Классный
час
Валентина Гусева
Вино. Вина. Война
Читаем рассказ Евгения Носова «Красное вино
победы»
Валентина Павловна Гусева
–
учитель словесности
д. Кладово, Пошехонский район,
Ярославская обл. |
Только засияло небо первыми
лучиками, только вылезли почки из серости,
окрасились ярко, округлились – учителю звоночек,
весна, мол, на дворе, а вместе с ней и самый
главный праздник весны. Нет-нет, не ЕГЭ и даже не
последний звонок, праздник другого свойства, тот,
что «со слезами на глазах», День Победы.
Значит, кроме всего прочего,
означенного в плане подготовки, нужен особый
урок. Такой, чтобы тишина, как в храме, чтобы свечи
и чтобы потеплело и растаяло что-то в душах юных
скептиков, уже привыкших в тому, что каждый день
где-то горит, взрываются и десятками гибнут люди
и человеческая жизнь теряет всякую ценность. Как
донести до них мысль, что любая война, даже самая
страшная, имеет свой конец, но не у каждой войны
бывает последний день, которым можно гордиться?
Говорить о Дне Победы год от года
становится труднее: уходит из жизни поколение,
которое этот день помнит. Встречи с ветеранами
становятся проблематичными еще и потому, что
преклонный возраст не всегда позволяет им
повести с ребятами осмысленный, убедительный
разговор. Вот и получается, что чуть ли не
единственным помощником в этом деле остается для
учителя книга. Если что и можно добавить для
убедительности, так это подтвердить авторский
вымысел правдой человеческой памяти, используя
собранные и записанные ранее воспоминания
ветеранов. Подтвердить и убедить ребят, что в
книгах о войне понятие вымысла чисто условное,
особенно если автор книги сам прошел войну с
оружием в руках. Поэтому стоит все-таки начать с
книжной выставки в библиотеке или в классе, куда
поместить произведения поэтов и прозаиков
«огненного поколения»: М.Дудина, С.Орлова,
М.Луконина, С.Гудзенко, А.Ананьева, В.Богомолова,
В.Быкова, В.Астафьева, К.Воробьева и других, чьи
книги отыщутся в фондах школьной библиотеки.
Не надо думать, что дети сразу
набросятся на эти книги, разберут и начнут
читать. Нет, конечно. Но кто-то обязательно снимет
книгу с полки, полистает, вспомнит показанный
недавно фильм, откроет случайную страницу и
зачитается. А кто-то обязательно заинтересуется
всерьез, попросит книгу, уж если не для себя
лично, то для читающего родителя, – и то хорошо.
Как известно, капля камень точит.
В качестве эпиграфа к выставке можно
взять слова Сергея Наровчатова: «Наше поколение
– наполовину вырубленная роща». Или другие. Их
так много, обжигающих душу слов о войне.
Где-нибудь с краешка я поставлю
невзрачную красную книжечку Евгения Носова
«Красное вино победы». Поставлю, чтобы однажды
взять и принести ее на урок, на классный час.
Рассказ, давший название всей книге,
совсем невелик. Но мал золотник, да дорог –
глубиной и емкостью содержания с любой повестью
посоперничать может, а уж об эмоциональном
накале и говорить не стоит. А дети, с которыми я
мечтаю начать разговор, еще сами читатели аховые,
поэтому буду читать вслух, хотя кое-кто и читал
заранее, чтобы все почувствовали, все поняли, на
самое главное обратили внимание. Это очень важно.
Если первое восприятие смазано, трудно обратить
к книге снова. Моя цель – чтобы обратились, чтобы
опыт моего понимания захотели сделать своим,
чтобы и меня наградили собственными озарениями.
Их взгляды еще не замутнены, не покрылись
плесенью опыта, который у нас, взрослых, не всегда
со знаком «плюс». Я совсем не мечтаю о том, чтобы
они выслушали меня и просто поверили. Гораздо
интереснее услышать россыпь их мнений, пусть
наивных, пусть неправильных с моей точки зрения,
но своих.
