Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новости министерства

Итоги коллегии. Официальные

О долгожданной коллегии Министерства образования РФ по проблемам школьных библиотек мы уже писали.
Сегодня перед вами официальный документ.

О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации»

В целях реализации решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.02.2004 № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации»

 

приказываю:

1. Департаменту общего и дошкольного образования (А.В.Баранникову):

1.1. Подготовить письмо Минобразования России о примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения и направить до 01.04.2004 в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

1.2. Подготовить рекомендации по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений и направить в декабре 2005 г. в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

1.3. Разработать до 01.09.2004 методические рекомендации по вопросам организации регулярного обследования книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений на федеральном и региональном уровнях.

1.4. Совместно с государственным учреждением «Исполнительная дирекция “Дети России”» (И.В. Кузнецовой) в 2004 г. обеспечить первый этап поставки компьютерного оборудования и медиатеки в библиотеки общеобразовательных учреждений Российской Федерации на условиях софинансирования с привлечением средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации.

1.5. Подготовить до 01.09.2004 Положение о проведении всероссийского конкурса библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз».

1.6. Совместно с Управлением развития образования и региональной политики (П.Е.Кондрашовым) в октябре 2004 г. разработать форму государственного статистического наблюдения для анализа библиотечного фонда общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

1.7. Провести в октябре 2004 г. совещание по моделям формирования книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений и разработать соответствующие рекомендации с учетом опыта работы региональных информационных центров учебного книгоиздания.

1.8. Совместно с Министерством культуры Российской Федерации провести в мае 2005 г. круглый стол по вопросам организации межбиблиотечного взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений и библиотек системы Минкультуры России.

1.9. Представить в апреле 2004 г. руководству Минобразования России предложения по созданию рабочей группы с целью подготовки совместной коллегии Минобразования России и Минкультуры России о взаимодействии библиотек общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и сельских библиотек.

1.10. Провести в сентябре 2005 г. всероссийскую конференцию о роли библиотек общеобразовательных учреждений в воспитании детей и молодежи.

1.11. Проанализировать и обобщить опыт ряда субъектов Российской Федерации (Чувашской Республики – Чувашии, Кемеровской области, Краснодарского края и других) по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений и направить рекомендации до 01.12.2005 в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

2. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н.Фролову):

2.1. При подготовке рекомендаций о механизме распределения субвенций, направляемых на финансирование учебных расходов общеобразовательных учреждений, предусмотреть до 01.07.2004 средства на комплектование книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

2.2. При формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования предусматривать учет потребности в кадровом обеспечении деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

2.3. Совместно с Управлением высшего профессионального образования (Л.А.Кравцовой), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Отделом содержания педагогического образования (Н.Г. Калинниковой):

2.3.1. В рамках специальностей 052700 библиотечно-информационная деятельность, 0517 Библиотековедение обеспечить введение специализаций в части подготовки специалистов-библиотекарей для образовательных учреждений.

2.3.2. Обеспечить подготовку специалистов-библиотекарей на базе гуманитарных и педагогических образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе в рамках целевой подготовки.

3. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину):

3.1. Разработать и утвердить в феврале 2005 г. программы курсов повышения квалификации для библиотекарей общеобразовательных учреждений и специалистов институтов повышения квалификации работников образования, организующих курсовую подготовку библиотекарей общеобразовательных учреждений.

3.2. В 2005 г. осуществить переподготовку специалистов учреждений повышения квалификации работников образования, ответственных за повышение квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений.

3.3. Совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена (Г.А.Бордовским) разработать до 01.07.2004 рекомендации по созданию системы повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений на основе взаимодействия педагогических вузов с вузами культуры и искусств.

4. Республиканскому центру экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Минобразования России (В.А.Королеву) представить в Минобразование России в ноябре 2004 г. предложения по осуществлению мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов органов управления образованием и учреждений повышения квалификации работников образования, по работе с приемным оборудованием спутникового сегмента ЕОИС (единой образовательной информационной среды).

5. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

5.1. Предусматривать в субвенциях, выделяемых местным бюджетам в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», средства на комплектование учебных и основных фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

5.2. Ежегодно проводить мониторинг учебных и основных фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

5.3. Способствовать укреплению и развитию материально-технической базы библиотек общеобразовательных учреждений, содействовать их компьютеризации.

5.4. Содействовать общеобразовательным учреждениям в развитии межбиблиотечного взаимодействия библиотек, в том числе с библиотеками Минкультуры России.

5.5. Совершенствовать систему повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений с учетом задач освоения новых информационных технологий и организовать работу по аттестации библиотекарей общеобразовательных учреждений.

