Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2004


РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Рецензии

Любовь Ананьева

И молоды мы снова

Письмо коллегам из разных городов
по поводу «Курса молодого бойца»

Любовь Николаевна Ананьева –
заведующая библиотекой
средней школы
пос. Калашниково, Лихославльский р-н,
Тверская обл.

С нетерпением жду каждый номер «Библиотеки в школе». Читаю, как, наверное, и все мы, в несколько приемов. Каждый номер газеты востребован не один раз. Вот попробовала написать отзыв (рецензией предложенное вашему вниманию вряд ли можно назвать) на новую, но уже многим полюбившуюся, судя по письмам, рубрику «Курс молодого бойца». Называю ее кратко – «КМБ». Даже в мою, уже совсем не молодую жизнь он вошел мажором, ассоциируясь с бодрой мелодией из далекого детства.

Вот уже много лет не перестаю восхищаться и гордиться своими коллегами, с которыми заочно познакомила и подружила газета. Рубрика «Курс молодого бойца» вновь назвала этих замечательных библиотекарей. Спасибо всем авторам материалов, опубликованных в «КМБ», за то, что в условиях вечного дефицита времени (кому из нас не знакомо это?!) нашли все-таки возможность поделиться своим ценнейшим опытом с коллегами! Причем не только с молодыми, но и с нами, уже бывалыми.

Иногда кажется, что «Библиотека в школе» просто схитрила, из чувства такта назвав «Курсом молодого бойца» рубрику, необходимую и полезную всем!

Открытие «КМБ» состоялось в феврале 2003 года (№ 04). И не случайно доверен был сей торжественный момент профессионалу библиотечного дела из г. Кирова Калужской области – прилежнейшей и пунктуальнейшей Наталье Владимировне Маршевой.

«Начало пути может быть на любом этапе» – так назван первый урок курса, четко ответивший на вопрос новичка «С чего начать?».

В течение довольно долгого времени мне было очень приятно, как говорят наши дети, «в кайф», безропотно подчиняться Наталье Маршевой. С готовностью № 1 бросилась сличать содержание своих папок с «разложенными по полочкам» рекомендациями Натальи Владимировны. Статья пестрит карандашными «галочками» и «минусами». Минусов – два! Не потому, что не согласна, а потому, что пока не могу найти нужные документы. Так что не поставила бы мне уважаемая Наталья Владимировна «5», хотя я и не молодой боец.

Наталья Владимировна, все Ваши материалы из «Библиотеки в школе» храню в отдельной папке. Все написанное Вами очень помогает в работе. Глубоко уважаю Вашу принципиальность, умение отстоять свое мнение на пользу дела («Эта непопулярная сверка» – 2000. – № 2. – с. 12, например), учусь у Вас всегда и всему. Дальнейших Вам удач, находок, свободных минут и часов, чтобы поделиться своим богатым опытом с нами. Не сомневаюсь, что и молодых бойцов, и нас Вы научите еще очень многому!

Вот везет! Следующий же номер газеты снова дарит встречу с «КМБ». Татьяна Михалевич «Дизайн? Интерьер?.. Нет, просто оформление». Какая нужная, актуальная тема! Ведь встречают по одежке не только нас, грешных. Это не только эстетика, стиль работы, но и возможность наиболее полно раскрыть фонд. Прочитала статью Татьяны Николаевны на одном дыхании. Порадовалась за библиотеку школы № 2 г. Заводоуковска, что в Тюменской области. Вновь подивилась неиссякаемой энергии, инициативе и таланту школьных библиотекарей. Молодцы! Знай наших! И конечно, начала сразу прикидывать, что можно перенять из опыта Татьяны Николаевны и сделать, не откладывая в долгий ящик, что можно взять на заметку, о чем можно пока только помечтать.

И рассказываем мы нашим ребятишкам о каталогах, и показываем, что внутри, и учим пользоваться ими. И образец каталожной карточки (1/4 листа ватмана) с описанием «Маугли» Киплинга оформлен. Но чтобы вот так здорово сама гора шла к Магомету – не додумались! Молодец Татьяна Николаевна! Ваши таблички с алгоритмами поиска информации по каталогам и картотекам выше всяких похвал! Участливые и доверительные знаки вопроса в первом блоке, продуманная до мельчайших, но очень важных деталей информация второго блока, наглядность третьего, спокойная, терпеливая и очень доброжелательная интонация четвертого. Все компактно, обстоятельно, доходчиво и убедительно!

Готовясь к библиотечному уроку в 5-х классах «Выбор книги в библиотеке, каталоги», попросила девятиклассниц, членов библиотечного кружка, имеющих домашний компьютер, оформить точно такие же таблички. Особенно ценно то, что теперь каждый может научиться работать с каталогом не только на библиотечном уроке или получив консультацию в библиотеке, а сам, в любое время!

С кораблем «Надежда» пока труднее, но идея замечательная. И наверняка многие школьные библиотекари уже подхватили ее. И с цветными разделителями в СКС придумано интересно.

