такое библиографическая
запись? (Библиографическое
описание + аннотация.)
4. Что обозначает аббревиатура ISBN и
ДКД? (International Standart Book Number – Международный
стандартный номер книги; десятичная
классификация Дьюи.)
5. Как расставляются карточки на
книги одного автора в алфавитном каталоге?
6. Какая из отраслей знания с
недавних времен не входит в
библиотечно-библиографическую классификацию (1
– марксизм-ленинизм).
7. Почему нельзя назвать указатель
предметно-географическим? (Географический
указатель – разновидность предметного.)
8. Что такое индекс? (Указатель места
книги на полке и карточки в каталоге.)
9. В библиотеке нет
алфавитно-предметного каталога. что поможет
библиотекарям и читателям ориентироваться в
трудной справке? (Алфавитно-предметный указатель
и библиотечно-библиографическая классификация.)
10. Как систематизируются документы
в библиографическом списке к реферату или
докладу? (Алфавитный порядок,
обратно-хронологический порядок, от простого к
сложному, от общего к частному, тематический
и т.д.)
11. На каталожной карточке стоит
сложный индекс, как вы разместите ее в каталоге?
(Дублировать в несколько отделов.)
12. Что включает в себя
редактирование каталогов и картотек? (Проверка
соответствия структуры, содержания,
актуальности и оформления согласно требованиям.)
Паспорт
справочно-библиографического аппарата
1. Полное название ___________
2. Употребляемая сокращенная форма
названия, аббревиатура _____________
3. ... находится в ведении (название
отдела) _____________
4. ... расположен в читательской зоне,
в служебном помещении, этаж, комната _____________
5. ... ведется с ______ года.
6. Объем на «___» _______ 200__ г.
7.
Ящиков (разделов |
Карточек (записей) |
Средний прирост за год |
|
|
|
8. Назначение _____________
9. Тематика _____________
10. В ___ отражаются _____________
11. _______ отражает документы на
следующих языках: _____________
12. Способ группировки материала
_____________
13. Отражение новых поступлений
производится (как часто) _____________
14. Оформление _____________
15. Документация на _____________
16. Вспомогательный аппарат _____________
17. Средства наглядной информации
_____________
18. Ответственный за ведение _____________
19. Отметка о ежегодной проверке
_____________
Подобный паспорт можно оформить на
любую часть СБА.
Анкета участника семинара
Оцените уровень своих знаний по
проблеме семинара до и после занятия по
5-балльной системе.
До |
|
После |
|
1. Общетеоретические знания
2. Знания в области методики
3. Психолого-педагогические знания
4. Знание библиотечных технологий
5. Навыки делового сотрудничества, общения
6. Желание дальнейшего самосовершенствования
7. Знакомство с современным
учебно-методическим комплектом по проблеме |
|
|