Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

БиблиОбраз

Школьный библиотекарь

Пелевин и... пустота

Открытое письмо в Центр развития русского языка
и газету «Библиотека в школе»

Мы начали верстать номер с публикации, посвященной нашему запросу в Центр развития русского языка и ответу на него, когда в редакцию пришло вот такое письмо. Оно, конечно, подписано полностью, но мы не сочли возможным публиковать настоящую фамилию автора, ибо не уверены в том, что за этим последует. А ни библиотекарь, ни ее директор ни в чем не виноваты.

В марте в нашу школу пришло оскорбительное для меня, библиотекаря, письмо от Центра развития русского языка. Знаю, что такое же письмо получили и другие финалисты Всероссийского конкурса среди школьных библиотек «Библиобраз». И их оно задело тоже.

В этом письме нас, победителей конкурса, обвиняют в недопонимании роли книги в жизни ребёнка и выражают сомнение в успешном выполнении нами стоящих перед школьными библиотеками задач. Нас упрекают в том, что заработанный для своих библиотек грант мы решили потратить, исходя из конкретных школьных условий и потребностей. Хотя именно на модернизацию библиотек, на развитие описанных в конкурсных работах программ, за которые мы признаны финалистами, и было решено выделить эти, как теперь кажется, довольно призрачные 600 000 рублей. Программы разные – и заявки разные. Что в этом криминального?

Не знаю, кого в письме называют коллегами, нас ли, библиотекарей, директоров ли школ, к которым, судя по конверту, были адресованы письма... Ну, допустим, нас.

Так вот, уважаемые коллеги из центра развития русского языка, в ответ позвольте попенять и вам.

Нас не нужно воспитывать. Если бы мы не помнили о том, что «библиотека – это место встречи с книгой», то не прошли бы даже во второй тур конкурса. Мы не худшие библиотекари, а из ряда лучших. Не об этом ли на фестивале говорили все высокие (и не очень) гости? Понимаю, что хороших библиотекарей по стране гораздо больше, чем количество финалистов, но мы этот грант честно заработали, а не в лотерею выиграли.

Разрешите упрекнуть вас также в том, что подавляющим большинством тех книг, которые вы предложили нам приобрести в счёт гранта, не разовьёшь ни любви, ни вкуса к чтению. Вместо, например, полного перечня книг из серии «Школьная библиотека», которого мы вправе были ожидать, или великолепной серии «Учителю и ученику», в бланк заявки на современную литературу вошли 64 книги, набор которых не беремся даже комментировать. Но он вызывает как минимум некоторое удивление: так ли уж эти книги необходимы школьной библиотеке?! В.Пелевин «Жизнь насекомых», Б.Акунин «Любовница смерти»…

Общая сумма по всем позициям бланка заявки на современную литературу (если заказать все книги по одному экземпляру) – 6155 рублей, по бланку заявки на детскую литературу – 9811руб.48 коп. Подсчитали – прослезились! Итого 15 966 руб. 48 коп. То есть на 150 000 рублей надо заказать все по 10 экземпляров! И Акунина (3 названия), и Пелевина (4 названия), и подарочное (!) издание Э.Радзинского, и М.Задорнова, и толстые дамские романы, и… Ни сидиромов, ни приличных энциклопедий, так призывно красовавшихся на выставках во время фестиваля…

Дорогие коллеги! Речь идёт о создании современных медиатек, а не изб-читален на любителя! И потом нам, гораздо легче найти деньги на необходимую книгу, чем на компьютер, кинокамеру или мультимедиа. Если бы вы оставили конкурсные работы победителей в Центре, то перечитали бы их ещё раз и увидели, что заявки мы делаем не просто так, а под свои программы. Программы разные и заявки тоже. Что же тут плохого?

Кроме всего прочего, вы придумали теперь, что грант должен делиться на четыре равные части: на приобретение книг, техники, мебели и подключение к Интернету. Может, мы пока и не очень разбираемся в технике и заявки сделали не в той форме, в какой вы от нас ожидали. (Что же удивляться, ведь вы имеете дело со станицами, посёлками, рабочими городками, а не только с Москвой и Санкт-Петербургом.) Но считать мы всё-таки умеем. И понимаем, что подключение к Интернету не может стоить 150 000 рублей. Значит, изначально считать эти четыре доли равными, как вы предлагаете, некорректно. А указывать, что на мебель нам отводится такая же сумма, просто неприлично. Как правило, школьные библиотеки занимают один или два класса. За наши запросы на так необходимую оргтехнику вы нас отругали.

А как всё начиналось! Никто никаких условий не ставил. Людмила Александровна Путина, сообщив радостную весть о награждении нас грантами из фонда В.Потанина, подчеркнула, что мы сами будем решать, что именно приобретать на эти деньги… Первое условие – заказ книг не меньше, чем на 50 тысяч – возникло не сразу. Теперь это уже третий вариант. Хотелось бы знать, кто именно придумывает каждый месяц новые инструкции-заморочки на наши головы? Но как-то не верится, что это уважаемый В.Потанин, которому не надо объяснять значение техники в современном мире информации. А библиотека – информационный центр школы, коллеги!

Мы очень просим редакцию газеты «Библиотека в школе», которая больше нас в курсе происходящего, так как имеет связь с другими библиотеками-победительницами, обратиться с открытым письмом к Л.А.Путиной, чтобы она довела до логического конца свой патронат над «Библиобразом» и проследила выполнение всего обещанного ею и министром образования.

Иначе сказка, которую нам устроили на фестивале, пополнит череду тех сказок, которыми нас всю жизнь кормят, да уже не лезет.

Обнародовать в газете настоящую подпись воздержалась бы, чтобы из нашего дарёного коня, которого и так норовят превратить в пони, не повыбили последние зубы.