Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Константин Лазаревич

Урок словаря

Ученик ищет «статью»

Сколько уроков в библиотеке может провести один библиотекарь? Не очень много, к сожалению. Не огорчайтесь. При вашей помощи библиотечный урок «в чистом виде» смогут провести учителя истории, физики, литературы и даже физкультуры. А еще этот урок может быть интегрированным, например, география + основы библиотечно-библиографической грамотности.

Умение пользоваться справочной литературой нужно вырабатывать у учеников на уроках по всем предметам. В курсе географии, например, в старших классах уделяют большое внимание применению статистических таблиц. Словари же обычно вниманием преподавателей обделены,
а ведь пользование ими требует определенных навыков. Урок, посвященный словарям, любой учитель может провести самостоятельно, либо вместе с преподавателем любой другой дисциплины (лучше всего – русского языка) или со школьным библиотекарем.

Содержание и организация урока будут во многом зависеть от того, какими словарями располагают школа, учитель, ученики. Поэтому выбирать форму работы – групповую, по партам, вызовы учеников к доске и так далее – нужно будет учителю. Хорошо иметь на уроке столько-то томов многотомной энциклопедии, энциклопедический словарь по предмету (в нашем примере – географический), толковый. Много интересных сведений, не устаревших до сих пор, а в некоторых отношениях особенно ценных именно сейчас, содержится в дореволюционных словарях. Они стали доступны благодаря тому, что переизданы в последние годы репринтным способом. Касаясь особенностей работы со старыми словарями, следует помнить, что использовать их можно только тогда, когда ученики уже имеют определенный опыт: для новичка может стать почти непреодолимым препятствием старая орфография. Сегодня мы рассмотрим только одноязычные словари, а не те, которые предназначены для перевода с одного языка на другой, хотя именно при работе с двуязычными словарями школьники обычно получают первый опыт нахождения слов, расположенных в алфавитном порядке.

Дайте ученикам определение словарной статьи и заглавия статьи, чтобы в дальнейшем они могли свободно ими оперировать.

Статьяфрагмент словаря, объясняющий какое-то слово или словосочетание. Объясняемое слово или словосочетание называется заглавием статьи, а иногда (поскольку заглавие статьи набирают жирным шрифтом) черным словом.

Предложите ученикам прочитать аналогичные статьи в энциклопедическом и толковом словарях и сделать вывод, в чем состоит различие. Лучше для начала сделать это не непосредственно по словарю, а по приводимому тексту: сокращения здесь раскрыты, а с правилами словарных сокращений ученикам еще предстоит познакомиться.

Вот пример.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1993.

БАРХАН, бархана, бархану, мужской род. Песчаный наносный холм в степях и пустынях. Подвижные барханы. Прилагательное – барханный, барханная, барханное.

Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М.: Советская энциклопедия, 1988.

БархАн (тюркское), форма рельефа песчаных пустынь и полупустынь, образованная ветровой аккумуляцией. Характерны полулунные или серповидные очертания барханов в плане с длинным пологим (5–14°) наветренным склоном и коротким крутым (30–32°) подветренным склоном, переходящим в вытянутые по ветру «рога». Барханы обычно занимают положение, перпендикулярное по отношению к господствующим ветрам. Различают одиночные и групповые барханы: простые (высотой до 30 м) и сложные, или комплексные (высотой до 200 м). В зависимости от режима ветров выделяют различные формы скопления барханов: барханные гряды, барханные цепи, барханные пирамиды. Барханы не закреплены растительностью и могут перемещаться на десятки метров в год. На территории СССР распространены в Каракумах и Кызылкуме.

Вот к каким выводам должны прийти школьники.

Толковый словарь объясняет значение слова, дает ударение, грамматические сведения (род, изменение по падежам), приводит примеры употребления (в приведенной статье – сочетание с прилагательным). В энциклопедическом словаре также дается ударение, указывается происхождение слова (тюркское), рассказывается о том понятии, которое этим словом обозначено; в статье о бархане рассказано об образовании этих песчаных форм (накопление песка ветром), об их облике (один склон пологий, другой крутой, серповидная в плане форма), расположении (поодиночке или группами; перпендикулярно ветру), распространении (пустыни и полупустыни; Каракумы, Кызылкум).

Есть книги, которые, хотя и называются словарями, но в точном смысле ими не являются. Например, Алаева Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. Он представляет собой связный текст, в котором термины выделены шрифтом и по ходу этого текста объяснены. Будем считать словарями в точном смысле только те, которые имеют постатейное построение.

