Параграфы, страницы
Совместный проект
с журналом «Школьное обозрение»
Александр Боев
Подобрать ключи к мировой истории
Обзор учебников всеобщей истории для основной
школы
Найти подход
В основе «цивилизационного» подхода к
истории лежит несколько разрозненных теорий –
Г.Рюккерта,
Н.Я.Данилевского (XIX век), О.Шпенглера (нач. XX века),
А.Тойнби (сер. XX века), – суть которых сводится к
следующему. Вся человеческая история может быть
разделена на несколько совершенно автономных
образований, каждое из которых имеет свою
самостоятельную историю. Эти автономные
образования – культурно-исторические типы,
локальные цивилизации, культуры – возникают,
развиваются и погибают; на смену им приходят
новые, осуществляя свой исторический цикл. Таким
образом, поступательного развития единой
истории «цивилизационный» подход не
предполагает, как не предполагает вообще наличия
всемирно-исторического процесса, или всемирной
истории вообще. Главный исторический метод,
которым пользуется «цивилизационный» подход –
сравнительно-исторический (компаративистский).
Основанием для выделения особой цивилизации
обычно выступает ее культурная общность, но
поскольку более четкого критерия предложить в
этом смысле невозможно, то каждый из
«цивилизационистов» – теоретиков предлагал
свой набор цивилизаций1.
Появление «цивилизационного» подхода было
вызвано так называемым «открытием» Востока,
когда, познакомившись с его культурами,
европейцы столкнулись с проблемой осмысления их
в русле существующих концепций.
Научная несостоятельность
«цивилизационного» подхода к истории была
доказана во второй половине
30-х гг. ХХ в. еще представителями французской
школы «Анналов». Проблема «уникальности»
Востока получила свое теоретическое разрешение
в «унитаристских» построениях. Сегодня в мировой
науке ученые пользуются понятием цивилизация,
предполагая разные его значения, но, как правило,
не имея в виду своей приверженности к
«цивилизационному» подходу.
Так называемый «формационный» подход
предполагает, напротив, единство человеческой
истории, определенную стадиальность в ее
разворачивании и существование неких
объективных законов общественного развития.
Согласно «формационному» подходу, в
общественно-историческом развитии выделяется
несколько определенных стадий –
общественно-экономических формаций,
представляющих определенный способ
производства.
Советский, квазимарксистский вариант
«формационного» подхода – знаменитая
«пятичленка», без сомнения, страдал рядом
серьезных недостатков, не позволявших объяснить
ряд исторических фактов и закономерностей
(представление о том, что все общества в
обязательном порядке должны проходить все
выделенные стадии, игнорирование роли культуры в
историческом процессе и др.). Однако мировая
теоретическая историческая мысль давно
преодолела эти трудности, и сегодня существует
мощная традиция «унитарно-стадиальных»
концепций истории, базирующихся на
представлении об экономике как основе
общественного развития. В отличие от теоретиков
«цивилизационного» подхода, которых можно
перечислить по пальцам, стадиальные подходы к
истории представлены обоймой имен и концепций
(«мир-системный» подход Ф.Броделя и
Им.Валлерстайна, концепции «зависимого
развития» Р.Пребиша, «эстафетно-стадиальная»
теория общественно-исторического развития,
«фундационистские» традиции западного
марксизма и т.д.). Традиция, рассматривающая
историю как единый закономерный процесс с
универсальными законами и
причинно-следственными связями между событиями,
не ограничивается созерцательным «сравнением»
разных обществ, культур, цивилизаций, а успешно
работает в направлении установления
причинно-следственных связей и законов истории2.
Однако модернизация теоретической
составляющей школьных учебников истории –
действительно наиболее сложной их части – пошла
по пути «цивилизационного» подхода. И сегодня
большинство издательских каталогов с
аннотациями на учебники по истории заявляют о
сравнительно-историческом методе и
«цивилизационном» подходе как о последнем
«единственно верном» слове современной
исторической науки. Но неспособность
«цивилизационного» подхода стать подлинным
теоретическим каркасом исторического знания,
предложить адекватный понятийный аппарат для
изучения истории как единого закономерного
процесса привела к тому, что авторы учебников
просто вынуждены дополнять концептуальные
основы курсов другими теориями, что неизбежно
оборачивается теоретическим эклектизмом,
губительным для исторической науки.
Чем ближе к современности
историческое событие, тем сложнее историку о нем
говорить. Применительно к нынешней школьной
истории эта банальная и одновременно
парадоксальная истина усугубляется рядом
обстоятельств, связанных со своеобразным
состоянием отечественной исторической науки и
гуманитаристики вообще.