5.6. Принимать меры по социальной защите и поддержке библиотекарей общеобразовательных учреждений.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.А.Болотова.

И.о. Министра                       В.М. Филиппов

10.02.2004                                                                                        № 2/2

Решение коллегии
Об основных направлениях совершенствования деятельности
библиотек учреждений общего образования Российской Федерации

Заслушав и обсудив сообщение руководителя Департамента общего и дошкольного образования А.В.Баранникова об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации, коллегия отмечает, что Минобразованием России, органами управления образованием субъектов Российской Федерации проводится определенная работа в указанном направлении.

Библиотека общеобразовательного учреждения является не только важнейшим информационным ресурсом, но и культурно-образовательным центром социума. От уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений зависит достижение нового качества образования. С целью решения социально значимой задачи укрепления статуса библиотеки общеобразовательного учреждения и повышения престижа профессии школьного библиотекаря необходимо взаимодействие всех заинтересованных организаций, включая федеральные, региональные органы власти и общественные объединения.

В последние годы вопрос о библиотеках общеобразовательных учреждений оказался в центре общественного внимания. Ключевые проблемы их функционирования обсуждались на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (март 2002 г.), на межведомственной коллегии МПТР России, Минобразования России и Минкультуры России (июнь 2002 г.), на парламентских слушаниях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (октябрь 2002 г.). В 2002/2003 учебном году региональным общественным фондом «Центр развития русского языка» при поддержке Минобразования России был проведен всероссийский конкурс библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз», который способствовал повышению профессионального мастерства его участников, выявлению позитивного опыта работы библиотек общеобразовательных учреждений. Итоги конкурса были подведены на Фестивале школьных библиотек (октябрь 2003 г.), ставшем значительным всероссийским и международным событием.

В 2002–2003 годах Министерством образования Российской Федерации были проведены мероприятия, направленные на анализ проблем, связанных с деятельностью библиотек общеобразовательных учреждений, на определение подходов к их решению. Паспортизация библиотек общеобразовательных учреждений, социологический опрос, проведенный в субъектах Российской Федерации по проблеме функционирования библиотек общеобразовательных учреждений и создания мультимедийных учебных центров в условиях модернизации образования, дали информацию о кадровом обеспечении библиотек, о состоянии их фондов, о причинах, препятствующих развитию библиотек общеобразовательных учреждений. На совещании-семинаре «Работа библиотек и медиатек системы общего образования в условиях модернизации образования» и на круглом столе «Профессиональная и социальная защита библиотекаря общеобразовательного учреждения» были обсуждены вопросы, связанные с материально-техническим оснащением библиотек, с состоянием их учебного и основного фондов, с нормативной правовой документацией, с развитием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации школьных библиотекарей, а также с уровнем их социальной защищенности. Вопрос о комплектовании книжных фондов библиотек рассматривался на заседании Всероссийского совета по обеспечению общеобразовательных учреждений учебной литературой. Всероссийское совещание по вопросам управления библиотеками общеобразовательных учреждений, а также заседание секции библиотек общеобразовательных учреждений Центральной библиотечно-информационной комиссии Минобразования России были посвящены проблеме создания новых нормативных правовых документов, определяющих деятельность библиотек общеобразовательных учреждений, обсуждению проекта примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения.

По итогам указанных мероприятий определены следующие направления совершенствования деятельности библиотек общеобразовательных учреждений:

обновление нормативной правовой документации библиотек общеобразовательных учреждений;

техническое оснащение библиотек общеобразовательных учреждений;

создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности и включения библиотеки в процессы компьютеризации общего образования;

формирование книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

разработка новых организационных форм деятельности библиотек общеобразовательных учреждений;

развитие межбиблиотечного взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений и библиотек системы Минкультуры России;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений, организация их аттестации.

необходимо отметить, что в Российской Федерации накоплен опыт значительной положительной организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. Заслуживает распространения опыт Вологодской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Новосибирской, Пермской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Тамбовской, Челябинской, Ярославской областей, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев, Республик Коми и Саха (Якутия).

Будущее библиотек общеобразовательных учреждений, важнейшего ресурса общего образования, зависит как от государственных мер по их поддержке, так и от способности библиотеки гибко реагировать на изменения потребностей всей системы образования и каждого общеобразовательного учреждения.

 

Коллегия решила:

1. Департаменту общего и дошкольного образования (А.В.Баранникову):

1.1. Доработать рассмотренный проект примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения и направить его в марте 2004 г. в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

1.2. Разработать и направить в декабре 2005 г. в органы управления образованием субъектов Российской Федерации примерные должностные инструкции работников библиотек общеобразовательных учреждений и другие рекомендации по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

1.3. Разработать до 01.09.2004 методические рекомендации по вопросам организации регулярного обследования книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений на федеральном и региональном уровнях.