№ 12 за 2003 год. Очередной выпуск «КМБ». Магия добротного, ладного слова «По-ря-док». А название-то статьи какое – «Его величество Порядок»! С большой буквы! Подтягивает. Дисциплинирует. Спасибо огромное авторам материала о разделителях для открытого доступа – коллегам из московской библиотеки им. А.П.Гайдара Наталье Масловой, Ольге Поповой и Ирине Сафоновой. Статья очень нужная и полезная.

Материал изложен четко, последовательно, наглядно. Интересна идея цветового решения в оформлении разделителей. В такой нарядной библиотеке читателям будет не только легко ориентироваться в фонде, потому что книги расставлены грамотно и удобно, но и просто приятно и радостно в ней быть. И еще один, очень важный момент: сколько драгоценного времени библиотекаря сберегли наши замечательные коллеги из «гайдаровки», щедро поделившись своим опытом! Примерная структура открытого доступа, образцы разделителей и советы по оформлению этикеток для них – большая помощь школьным библиотекарям. Мне, например, не терпелось сразу пройтись между стеллажами прямо с газетой и карандашом в руках, чтобы проверить соответствие разделителей нашего фонда предложенной структуре (они оформлены пока черной тушью на белом фоне; и только для ребят 1–2-х классов – цветные).

Провести даже просто библиотечный урок-другой – уже событие для библиотекаря! А выстроенная система уроков по полной программе – высший пилотаж. Браво тем коллегам, которым это удается! Да еще так талантливо. Это я про Вас, уважаемая Татьяна Кимовна!

Татьяна Кантур. «Веселый поезд. Двенадцать лет с библиотечными уроками». (№ 24, 16–31 декабря 2003 года.) Удивительный материал. Непосредственный в изложении, живой и увлекательный. Представлен ценнейший опыт как подготовки, так и проведения библиотечных уроков с 1-го по 7-й классы

Давно известно, что с помощью игры можно решать самые серьезные задачи воспитания и обучения. «Веселый поезд» Т.Кантур – убедительный и наглядный пример тому.

Изумляет огромная основательная подготовительная работа к уроку не только библиотекаря, но и самих ребят (чтение книг, поиски материалов в справочных изданиях, изготовление поделок, оформление урока, подготовка театрализованного действа). Как сплачивает ребячий коллектив совместное творчество, какая школа общения и удивительная работа ума и сердца! И еще – чудесная творческая атмосфера сотрудничества взрослых и ребят!

Милая, великодушная Татьяна Кимовна пополнила и мою коллекцию библиотечных уроков. И еще: Татьяна Кимовна не просто делится с нами готовыми конспектами или разработками библиотечных уроков (что было бы для нее гораздо проще), а рассказывает о методике их подготовки и проведения. И это-то, по-моему, самое главное достоинство материала!

Всегда с большим вниманием и усердием штудирую все, что написано в газетe мудрой и опытной
Т.В. Рудишиной. И вот новая встреча – в полюбившейся рубрике «КМБ». № 2, 2004 год. Статью «Нащупать свой бином фантазии» прочитала с большим интересом. И ведь, в сущности, не сама наука придумывания сказок здесь главное. Это главное – в заключительных строчках: «Не берусь судить о том, возникнет ли у вас после прочтения книги кружок сочинителей сказок, но что вы приобретете мудрого собеседника, фантазера и уникального знатока детской психологии – обещаю!» И вот за этот совет еще раз почитать мудрого и веселого Родари (книжку-то найти и прочитать очень захотелось) и поверить в свои силенки, за поддержку («А вот избавиться от собственных комплексов боязни детской аудитории – это реальнее») огромное спасибо!

Пролистаны (в который раз) все номера с рубрикой «Курс молодого бойца». Но не убраны газеты в общую стопочку. Не убраны потому, что с каждого материала рубрики нужно вместе с нашим методистом – помощником и другом, Т.Н.Степановой, сделать ксерокопию и подарить, оформив все это богатство в красивые папки, всем библиотекарям нашего районного методического объединения к очередному профессиональному празднику. Правда, замечательный будет подарок? Ведь газету, к сожалению, выписать могут далеко не все. (Подарок, конечно, замечательный, но вот мы, редакция, при таком методе распространения наших газет останемся без подписки, а значит – без зарплаты! – Ред.)

Все материалы рубрики актуальны, необходимы, написаны четко, доходчиво и толково и ценны тем, что весь материал отработан на практике, что это драгоценный опыт коллег. И потому все предложенные в «КМБ» идеи при определенном приложении сил и стараний реальны для воплощения в своей библиотеке каждым «молодым бойцом».

И я напеваю свое любимое:

И молоды мы снова,
И к подвигу готовы.
И нам любое дело по плечу!

(Помните, это «Песня о первом пионерском отряде»?)

Откуда такой пафос? То ли стихи ассоциируются с названием «КМБ», то ли настроила рубрика на деловой лад, заставив нас поверить в себя. А почему «то ли»? Так оно и есть!