Крушение советского строя, пожалуй, из
всех школьных предметов наиболее серьезно
отразилось на истории. Полтора десятка лет назад
марксистско-ленинская теория исторических
формаций, цементировавшая школьную историю, была
отброшена как омертвевшее идеологическое
наслоение. Возникла весьма заманчивая для
авторов учебников и учителей перспектива
применить другие историософские теории и
подходы, существовавшие как за рубежом, так и в
отечественной науке.
Веер теорий
Обновление школьной истории проходило
во многом стихийно как в русле современных
тенденций мировой исторической науки, так, к
сожалению, и в слепом повторении пройденных
тупиковых путей развития западной исторической
мысли. Перечислим основные тенденции эволюции
школьной учебной литературы по истории за
последние полтора десятилетия.
Во-первых, под влиянием французской
школы «Анналов» история повседневности стала
находить свое отражение как в научных
монографиях, так и в школьных учебниках. Идея
создания «тотальной» истории предопределила
появление зарисовок быта исторических эпох,
попыток передать мысли и чувства отдельного
человека на страницах учебных пособий. Рассказы
о культуре перестали быть неким «довеском» к
социальной истории, а оказались равноправной
частью многих новых учебников. Правда,
крайностью этого подхода стала излишняя
концентрация на «образе человека эпохи», подчас
заслоняющем логику исторического процесса.
Во-вторых, в духе объявленного
политического плюрализма был легитимизирован
принцип проблемности при изложении истории.
Возможность самостоятельно интерпретировать
историческое событие, а не только выучивать
единственно верную его оценку появилась не
только у авторов учебников, но и у самих учеников,
которым на страницах пособий стал предлагаться
материал для самостоятельного размышления –
документы, отрывки из художественных
произведений, высказывания историков и прочее.
Сразу замечу, что эта возможность, к сожалению, до
сих пор в полной мере не использована авторами
большинства учебников.
В-третьих, разрушение системы
государственного атеизма привело к тому, что
религия как важная часть культурной и социальной
истории стала отражаться на страницах учебников
более подробно. Однако авторы пособий,
избавившись от официозного «безбожия», нередко
впадают в иную крайность, подавая
религиоведческий материал вне связи с научной
исторической традицией.
И наконец, в-четвертых. Если говорить о
теоретической составляющей школьных курсов
истории, то здесь мы сталкиваемся с
декларируемой сменой теоретических парадигм, в
самом общем виде обозначаемой как замена
существовавшего в советской школе
«формационного подхода» к истории
«цивилизационным подходом». И если
вышеописанные тенденции в целом действительно
соответствовали новейшим тенденциям
исторической науки, то заявленное обращение к
цивилизационному подходу обернулось для
школьной истории целым рядом потерь3 .
Возникшая в результате внедрения
цивилизационного подхода в школьные учебники
проблема неустойчивости понятийного аппарата
современных школьных учебников по истории
усугубляется тем, что издательства, формируя
учебные комплекты, руководствуются совсем не
совпадением теоретических концепций авторов
учебников для разных классов. И так называемые
учебно-методические линии учебников истории –
не более чем фикция.
Приступая к обсуждению существующих
учебников всеобщей истории, сразу оговоримся,
что в нашу задачу не входит подробный анализ всех
представленных на рынке учебного книгоиздания
пособий. Мы попробуем посмотреть, главным
образом, на то, как проявились в них
вышеотмеченные тенденции, или, скорее,
проиллюстрировать эти тенденции на материале
школьных учебников.
Линия всемирной истории для основной
школы насчитывает пять книжек – по истории
древнего мира для пятого класса, средних веков
для шестых, по новой истории для седьмых и
восьмых классов и новейшей истории зарубежья для
девятиклассников. Официальные министерские
перечни учебной литературы позволяют выделить
как минимум семь альтернативных
учебно-методических линий по всемирной истории
для общеобразовательных учреждений.
Древний мир: без цивилизаций не
обойтись?
Учебник Вигасина, Годера и Свенцицкой,
по которому учились еще советские школьники (Вигасин
А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего
мира. – М. : Просвещение, 2000), был написан для
линейной системы, когда древний мир и средние
века изучались по целому году. Это пособие,
выдержавшее множество переизданий, по-прежнему
остается одним из наиболее доступных и
качественно сделанных учебных проектов – как с
точки зрения научной информации, так и с позиций
методической разработки материала.
За 30 лет его существования в
отечественной школе редакционная переработка
шла прежде всего по пути обновления фактического
материала, а также расширения разделов,
описывающих культуру древних обществ. При этом
сохранялся в целом теоретический каркас этого
учебника. Таким образом, несмотря на свой
возраст, на сегодняшний день он представляет
довольно удачный синтез традиционных
теоретических подходов и новейших исторических
достижений. Надо отметить, что именно этот
учебник задал планку для аналогичных пособий по
древнему миру. Вольно или невольно, но
большинство новых пособий по этому периоду
ориентируются и сравниваются именно с ним.
