Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2004


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Ксения Молдавская

Потому что так веселее их читать!

Одним из важных мероприятий ярмарки «Книги России» был подготовленный Российской книжной палатой совместно с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций семинар по проблемам иллюстрирования детских книг. В семинаре приняли участие критики, библиографы, искусствоведы, художники-иллюстраторы и независимый эксперт-второклассник.

Ксения Александровна Молдавская
ведущая полосы
«Детлит» газеты «Книжное обозрение»
– специально для «Библиотеки в школе»

Прежде чем приступить к серьезному обсуждению наболевших проблем, участники семинара выслушали мнение потребителя – второклассника Даниила Кудрявцева, приглашенного в качестве независимого эксперта.

Когда готовился семинар, Даниил и его одноклассники, ученики 2-го «А» класса школы № 1288, писали сочинения о своем отношении к картинкам в книжках.

Работы школьников радуют своим разнообразием и непосредственностью. Так, например, на вопрос «как вы относитесь к книжкам с картинками» дети отвечали вот что: «Мне нравятся книжки с картинками, потому что так легче понять, о чем книжка» (Алеша Щербинин); «Мне не нравится, когда в книжках есть картинки. Потому что я хочу побольше читать, а картинки занимают место» (Таня Бокарева); «Мне нравится, когда есть картинки. Потому что мне не приходится представлять эту картину, а это меня отвлекает от чтения» (Катя Стульбо); «Мне нравится, когда в книжке есть картинки, потому что поменьше читать, а то глаза устают» (Карина Перегудова); «Мне не очень нравится, когда в книжках есть картинки. Потому что интереснее, когда сам придумываешь героев» (Маша Мирончева); «Мне нравится, когда в книжке есть картинки. Потому что, если непонятное слово, можно понять по картинке» (Марина Серебрякова); «Мне нравится, когда в книжках есть картинки, потому что так веселее их читать» (Полина Гузовская).

Мнения второклассников о том, где нужны и не нужны картинки, тоже разделились: «Если интересная книжка, то должны быть картинки» (Лена Савилова); «Мне кажется, что в детской книге нужны картинки, потому что с ними весело, а во взрослой не нужны, потому что они уже выросли и уже не дети» (Лиза Маринина); «В книге не нужны картинки, потому что интереснее представлять, что ты сам в этой книге» (Аня Наумова); «Картинки нужны в некоторых книгах, таких как обучающие книги о животных» (Тима Тосхопоран); «Мне кажется, что картинки нужны во всех книгах, потому что не надо гадать, как выглядит герой» (Яна Чубукова); «В некоторых книгах, например «Крокодил Гена», нужны картинки, потому что их читают маленьким детям» (Света Аграновская); «По-моему, нужны картинки в «Незнайке» и «Волшебнике Изумрудного города», а в романах не нужны» (Леня Салунин).

О том, что мнение художника может не совпадать с мнением читателя, сказали почти все дети: «Иногда бывает, что автор представляет героя по-своему, а я – по-своему» (Костя Борзилов). Впрочем, были и исключения: «Я согласна с автором и представляю так же» (Катя Стельмах). На вопрос же «что интереснее: смотреть картинку или фантазировать самому?» некоторые второклассники отвечали, что «лучше сразу видеть эти картинки» (Маша Ошовская), другие же говорили, что «лучше самому проглядывать в уме своем» (Азамат Раджабов). Тем более что «бывает, что мне представляется быстрее, чем я увижу картинку» (Лиза Волкова). Да и вообще, «лучше я сам буду рисовать картинки» (Давид Баскаев).

Благодарим за содействие учительницу 2-го класса «А» школы 1288 Елену Викторовну Селезневу.