Детское чтение
Ксения Молдавская
Потому что так веселее их читать!
Одним из важных мероприятий ярмарки «Книги
России» был подготовленный Российской книжной
палатой совместно с Министерством по делам
печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций семинар по проблемам
иллюстрирования детских книг. В семинаре приняли
участие критики, библиографы, искусствоведы,
художники-иллюстраторы и независимый
эксперт-второклассник.
Ксения Александровна
Молдавская –
ведущая полосы
«Детлит» газеты «Книжное обозрение»
– специально для «Библиотеки в школе» |
Прежде чем приступить к серьезному
обсуждению наболевших проблем, участники
семинара выслушали мнение потребителя –
второклассника Даниила Кудрявцева,
приглашенного в качестве независимого эксперта.
Когда готовился семинар, Даниил и его
одноклассники, ученики 2-го «А» класса школы
№ 1288, писали сочинения о своем отношении к
картинкам в книжках.
Работы школьников радуют своим
разнообразием и непосредственностью. Так,
например, на вопрос «как вы относитесь к книжкам
с картинками» дети отвечали вот что: «Мне
нравятся книжки с картинками, потому что так
легче понять, о чем книжка» (Алеша Щербинин); «Мне
не нравится, когда в книжках есть картинки.
Потому что я хочу побольше читать, а картинки
занимают место» (Таня Бокарева); «Мне нравится,
когда есть картинки. Потому что мне не приходится
представлять эту картину, а это меня отвлекает от
чтения» (Катя Стульбо); «Мне нравится, когда в
книжке есть картинки, потому что поменьше читать,
а то глаза устают» (Карина Перегудова); «Мне не
очень нравится, когда в книжках есть картинки.
Потому что интереснее, когда сам придумываешь
героев» (Маша Мирончева); «Мне нравится, когда в
книжке есть картинки. Потому что, если непонятное
слово, можно понять по картинке» (Марина
Серебрякова); «Мне нравится, когда в книжках есть
картинки, потому что так веселее их читать»
(Полина Гузовская).
Мнения второклассников о том, где нужны и
не нужны картинки, тоже разделились: «Если
интересная книжка, то должны быть картинки» (Лена
Савилова); «Мне кажется, что в детской книге нужны
картинки, потому что с ними весело, а во взрослой
не нужны, потому что они уже выросли и уже не
дети» (Лиза Маринина); «В книге не нужны картинки,
потому что интереснее представлять, что ты сам в
этой книге» (Аня Наумова); «Картинки нужны в
некоторых книгах, таких как обучающие книги о
животных» (Тима Тосхопоран); «Мне кажется, что
картинки нужны во всех книгах, потому что не надо
гадать, как выглядит герой» (Яна Чубукова); «В
некоторых книгах, например «Крокодил Гена»,
нужны картинки, потому что их читают маленьким
детям» (Света Аграновская); «По-моему, нужны
картинки в «Незнайке» и «Волшебнике Изумрудного
города», а в романах не нужны» (Леня Салунин).
О том, что мнение художника может не
совпадать с мнением читателя, сказали почти все
дети: «Иногда бывает, что автор представляет
героя по-своему, а я – по-своему» (Костя Борзилов).
Впрочем, были и исключения: «Я согласна с автором
и представляю так же» (Катя Стельмах). На вопрос
же «что интереснее: смотреть картинку или
фантазировать самому?» некоторые второклассники
отвечали, что «лучше сразу видеть эти картинки»
(Маша Ошовская), другие же говорили, что «лучше
самому проглядывать в уме своем» (Азамат
Раджабов). Тем более что «бывает, что мне
представляется быстрее, чем я увижу картинку»
(Лиза Волкова). Да и вообще, «лучше я сам буду
рисовать картинки» (Давид Баскаев).
Благодарим за содействие учительницу
2-го класса «А» школы 1288 Елену Викторовну
Селезневу. |