Учебник древнего мира Уколовой (История
древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович; под
ред. А. О. Чубарьяна. – М. : Просвещение, 2001) –
один из тех немногих учебников, в котором история
древнего мира дана в контексте истории
повседневности. На современном научном уровне
авторы повествуют о происхождении человека, о
возникновении универсального социального
феномена государства, дают представление о
социальной структуре древних обществ,
рассказывают о генезисе религии. Кстати,
существенная трудность состоит в том, чтобы дать
четкие и верные представления об этих
исторических явлениях для школьников
десяти-одиннадцати лет. Авторы делают это,
опираясь на разнообразный и подробный
методический аппарат. Необходимо отметить, что
это единственный из современных школьных
учебников, который снабжен дополнительным
иллюстративным материалом – большой настенной
лентой времени, красочно отображающей периоды
развития мировой истории. Очень важное
представление об историческом времени и
исторической хронологии (усвоение которой
становится все проблематичней для современных
школьников) здесь формируется при помощи
нескольких оригинальных объясняющих примеров,
схем и задач. Например, в вопросах предлагается
сосчитать, сколько лет разделяет дату основания
Рима и год рождения ученика (с. 15). Казалось бы,
простой прием, а между тем он сразу делает
далекую историческую дату личностно значимой и
запоминаемой для ученика, да и масштаб
исторического времени ощущается совсем
по-другому.
Одно из неоспоримых преимуществ новых
учебников – внимание к иллюстративному ряду,
оформлению, что особенно важно для
пятиклассников и шестиклассников. Учебник Саплиной
может быть признан самым ярким (по качеству и
количеству иллюстраций) пособием по истории
древнего мира (Саплина Е. В., Ляпустин Б. С.,
Саплин А. И. История древнего мира. – М.: Дрофа, 2001).
Иллюстрации носят здесь ярко выраженный
обучающий характер: ко многим из них есть
специальные вопросы и задания. Законченность и
строгость исторического понятийного аппарата
позволила авторам удачно разработать
методическую часть учебника: здесь есть вводные
и итоговые разделы, например рубрика «Я знаю,
что...»; помогают организовать материал и работу с
ним на уроке такие рубрики, как «Для
любознательных», «Работаем с документом»,
«Факты». Правда, серьезный недостаток учебника –
отсутствие сложных творческих заданий, излишняя
его простота.
Все вышеперечисленные учебники – как
старые, так и новые – демонстрируют логичность
изложения, в них дается и используется понятие
«цивилизация» (как правило, в качестве синонима
классового общества, пришедшего на смену
первобытности), но говорить о том, что авторами
применяется «цивилизационный» подход, не
приходится. История древнего мира
представляется как закономерный и многообразный
процесс развития общества и культуры.
Но вот в учебнике Акулова (Акулов А.
В., Ваньков А. Б., Долотова И. А., Родионов О. А.
История древнего мира. – М.: ЦГО, 2000)
«цивилизационный» подход стал концепцией, уже не
просто заявленной, а занявшей место, которое, по
словам одного рецензента, «раньше отводилось для
почтительных ссылок на съезды КПСС»4 .
Эта книга – хороший пример «цивилизационных»
ошибок, внедряемых в школьную программу.
Учебник Акулова отличается от других
изданий для пятиклассников своей исключительной
толщиной. Правда, объем здесь – единственный
показатель научности издания. Все дело в том, что
история полностью «освобождается» авторами
книги от своих закономерностей, сводясь к
бесконечному и на удивление унылому описанию:
длинным рассказам из жизни Древнего Египта,
Греции и Рима. Структурировать эти рассказы,
зачастую изобилующие общими фразами, довольно
сложно, так как важнейшие исторические понятия в
учебнике не объясняются и поэтому не способны
систематизировать этот материал.
Так, о возникновении государств
рассказывается без указания на то, в чем суть
этого социального феномена. А полисная
организация и вовсе преподается как «чудо» (с. 178).
Эмоциональные высказывания авторов вряд ли
будут понятны и полезны пятиклассникам, для
которых и так все в этой истории выглядит слишком
чудесным – удивительным и беспричинным. Хуже
всего, что принцип исключительности при
обсуждении любых исторических явлений
становится в учебнике главным. Ученику
приходится надеяться только на свою память,
запоминая всякие исторические «чудеса».
Усугубляют ситуацию скудный методический
аппарат и черно-белые иллюстрации.