Перед чтением я даже не рассказываю об
авторе, к нему они придут потом по страницам
книги. Лишь спрашиваю, почему, на их взгляд, книга
так странно называется.
О том, что «красное» ассоциируется со
словом «кровь», подметили почему-то все. Только
одна девочка попыталась объяснить, что
«красное», значит, красивое, ведь День Побе-
ды – это красивый праздник, с цветами, с флагами.
Слово «вино» вызвало больше всего
споров. Кто-то вспомнил о «наркомовских» ста
граммах, которые выдавались на фронте, об обычае
предков – отмечать победу над врагом
«заздравным» кубком. Но самой интересной мне
показалась ассоциация «вино – вина», негласная
вина оставшихся в живых солдат перед вдовами тех,
что остались на полях сражений. После первого
чтения – у кого-то оно было заранее – ребята
записывали на карточки то, что больше всего
поразило, запомнилось: эпизод, деталь, фразу.
Подготовленные заранее, эти карточки с кусочками
текста уже выучены ребятами почти наизусть, они
определяют микротемы, о которых мы будем
говорить. Набор их нельзя назвать случайным, хотя
и определен он ребячьим интересом. Только задай
вопрос:
– Что запомнилось? Что поразило вас?
И услышишь:
– Чистое белье… Все начинается
сначала…
– Какой длинный день…
– Вино на подушке…
– Госпиталь…
Понимаю, что поразил не сам госпиталь
(больница и больница – что тут особенного), а
ощущение его как острова спасения посреди
бушующего моря войны.
– Молдаванин…
– Гипсы…
– Таня…
– Смерть Копешкина…
Выдержав паузу, такую нужную в эту
минуту, я беру свою карточку и читаю: «Держали
оборону. Вели бои местного значения в восьми
километрах от Пскова. В ночь с 10 на 11 мая получили
приказ провести разведку боем, выявить огневые
точки противника. В четыре часа утра поползли.
Два взвода. Мой взвод попал на минное поле. После
взрыва ткнул окровавленной культей в лицо –
пальцев не было. Подумал: правая рука больше не
помощница, левая оказалась тоже ранена. Две
недели лежал в полевом госпитале. Началась
гангрена. Левую руку, последнюю надежду, отняли
по плечо. Потом на “кукурузнике” вывезли в
тыловой госпиталь, сначала в один, потом в другой.
Попал в госпиталь, где инвалидов не просто лечили
– учили жить после войны».
Поднимаю глаза на ребят: они полны
недоумения, даже негодования:
– Этого в рассказе нет!
– Нет, – соглашаюсь я, – а в жизни было.
Я прочитала вам воспоминания Николая
Алексеевича Литина, которого мы похоронили в
этом году. А что же есть в рассказе?
Вот уже тянет руку белобрысый
мальчишка, читает срывающимся голосом:
«Оперировали меня в сосновой рощице, куда
долетала канонада близкого фронта. Роща была
начинена повозками и грузовиками, беспрерывно
подвозившими раненых. Наспех забинтованные
солдаты, – обросшие, осунувшиеся, в заляпанных
распутицей шинелях и гимнастерках, – ожидали под
соснами врачебного осмотра и перевязок».
– Чем поразил вас полевой госпиталь?
– Я раньше не понимал этого слова,
думал: специально в поле устраивали, чтобы
солдаты выздоравливали на чистом воздухе, а тут…
– Каждому хотелось выжить, но вперед
пропускали тяжелораненых.
– Очередь к хирургическому ножу…
Хирург не просто оперирует, а орудует… Нож – его
оружие, им он бьется за жизнь солдат. У него
взгляд не мучителя, а мученика, он сам мучается
оттого, что все должен делать быстро и, может
быть, не всегда тщательно, потому что ждут
десятки других, а он устал, у него красные от
бессонницы глаза, желтое морщинистое лицо.