1.4. Совместно с государственным учреждением «Исполнительная дирекция “Дети России”» (И.В.Кузнецовой) в 2004 году обеспечить первый этап поставки компьютерного оборудования и медиатеки в библиотеки общеобразовательных учреждений Российской Федерации на условиях софинансирования с привлечением средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации.

1.5. Подготовить до 01.09.2004 Положение о проведении всероссийского конкурса библиотек общеобразовательных учреждений «БиблиОбраз».

1.6. Совместно с Управлением развития образования и региональной политики (П.Е.Кондрашовым) в октябре 2004 г. разработать форму государственного статистического наблюдения для анализа библиотечного фонда общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

1.7. Провести в октябре 2004 г. совещание по моделям формирования книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений и разработать соответствующие рекомендации с учетом опыта работы региональных информационных центров учебного книгоиздания.

1.8. Совместно с Министерством культуры Российской Федерации до 01.12.2004 изучить опыт по организации межбиблиотечного взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений и библиотек системы Минкультуры России и в мае 2005 г. провести круглый стол по указанной проблеме.

1.9. Подготовить в апреле 2004 г. предложения по созданию рабочей группы с целью подготовки совместной коллегии Минобразования России и Минкультуры России по вопросу о взаимодействии библиотек общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, и сельских библиотек.

1.10. Внести в план работы Минобразования России проведение в сентябре 2005 г. всероссийской конференции по вопросу о роли библиотек общеобразовательных учреждений в воспитании детей и молодежи.

1.11. Проанализировать и обобщить опыт ряда субъектов Российской Федерации (Чувашской Республики – Чувашии, Кемеровской области, Краснодарского края и других) по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений и направить рекомендации в мае 2005 г. в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

2. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н.Фролову):

2.1. При подготовке рекомендаций о механизме распределения субвенций, направляемых на финансирование учебных расходов общеобразовательных учреждений, предусмотреть до 01.07.2004 средства на комплектование книжных фондов библиотек.

2.2. При формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования предусматривать учет потребности в кадровом обеспечении деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

2.3. Совместно с Управлением высшего профессионального образования (Л.А.Кравцовой), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Отделом содержания педагогического образования (Н.Г.Калинниковой):

2.3.1. В рамках специальностей 052700 Библиотечно-информационная деятельность, 0517 Библиотековедение обеспечить введение специализаций в части подготовки специалистов-библиотекарей для образовательных учреждений.

2.3.2. Обеспечить подготовку специалистов-библиотекарей на базе гуманитарных и педагогических образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, в том числе в рамках целевой подготовки.

3. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину):

3.1. Разработать в феврале 2005 г. программы курсов повышения квалификации для библиотекарей общеобразовательных учреждений и специалистов институтов повышения квалификации работников образования, организующих курсовую подготовку библиотекарей общеобразовательных учреждений.

3.2. В 2005 г. осуществить переподготовку специалистов учреждений повышения квалификации работников образования, ответственных за повышение квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений.

3.3. Совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена (Г.А.Бордовским) разработать до 01.07.2004 рекомендации по созданию системы повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений на основе взаимодействия педагогических вузов с вузами культуры и искусств.

4. Республиканскому центру экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Минобразования России (В.А.Королеву) подготовить в ноябре 2004 г. предложения по осуществлению мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов органов управления образованием и учреждений повышения квалификации работников образования, по работе с приемным оборудованием спутникового сегмента ЕОИС (единой образовательной информационной среды).

5. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

5.1. Предусматривать в субвенциях, выделяемых местным бюджетам в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», средства на комплектование учебных и основных фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

5.2. Проводить мониторинг учебных и основных фондов библиотек общеобразовательных учреждений.

5.3. Укреплять материально-техническую базу библиотек общеобразовательных учреждений, содействовать их компьютеризации.

5.4. Развивать межбиблиотечное взаимодействие в системе общего образования, включая межбиблиотечный обмен учебной литературой.

5.5. Создавать условия для взаимодействия библиотек общеобразовательных учреждений с библиотеками Минкультуры России.

5.6. Развивать систему повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений с учетом задач освоения новых информационных технологий и аттестации библиотекарей общеобразовательных учреждений.

5.7. Принимать меры по социальной защите и поддержке библиотекарей общеобразовательных учреждений.

6. Департаменту общего и дошкольного образования (А.В.Баранникову) в двухнедельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В.М. Филиппов