Учебник Михайловского (Михайловский
Ф. А. История древнего мира. – М.: Русское слово –
РС, 2000) также представлен в качестве пособия,
созданного в русле «цивилизационного» подхода, и
неудивительно, что с методической точки зрения
этот учебник выстроен довольно странно. Сначала
в главе «Цивилизация речных долин» изучается
сразу несколько стран: по параграфу отведено на
Египет, Индию и Китай, Междуречье, Вавилон. В
следующей главе опять изучается Египет, и далее
автор опять возвращается к Индии и Китаю.
Разобраться в этом варианте «цивилизаций»
пятикласснику будет непросто, тем более что
рубрик, подводящих итоги или напоминающих о
предыдущем материале, в учебнике нет (есть лишь
одна дополнительная рубрика «Это интересно», в
которой предложены мифы и отрывки из документов).
Учебник представляет собой яркий пример
недопустимой крайности в отношении изложения
религиозных сюжетов. Начинается он с пересказа
библейского рассказа о сотворении мира и
человека – для учебника истории более чем
странное начало. Далее следует абзац с якобы
научной версией появления людей, озаглавленный
так: «Человек – потомок обезьяны». Такое
упрощение теории естественного отбора –
излюбленный штамп противников дарвинизма, не
имеющий, к слову сказать, ничего общего с
реальным объяснением процесса
антропосоциогенеза. Ветхозаветная легенда в
сравнении с таким «научным» подходом выглядит
гораздо более привлекательной, особенно для
ребенка.
Или другой пример из этого учебника:
§ 54 рассказывает «о жизни и учении Иисуса
Христа», причем Иисус представлен вполне
реальным историческим персонажем, чье
существование не вызывает и тени сомнения и чья
деятельность «оказалась для всемирной истории
важнее деяний десятка императоров» (с. 304–305, 308).
Причем, по мнению автора, «большинство ученых
считают рассказы об Иисусе Христе в основе
достоверными. Однако чудеса, о которых
рассказывается в евангелиях, наука объяснить не
может» (с. 309). Это мифическое «большинство»,
кочующее из учебника в учебник, на самом деле не
имеет ничего общего с действительной научной
традицией.
Темы, связанные с религией, в последнее
время представляются в учебной литературе для
всех классов столь тенденциозно, что это не может
не вызывать опасения. Например, в учебниках по
истории при объяснении темы происхождения
человека теологическая креационистская
концепция излагается как равноправная или
вообще преимущественная по отношению к
эволюционистской. Авторы учебников, не
сомневаясь, смешивают религиозное и научное
толкование проблемы, почему-то забывая, что в
научном жанре, коим является школьный учебник,
апелляция к религии просто невозможна. При этом
предисловия всех учебников начинаются с
оптимистичного тезиса: «История – это наука…»
Вот, к примеру, в учебнике Колпакова и
Селунской (Колпаков С. В., Селунская Н. А.
История древнего мира. М.: Дрофа, 2002) врезка к
параграфу «Происхождение человека» со словами
«и сказал Бог: сотворим человека по образу и
подобию Нашему» маркирована условно как
«высказывание, ярко характеризующее
исторические события и их участников» (с.14). За
этой несколько юмористической крайностью стоит
типичное (и недопустимое для историка!) смещение,
характерное для учебников: легенда, предание, миф
передается как исторический факт. Между тем это
подрывает сами основы исторической науки, чего
зачастую не замечают сначала авторы, а за ними
учителя и школьники…
Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах
____________
1 А.Дж.Тойнби в разное время
выделял от двадцати до сорока разных
цивилизаций, Н.Я.Данилевский – девятнадцать, и
т.д.
2 Наиболее полно обзор всех
существующих концепций исторического процесса
дан в монографии Ю.И.Семенова : Семенов Ю.И.
Философия истории : Общая теория, основные
проблемы, идеи и концепции от древности до наших
дней. – М. : Современные тетради, 2003. Здесь же
представлена развернутая и аргументированная
критика цивилизационного подхода, история его
возникновения, историческое значение (с. 89–91,
152–153, 158–161, 171 и далее).
3 См. в этой связи
статьи, посвященные критике цивилизационного
подхода в школьных учебниках: Смирнов И.
Цивилизационный отход // «ПС». – 2000. – № 57;
Аверюшкин А. Вы уже приобщились? Мифология и
искусство для пятиклашек // «ПС». – 2000. – № 88;
Авесхан Македонский. Биополе хана Мамая // «ПС». –
2002. – № 63; Соловьёв С. «Фронтальная
повторительная» // «ПС». – 2003. – № 7; Боев А.
Рекомендуется цивилизация… // «ПС». 1999. – № 60 и
др.
4 Смирнов И.
Цивилизационный отход // «Первое сентября», № 57,
2000 г. |