– А меня поразила «по-куриному желтая
чья-то кисть, чья-то стопа», тазик с кровавыми
бинтами и ватой. Раненые это видят, и сами тут же
ложатся на стол хирурга.
Проза войны встает с первых страниц
рассказа. Автор ничего не приукрашивает. Он видел
все сам, собственными глазами. Но, показывая
грязь и ужас полевых условий, он не говорит о
грязи человеческих душ, которая, наверное, ему
тоже встречалась. Разными путями попадали
солдаты в госпиталь. Кто-то на мине подорвался,
кого-то перерезала автоматная очередь, а кто-то
почти предугадал свое ранение. Я читаю еще одну
карточку: «Пуля врага все равно нашла и зацепила
меня. Причем, я не только почувствовал, но и
увидел приближение опасности, даже успел
крикнуть напарнику: “Смотри, сбоку обходят!”, –
и в этот же миг понял, что меня зацепило».
Ребята уже не возмущаются, не
торопятся негодовать, а просто сравнивают
прочитанное с текстом рассказа. Я же только
говорю им о том, что человек, поделившийся
воспоминаниями, время от времени проходит под
окнами нашей школы, а зовут его Михаил
Павлович Лавров. Напоминаю, чтобы не забыли
поклониться при встрече и назвать по
имени-отчеству.
А они-то рвутся к рассказу, всем
запомнилось, как нелепо, самонадеянно вел себя
рассказчик: «За несколько минут до того, как меня
изрешетило осколками, мы прямой наводкой
расстреливали выскочивших из горящего танка
немцев. В своих черных коротеньких френчах,
похожие на тараканов, немцы, быстро перебирая
руками и ногами, карабкались на четвереньках по
крутому склону приозерной дюны. Песок осыпался,
они беспомощно съезжали вниз и начинали снова
карабкаться в своем насекомьем безумии».
Вижу, как многое в этом тексте смущает
ребят. В первую очередь – сравнение немецких
танкистов с тараканами. Понимаю, автор такое
сравнение подобрал, что точнее и придумать
нельзя, чтобы выразить почти физическое
отвращение и ненависть к врагу: пришли незваные,
лезут во все щели, спасения от них нет, остается
одно – уничтожить. Это позиция автора. А у моих
ребятишек, чувствую, что-то с этой позицией не
стыкуется. Они-то в этих «тараканах» видят
обезумевших от страха безоружных людей, с
которыми герой рассказа в данный момент не воюет,
а играет, как кошка с мышкой, балуется. Тут уж
приходит время подсказать, что и самому автору не
очень-то по душе эта забава, потому он и
вкладывает в уста Бородухова слова: «А ты не
балуй на войне. Баловство – оно, парень, не дело».
И кто-то обязательно скажет о ранении
как о возмездии за это баловство. И как тут
поспоришь с юным максималистом: война должна
вестись по правилам, тем более что мы называем ее
справедливой.
В центре рассказа, конечно, боец
Копёшкин, который выполнял на войне самую
обычную работу, медалей не заработал, а вот
стрелять приходилось: страху натерпелся, будто
витало над его головой добро и зло, да только зло
пересилило, и оказался Копёшкин в гипсовом
скафандре.
Разговор о судьбе Копёшкина
перемежается личными впечатлениями и
воспоминаниями, да и я время от времени
подкидываю в этот костер истории из школьных
альбомов.
«Перемогайся, парень. Вон, скоро и
война кончится. Пошто теперь зазря гинуть-то».
– На войне, значит, погибнуть не так
обидно…
– Погибали ведь и в последний день
войны: тоже было обидно.
– А я читал недавно в газете, как в
Германии умер русский парень Сергей Панов из
соседнего с нами Первомайского района.
Да, мы все читали, что шестьдесят лет
считался Сергей Панов пропавшим без вести.
Отыскал его родственников голландский журналист
Ремко Рейдинг. Он и рассказал, что Панов был в
концлагере, его освободили американцы. Но солдат
был слишком изможден и умер в госпитале
немецкого Бад Липшпринга 22 мая 1945 года.
