Детское чтение
Татьяна Рудишина
Что читают в хорошей детской?
«Детское чтение для сердца и разума».
Взгляд через шесть лет
«Интеллигентность», «традиция»,
«спокойствие», «постоянство», «доверие»,
«радость», «хороший вкус», «добропорядочность»,
«хорошая детская», «душевная щедрость» –
слова-ассоциации, возникающие при упоминании
журнала «Детское чтение для сердца и разума».
Шесть лет тому назад (Вкладка в «ПС» №
2–1998) в нашей газете было опубликовано интервью с
главным редактором журнала Владимиром
Рувимовичем Фиделем. Много воды утекло с тех пор
по меркам газетно-журнального рынка современной
России. Детские журналы нарождались и умирали,
меняли главных редакторов, а вместе с ними и всю
концепцию издания. А журнал «Детское чтение для
сердца и разума» жив и остается верен изначально
найденному стилю. Рубрики знакомые –
«Задушевное слово», «Читаем всей семьей»,
«Жила-была сказка», «Чудеса в решете» – и многие
другие.
Не скрою, в свое время, впервые увидев
этот журнал, я подумала, что он не будет
востребован в нашей библиотеке: тексты – все
больше классика, а ею и без того вся подсобка
забита. Но! Удивительное дело: оказавшись рядом,
разной степени известности тексты классиков,
проиллюстрированные художником А.И.Черных,
обрели новизну и свежесть, воспринимались
по-другому. И сейчас, спустя шесть лет, уставший
от навязчивой рекламы и всепроникающей «попсы»
родитель (и библиотекарь тоже!) хочет журнала без
пошлости.
«Какой красивый язык», «Я узнала много
новых красивых слов», «Так сейчас не говорят» –
так расписывают достоинства журнала
читатели-дети. При этом в нем нет откровенных
архаизмов или стилизации под старину. Однако
многие рассказы могут поставить в тупик
современного ребенка. Возьмем, к примеру, рассказ
Т. Александровой «Елка». Непонятно все с самого
начала. Странно звучит первая фраза: В этом году
можно елки рубить, представляешь? А что, до
этого было нельзя? А кто разрешает или запрещает
рубить елки? Лесник? Правительство? Это, конечно,
правильно, елки надо жалеть и беречь, лучше
купить искусственную, это же символ. Но здесь
что-то не так! Дальше – больше. Почему у детей
есть няня – это понятно, но почему няню так
странно зовут – Матрешенька. А, ну теперь понятно
– это про старое житье-бытье. Мать у барина в
стряпухах была. Да и все одеты на картинках
как-то странно. Но елки-то почему нельзя рубить?
Примерно такой разговор закрутился
вокруг небольшого рассказа
(№ 12–2003). Жаль, год написания рассказа не
поставлен в конце. Сколько возможностей для
библиотекаря! И Косарева, елку советским детям
вернувшего, добрым словом вспомним.
А за этим рассказом (вот так сюрприз!)
«Рождественская» Александра Башлачева. Да-да,
того самого, рок-легенды, из Череповца, с
акустической гитарой, поэта милостью божьей:
Крутит ветер фонари
На реке Фонтанке.
Спите, дети… До зари
С вами – добрый ангел.
Начинает колдовство
Домовой-проказник.
Завтра будет Рождество,
Завтра будет праздник.
Ляжет ласковый снежок
На дыру-прореху.
То-то будет хорошо,
То-то будет смеху.
Я читала и не могла поверить своим
глазам:
Каждый что-нибудь найдет
В варежках и в шапке.
А соседский Васька-кот
Спрячет цап-царапки.
Звон-фольга, как серебро.
Розовые банты.
Прочь бумагу! Прочь перо!
Скучные диктанты.
Какой удивительно традиционный поэт
из мира доброй детской. В такой детской не
вырастают бунтари. Хотя это как посмотреть. А
Серебряный век? Вот и стихи эти – почти оттуда…
Замелькают в зеркалах
Платья-паутинки.