Если в распоряжении учителя есть и алфавитный, и идеографический словари, можно предложить школьникам сравнить их, высказать мнение, какой удобнее. Большинство словарей – алфавитные, из географических по идеографическому принципу построен только один (Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. География // Справочник школьника. М.: Дрофа, 1997; в 1994 и 1995 гг. вышел также в издательстве «Московский лицей»).

Разницу ученики увидят сразу: в идеографическом словаре статьи расположены не по алфавитному, а по тематическому принципу. В отношении же того, в каком словаре статьи искать легче, мнения могут разделиться, причем это зависит не только от личных качеств учеников, но и от того, какую цель вы перед ними поставите. Для того чтобы найти отдельную статью в идеографическом словаре, нужно открыть алфавитный указатель в конце словаря, найти в нем нужное слово, прочитать, на какой странице оно находится, открыть эту страницу и прочитать статью. По сравнению с алфавитным словарем это лишняя поисковая операция. А если читателя интересует все о реках, то ему придется лазать по всему алфавитному словарю – от «Бессточного бассейна» до «Эстуария», в идеографическом же все рядом.

С алфавитным расположением статей ученики, конечно, знакомы. Но, казалось бы, элементарное требование – знать алфавит – иногда дает сбои. АБВГД... помнят все, а куда девать те буквы, с которых слова никогда не начинаются или начинаются редко, не знают. Предложите для разминки составить список учеников своего класса в точном алфавитном порядке, с учетом вторых и последующих букв фамилий: почти наверняка в классе будут школьники, чьи фамилии начинаются на одну и ту же букву. (В классном журнале нередко бывают отступления от алфавита, особенно если в течение года появились новые ученики.) Можно усложнить задачу: составить общий список двух классов, например, параллельных.

Уточнить правила алфавитного расположения слов можно при помощи энциклопедии (вполне подойдет Большой энциклопедический словарь любого года издания). Спросите школьников, в каком порядке расположены фамилии Павлов (например, физиолог) и Павлова (балерина). Увидят, что Павлов идет раньше. Возможно, ученики сами придут к выводу: если есть два слова, из которых одно полностью входит в начало другого, то более короткое помещается в алфавите раньше. Попросите учеников, исходя из выведенного правила, расположить словарные статьи Беринг, Берингово море, Берингов пролив. Первое слово должно остаться на месте, второе и третье поменяются местами, так как Берингов короче, чем Берингово.

А если слов в заглавии статьи несколько? Школьники, конечно, сами сообразят, что Северная Америка должна идти раньше, чем Северная Земля, что именно в таком порядке должны следовать (не беда, что эти термины еще незнакомы ученикам) Валовой внутренний продукт, Валовой национальный продукт, Валовой региональный продукт: первые слова одинаковы – в игру вступает алфавитный порядок вторых слов.

Но здесь их стоит предупредить, что во многих словарях в заглавиях статей, содержащих существительное и прилагательное, на первое место ставят существительное: не торфяные бугры, а бугры торфяные. В современных энциклопедических словарях чаще встречается обычный, более естественный порядок слов (торфяные бугры). Но в словарях географических названий нужно ставить на первое место собственное имя, а не родовое понятие (море, мыс, пик и т.д.), иначе с одного и того же родового понятия будет начинаться множество статей. Поэтому в качестве заглавий фигурируют Бофорта море, Уэдделла море, Дежнева мыс, Доброй Надежды мыс, Евгении Корженевской пик, Ленина пик, Победы пик, Западных ветров течение. Самое нелепое заглавие статьи, которое мне пришлось видеть, – это Москвы имени канал, но что поделаешь, ведь «Москвы» – единственное в этом словосочетании собственное имя.

Можно рассказать ученикам, что есть словари, в которых тематический (идеографический) и алфавитный принципы сочетаются: книга разделена на темы, а в пределах каждой из них статьи идут в алфавитном порядке; если такой словарь есть (например: Пармузин Ю.Р., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 1994), то хорошо его и продемонстрировать. Трудно сказать, сумеют и успеют ли школьники вынести свой вердикт, но опыт показывает, что пользование словарем, построенным сразу по двум принципам, крайне неудобно. Понятия «гора», «глубоководный желоб» и другие начинаешь искать, конечно, в разделе, посвященном рельефу,
а они находятся в разделе о литосфере; статья о картографических проекциях помещена в разделе «Человек и природа». Выделять в качестве самостоятельных разделов в географическом словаре можно только термины, географические названия и личные имена. Так, Географический энциклопедический словарь (М.: Советская энциклопедия) состоит из двух томов: «Понятия и термины» (1988) и «Географические названия» (1989). Но и это создает некоторые трудности. Например, Гольфстрим числится как географическое название, а Азорский антициклон как термин; Эль-Ниньо – как географическое название, но ведь это не только течение, это целая система процессов. В пятитомной Краткой географической энциклопедии (М.: Советская энциклопедия, 1961–1966) понятия и термины идут в общем алфавите с географическими названиями, в особые разделы выделены только личные имена и народы мира. И даже такое построение может оказаться неудобным: море Бофорта и шкала Бофорта – в первом томе, а кто такой Бофорт – ищите в пятом, в именном указателе; Армения – в первом, армяне – в пятом, в разделе о народах мира.