– А мне запомнилось письмо, которое
Копёшкин получил из дома. Он читал его всю ночь,
наверное, выучил наизусть.
– А рисунок? «Нарисовалась
бревенчатая изба с тремя оконцами по фасаду,
косматое дерево у калитки, похожее на
перевернутый веник». А еще Копёшкин попросил
нарисовать домок, скворечник.
– Каждый по-своему жалеет Копёшкина.
– А мне кажется, что он своим
рисунком только душу ему растревожил...
– Нет-нет, он будто дома побывал, в
своей деревне Сухой житень, так и умирать,
наверное, легче. Ведь автору тоже кажется, что он
Копёшкину «угодил».
Понимаю, что, закрывая тему смерти
Копёшкина, нельзя не прочитать вот эти слова, и
читаю их сама, медленно, тихо:
«В сущности, человек всегда умирает в
одиночестве, даже если его изголовье участливо
окружают друзья: отключает слух, чтобы не слушать
ненужные сожаления, гасит зрение, как гасят свет,
уходя из квартиры, и, какое-то время оставшись
наедине сам с собой, в немой тишине и мраке,
последним усилием отталкивает челн от этих
берегов...»
И вот теперь я зажигаю свечу, и мы
слушаем тишину, которая такая редкость в этих
стенах. Тишина эта – наша дань, наша светлая
память о героях и жертвах Великой Отечественной
войны, наших отцах, дедах и прадедах. Жестокость и
трагичность наших дней как бы на время
компенсируется этой памятью. И мне кажется, что
даже самые маленькие дети понимают: рассказ
Евгения Носова направлен против всех войн,
бывших и будущих, которые обрекают мир на
кровопролитие и бессмысленные жертвы.
Именно в этот момент урока у ребят
появляется желание познакомиться (как бы
встретиться) с автором. Я к этой встрече готова.
Предлагаю то, что сумела отыскать к уроку. Среди
«наглядных пособий» советских времен,
сохранившихся в школе, портрета Носова нет.
Поэтому я креплю на доске тот, что отыскала в
старом журнале «Литература в школе» (№ 3 за 1995
год) с прекрасными словами В.П.Астафьева «...песнь
моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с
виду, но чист и высок ее тон, тот самый древний
златоглавый тон, что звучал когда-то в сказаниях
боянов, воспевающих славу молодой Руси, как
звучит он в книгах певцов, рожденных в порубежной
и центральной России: Бунина и Тургенева, Лескова
и Андреева, Кольцова и Никитина, Есенина и
Полонского...
Автор... достойно продолжает дело своих
знаменитых земляков, так же бережно, как они,
пестует родное слово, высвечивает его и отдает
нам ограненным, в строгой оправе».
В этом же журнале я нашла и статью
Виктора Чалмаева «Сквозь огнь скорбей», где есть
биография Евгения Носова.
Одна, наиболее речистая, девчушка уже
подготовила «доклад» о том, что родился писатель
в старом курском селе Толмачево, на берегу Сейма,
в крестьянской семье. На фронт попал в 1943 году, а
весной 1945 года в Восточной Пруссии получил
тяжелое ранение.
Кто-то скажет, что давать
биографическую справку о писателе лучше в начале
урока. Понимаю, что кому-то, возможно, и лучше. А
мне лучше в середине. Чтобы отойти от горя по
поводу смерти солдата Копёшкина («Очень мы от
горя “устаем”»), солдата с такой доброй,
сельской, говорящей фамилией.
А нужна нам была пауза, чтобы начать
разговор на еще одну, не менее тяжелую тему, – о
судьбах инвалидов.
«Ушел к окну сапер Михай, родом из-под
загадочного бессарабского города Фалешты. <...>
Этот большой тихий тридцатилетний ребенок
вызывал у нас молчаливое сострадание. Он
единственный в палате не носит гипсов: обе его
руки были ампутированы выше локтей, и пустые
рукава исподней рубахи ему подвязывали узлами».
