Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (15) · Вкладка в «БШ» № 6 (114) · 16–31 марта 2004 года

С миру по нитке

Ирина Дейнеко

«Аппаратное» творчество

План проведения творческой лаборатории
«СБА школьной библиотеки»

1. Разбивка участников на рабочие группы: каталогизаторы, библиографы, издатели. (Ответственный – методист ИМЦ.)

2. Работа с анкетой (первичное заполнение). (Ответственный – библиограф ИМЦ.)

3. Формулирование целей и «открытых вопросов». (Ответственный – руководитель ИМЦ.)

4. Простраивание модели СБА школьной библиотеки (начальное оформление кластер-схемы сети). (Ответственный – руководитель ИМЦ.)

5. Работа в группах. Задание I. (Работают все группы.)

6. Общая работа по оформлению кластер-схемы (заключительный этап по результатам работы в группах). (Ответственный – руководитель ИМЦ.)

7. Дайджест электронного журнала «Директор школы» (о поисковом аппарате журнала). (Заведующий школьной библиотекой.)

8. Презентация СБА гимназии (заведующий библиотекой гимназии).

9. Работа в группах. Задание II.

10. Методы и формы рекламы СБА библиотеки (метод мозговой атаки). (Ответственный – библиограф ИМЦ.)

11. Работа в группах. Задание III.

12. Библиографический аукцион. (Ответственный – руководитель ИМЦ.)

13. Окончание работы с вопросами. (Ответственный – руководитель ИМЦ.)

14. Заключительный этап работы с анкетой. (Ответственный – руководитель ИМЦ.)

15. Рефлексия.

Цели лаборатории. Поиск оптимальных путей организации СБА в школьной библиотеке.

«Открытые вопросы»: Зачем? (миссия СБА)

Что? (структура СБА)

Где? (место организации СБА)

Сколько? (объем СБА)

Кому? (читательский адрес)

Кто? (составители и организаторы СБА)

Когда? (время на ведение СБА)

Как? (реклама и пропаганда СБА)

Вопросы обозначаются и пишутся на большом плакате в начале работы лаборатории и остаются открытыми. Возвращение к ним происходит в конце работы, когда они закрываются ответами по результатам совместной деятельности.

Вопросы группам

Задание I:

а) группе каталогизаторов

– построить и обосновать второй уровень кластер-схемы каталогов и картотек школьной библиотеки;

б) группе библиографов

– построить и обосновать второй уровень кластер-схемы библиографических изданий школьной библиотеки (обосновать);

в) группе издателей

– построить и обосновать второй уровень кластер-схемы неопубликованных материалов школьной библиотеки.

Задание II:

а) группе каталогизаторов

– составить паспорт для картотеки персоналий;

б) группе библиографов

– составить паспорт для библиографического указателя;

в) группе издателей

– составить паспорт для папки-накопителя по краеведению.

Задание III:

а) группе каталогизаторов

– оформить схему рекламы алфавитно-предметного указателя для старшеклассников (наглядная форма);

б) группе библиографов

– оформить схему рекламы реферативного журнала (печатная форма);

в) группе издателей

– оформить схему рекламы неопубликованного документа (устная форма).

Формы и методы
рекламы СБА

Наглядные формы

Устные формы

Печатные формы

Рекламные
листовки

Плакаты

Стенгазеты

План-схемы

Выставки

Бюллетени

Индивидуальные и групповые беседы и консультации

Экскурсия
по СБА

Социологические методы

Премьеры СБА

Библиографические игры

Библиотечные уроки (занятия)

Обзоры,
дайджесты

Дни
библиографии

Радиопередачи

Магнитозаписи

Университеты библиографических знаний

Путеводители

Памятки

Учебно-методические пособия

Периодические издания

Паспорт

 

Вопросы к библиографическому аукциону

Фото Георгия Кеймаха

1. Как называется часть СБА библиотеки, которая включает в себя библиографические записи, расположенные в алфавите предметных рубрик? (Предметный указатель.)

2. Назовите картотеки, которые относятся к специальным. (Заглавий художественных произведений, рецензий, иллюстраций, персоналий.)

3. Что такое библиографическая запись? (Библиографическое описание + аннотация.)

4. Что обозначает аббревиатура ISBN и ДКД? (International Standart Book Number – Международный стандартный номер книги; десятичная классификация Дьюи.)

5. Как расставляются карточки на книги одного автора в алфавитном каталоге?

6. Какая из отраслей знания с недавних времен не входит в библиотечно-библиографическую классификацию (1 – марксизм-ленинизм).

7. Почему нельзя назвать указатель предметно-географическим? (Географический указатель – разновидность предметного.)

8. Что такое индекс? (Указатель места книги на полке и карточки в каталоге.)

9. В библиотеке нет алфавитно-предметного каталога. что поможет библиотекарям и читателям ориентироваться в трудной справке? (Алфавитно-предметный указатель и библиотечно-библиографическая классификация.)

10. Как систематизируются документы в библиографическом списке к реферату или докладу? (Алфавитный порядок, обратно-хронологический порядок, от простого к сложному, от общего к частному, тематический
и т.д.)

11. На каталожной карточке стоит сложный индекс, как вы разместите ее в каталоге? (Дублировать в несколько отделов.)

12. Что включает в себя редактирование каталогов и картотек? (Проверка соответствия структуры, содержания, актуальности и оформления согласно требованиям.)

Паспорт справочно-библиографического аппарата

1. Полное название ___________

2. Употребляемая сокращенная форма названия, аббревиатура _____________

3. ... находится в ведении (название отдела) _____________

4. ... расположен в читательской зоне, в служебном помещении, этаж, комната _____________

5. ... ведется с ______ года.

6. Объем на «___» _______ 200__ г.

7.

Ящиков (разделов

Карточек (записей)

Средний прирост за год

     

8. Назначение _____________

9. Тематика _____________

10. В ___ отражаются _____________

11. _______ отражает документы на следующих языках: _____________

12. Способ группировки материала _____________

13. Отражение новых поступлений производится (как часто) _____________

14. Оформление _____________

15. Документация на _____________

16. Вспомогательный аппарат _____________

17. Средства наглядной информации _____________

18. Ответственный за ведение _____________

19. Отметка о ежегодной проверке _____________

Подобный паспорт можно оформить на любую часть СБА.

Анкета участника семинара

Оцените уровень своих знаний по проблеме семинара до и после занятия по 5-балльной системе.

До

 

После

 

1. Общетеоретические знания
2. Знания в области методики
3. Психолого-педагогические знания
4. Знание библиотечных технологий
5. Навыки делового сотрудничества, общения
6. Желание дальнейшего самосовершенствования
7. Знакомство с современным учебно-методическим комплектом по проблеме