Любит добрая игла
Добрые пластинки.
Будем весело делить
Дольки мандарина.
Будет радостно кружить
Ёлка-балерина.
Полетят из-под руки
Клавиши рояля.
И запляшут пузырьки
В мамином бокале.
Расхристанный рок-музыкант, где ты?
То-то будет хорошо,
Смеху будет много.
Спите дети. Я пошел.
Скатертью тревога…
Ага, вот он и проявился. Скатертью
тревога!
Удивительный журнал, в нем мирно живут
под одной обложкой Агния Барто и Олег Григорьев,
Наталья Абрамцева и Борис Емельянов, Владимир
Крупин и Людмила Петрушевская, столь разные, для
кого-то – неизвестные, кем-то давно забытые.
Круговорот в природе фиксирует
рубрика «Круглый год», ноябрь сменяется
декабрем, вот и Новый год. За сменой времен года
«следит», естественно, Виталий Бианки. А почему
«естественно»? Если вы росли вне уроков
внеклассного чтения, то, скорее всего, прошли
мимо писателя-натуралиста.
А сколько рассказов «для сердца» –
«Лилипутики» Ю.Ермолаева, «Удивительная
веревка» М.Басиной, «Выстрел» Ю.Коваля, «Шли
лихие эскадроны» Р.Погодина. А «для разума» –
«Разговор с башнями» Е.Осетрова, «Граф
Л.Н.Толстой» М.Шевлякова. Впрочем, все в журнале и
для сердца, и для разума. Помните пожелание
Маршака? пусть будет добрым ум у вас, а сердце
умным будет. Редакция журнала того же мнения.
Сказать, что «Детское чтение для
сердца и разума» нарасхват в нашей библиотеке –
слукавить. Это вам не «Микки-Маус» и не «Барби».
Но у журнала есть свой постоянный читатель.
Первыми и самыми постоянными читателями журнала
стала многодетная семья священнослужителя
одного из небольших восстановленных московских
приходских храмов. Как сказала матушка, их семью
привлекают в журнале не столько публикации на
религиозные темы (их не очень много, но они есть –
библейские пересказы С.Лагерлёф, житийные
рассказы В.Никифорова-Волгина), сколько хороший
вкус и внутренняя опрятность. «Детское чтение»
не страшно давать детям любого возраста.
Кстати, о возрасте. Начальная школа?
Дошкольники? Взрослые? Не пытайтесь приклеить
бирочку. Журнал поистине семейный. Малышам
читают про котят и про ежика. Ребята постарше
попадают в атмосферу России XIX века, вместе с
Алексеем Арсеньевым и Иваном Буниным идут на
экзамены в гимназию. А какого читателя видел
перед собой Давид Самойлов, судите сами:
Город зимний,
Город дивный,
Снег, как с яблонь,
Лепестками.
Словно крыльев
Лебединых
Осторожное
Плесканье.
Дворники,
Как пчеловоды,
Смотрят снежное роенье.
И заснеженной природы
Принимают настроенье.
Пейзажные зарисовки, любимые
«взрослые» авторы Серебряного века – Бальмонт,
Северянин, Брюсов… А «век железный» представлен
Левитанским, Кимом, Рубцовым. Вот и современная
детская литература: Сергей Георгиев, Марина
Бородицкая, Сергей Седов. А Дональда Биссета вы
давно получали по комплектованию или просто
видели в продаже? Уже забыли? «Забытый день
рождения» забыли. Не переживайте, он тоже тут!
Небольшой формат, цветная обложка,
хорошая полиграфия и… черно-белые иллюстрации.
Так выгодно отличающиеся от всех других. Это как
черно-белая фотография. Не от бедности, а ради
стиля.
Почему-то вспомнились строки из Булата
Окуджавы: …на веки вечные мы все теперь в
обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает… |