– Михай не разрешает бабушке
(«тете») Зине расстегнуть пуговку на брюках,
стесняется...
– Иногда он даже плакал...
– А иногда пел и даже обнимал Таню –
ведь молодой...
– А как он птиц слушал...
Вспоминаю, что судьбы инвалидов нашли
отражение в народных песнях тех лет. Старая
женщина, Варвара Ивановна Киселёва из деревни
Бабка, подарила моим юным краеведам песню
послевоенных лет. Исполняя ее, она наклоняла
низко голову, пряча глаза, которые полнились
слезами:
Только старая мать втихомолку
Будет слезы горючие лить,
Инвалиду с одною рукою
Не поможет никто закурить.
Но жить было надо, и безрукие, безногие
солдаты отгремевшей войны начали
приспосабливаться к мирной жизни. Я расскажу
ребятам о двух из них.
«Этот день, 23 февраля 1943 года, всю жизнь
тревожил душу Дмитрия Ивановича Сироткина. Он
бежал вместе со своими в атаку, кричал, стрелял, и
в ярости атаки не сразу почувствовал, что рука
больше не лежит на автомате... Оперировал его
Алексей Иванович Глаголев. Осмотрев рану,
произнес: “Отвоевался!”
Вернулся Дмитрий Иванович без руки.
Дождалась его жена Нюша, да только плохим он ей
оказался помощником. Ловил рыбу. Но часто,
спрятавшись в зарослях, забывал о поплавке,
наблюдал за работой женщин в поле, хватался за
пустой рукав, думал: надо искать дело. Настоящее.
И нашел. Пошел в пастухи. В мае 1945 года, когда вся
страна ликовала и пела, в доме Сироткиных
родилась дочь Нина. Жизнь обрела новый смысл,
наполнилась новым содержанием. Только иногда
нет-нет да и опускал он тоскливо глаза: гармонь...
Она так и стояла на старом месте, тревожила душу...
Посоветовались и решили продать. Спокойнее. Да и
два пуда ржи, что за нее дали, хорошее семье
подспорье».
И еще одна судьба. Жена уже
упоминаемого мною Н.И.Липина Серафима Михайловна
рассказывала: «Он и без рук был мне помощником.
Работал пастухом, говорят, что волка ноги кормят,
вот и ему ноги стали кормильцами. Пятнадцать лет
пропас колхозный скот. Сено, дрова все время
вдвоем заготовляли. И грибы в лесу самые лучшие –
его». Она показала мне нехитрые приспособления с
кольцами, которые надевались на раздвоенный
обрубок руки. К одним таким кольцам был припаян
нож, к другим – расческа, к третьим – бритва. «Он
и одевается сам, – говорила она, – только пуговки
я застегиваю...»
Для детей это открытие. Пробуют
спрятать руки за спину, представляя, как это: жить
без рук.
Двух уроков, выделенных мною для
разговора об этом произведении, оказывается
мало.
Растерянно смотрит мне в глаза
девочка, которая приготовилась начать разговор о
медсестричке Тане, да и у меня в запасе есть
рассказ о судьбе бабушки, моей соседки,
Александры Андреевны Мухиной, которая
раздарила свое сердце и нежность раненым, а сама
свое счастье так и не обрела.
Надо бы поговорить и о фотографе,
которого автор гневно называет «трупоедом»,
потому что уходят старики из жизни, а потомки их
не всегда верную цену определяют дедовым
«побрякушкам». Кто-то забыл им сказать, что
реликвии эти бесценны. Вот и я не успеваю.
Но будут еще уроки. И другие книги, без
которых невозможно донести до ребят всю правду о
том трагическом периоде нашей истории.
Красные капли вина на подушке
Копёшкина алеют и по сей день. Вечная тебе память,
солдат Копёшкин, вечная память погибшим и тем,
что сегодня уходят тихо друг за другом, тянутся к
своему последнему приюту, будто бернесовские
журавли. |