Уже первое знакомство со справочными пособиями показало ученикам, что в словарях масса сокращений. Это и понятно: нужно уложить в ограниченный объем книги огромное количество информации. Постарайтесь добиться того, чтобы школьники сами, без вашей подсказки, вывели основные правила, применяемые при сокращении слов. Прежде всего они должны заметить универсальный прием, применяемый во всех энциклопедиях: если в тексте статьи повторяется ее заглавие, оно заменяется одной буквой с точкой; если заглавие состоит из нескольких слов, то сокращают до одной буквы каждое, причем вторая и последующие могут быть строчными. Так, в статье «Долина» при повторном упоминании заглавное слово обозначается Д., в статье «Коренной берег» – К.б.

Возможно, за короткое время ученики не сумеют сформулировать применяемые правила сокращений, поэтому напоминаем читателю те из них, которые стоит отметить. В прилагательных и причастиях обычно отсекают окончания, нередко с суффиксами: -альный, -ельный, -енный, -ионный, -еский и некоторые другие. Сокращают слова, обозначающие государственную, национальную и языковую принадлежность: англ., нем. и другие; в приведенной статье о бархане слово «тюркское» сокращено до «тюрк.», После года знак «г.» не ставится: «в 2003 население города превысило миллион». Век обозначается только арабскими цифрами, они занимают гораздо меньше места, чем римские; сравните: XVIII и 18. После заглавия статьи естественно было бы поставить тире, ставится же запятая – тоже ради экономии места. Список сокращений обычно помещают в начале словаря.

Теперь можно предложить ученикам прочитать вслух несколько статей из географической энциклопедии или статей на географические темы из общей энциклопедии. Читать нужно, раскрывая все сокращения. На первый раз за такое чтение оценки (по крайней мере, плохие) лучше не ставить. Два примера статей приводятся здесь так, как они напечатаны в словарях. На уроке, конечно, читать следует прямо по словарю.

Из статьи «Великобритания».

Хозяйство. В. – индустриальная страна с высоким уровнем развития экономики. В 19 в. господствовала в мировом х-ве, в 20 в. уступила свои позиции др. гос-вам. По общему объему пром. произ-ва капиталистич. стран в 1985 занимала 5-е место (после США, Японии, ФРГ, Франции). Доля в ВВП (1984, %): пром-сти 36,5, с. х-ва 2,1, торговли 6, транспорта 7, стр-ва 5,6. Гос-во контролирует кам-уг. пром-сть, эл.-энергетику, ж.-д. транспорт, нац. банк, черную металлургию, нек-рые важные, но нерентабельные компании обраб. пром-сти.

Вольфен (Wolfen), город в вост. части Германии, земля Саксония-Анхальт. 43,7 т. ж. (1991). Кр. центр хим. пром-сти. Фотохим. комб-т ОРВО; пр-во пластмасс, синтетич. красителей, хим. волокон, минер. удобрений, ядохимикатов, соды, серной кислоты, хим.-фармацевтич. продукции.

Теперь, если вы чувствуете, что ученики достаточно свободно обращаются со словарями, можно познакомить их с особенностями использования дореволюционных словарей. Для тех, кто не владеет свободным чтением по старой орфографии, напомните, что фита заменена буквой ф, ять – буквой е, «и с точкой» (точное название – и десятеричное) и очень редко употреблявшаяся ижица – буквой и. Ять, фита и ижица располагались в конце алфавита, i – непосредственно за и. Неожиданную сложность вносит буква ъ, которую никто не отменял, ее только урезали в правах, убрали с концов слов, где она располагалась после твердых согласных. Из-за нее произошли перестановки статей. В приведенном ранее примере Павлов идет раньше, чем Павлова. Но прежде писалось Павловъ, а твердый знак стоит в конце алфавита, после щ, поэтому Павлова пойдет раньше. С уже приведенными географическими названиями тоже произойдет перестановка, они будут располагаться следующим образом:

Берингово море,

Беринговъ проливъ,

Берингъ.

Умение обращаться со словарем значительно облегчит ученикам дальнейшую работу, так что время, затраченное на приобретение навыков, окупится быстро.