Голоса
Марина Вдовина
Четыре номера этого года

|
Марина Анатольевна
Вдовина –
заведующая библиотекой
детского дома
пос. Пяозерский, Лоухский р-н,
республика Карелия |
Самое трудное – начать письмо.
Поэтому начну вот с чего. Не получилось
у меня приехать на занятия в Библиотечную школу.
Потом я корила себя, ругала, что не использовала
все возможности.
Получаю номера «БШ» с некоторой
задержкой. Совсем недавно поступил № 4. Вот
передо мной четыре номера газеты, и я хочу
назвать самые интересные публикации.
«Восемнадцать «зачем» нужны детские
книжки (№ 1) – для себя, для оформления
библиотеки, для разговора с детьми и взрослыми.
Елена Макарова «Альтернативная
литература» (№ 1) – «Для чувства собственного
достоинства очень важно знать, что другие люди
думают, чувствуют и реагируют так же, как мы».
(Ничего не перепутала, первая публикация
помогает объяснить, почему близка вторая, и не
только она).
Людмила Воронова «Пушкин и
кузнечики» (№ 1) – «Их много – понимающих, что
Пушкин и вправду – наше все!»
Людмила Воронова, чьи разговоры –
рассказы я так люблю, да еще
и о Пушкине, которого тоже люблю! «Мой Пушкин» –
это моя мама – учительница литературы, читавшая
нам, детям, Пушкина в очень нежном возрасте; это
моя дочь – будущая журналистка, убеждающая
редактора республиканской газеты в том, что
материал о Пушкине уместен и даже необходим в
региональном издании (редактор говорит, что
газету интересуют только местные новости,
конечно, Пушкин-то – он не местный); это мои
ученики сельской школы, пишущие реферат на тему
«Приметы и суеверия в жизни и творчестве
Пушкина»; это мои любимые Санкт-Петербург и
Одесса (да, да, на борьбу с саранчой – именно
оттуда. И, в теперь уже заграничной, Одессе
переименованы все улицы, а Пушкинская (бывшая
Итальянская) так и осталась Пушкинской. И перед
бывшей гостиницей Шарля Сикара, где Пушкин
прожил около месяца и где теперь музей, памятник
поэту поставлен совсем недавно. Без постамента,
чуть выше человеческого роста – вышел
прогуляться, оценить местную публику, зайти в
Cassino, а потом
в оперу… Вот только чугунную тросточку, которой
Пушкин-дуэлянт тренировал руку, уже вторично
крадут поклонники (не Пушкина, но цветных
металлов); это ежегодный Пушкинский день в
библиотеке.
Т.Парвани «Все о носе» (симпатичный
материал).
Интересно представлена К.Лазаревичем
и Ю.Фроловой книга «Путешествие по глобусу».
Мария Порядина об Артуре Гиваргизове.
Людмила Сухова «Знакомьтесь. Курс
второй» (№ 3). Как я ждала этот номер и как читала,
что называется, сжав сердце в кулак: не
расстраиваться, не завидовать, не раскисать!
Получилось, но не совсем. Эмоции захлестнули.
Скажу откровенно, сразу читать номер не смогла,
отложила в сторону. Когда вернулась к чтению,
была просто поражена тем, что рассказала Ирина
Дейнеко в статье «Методист + библиотекарь =
победа». Я всегда подозревала, что методист – это
не только тот, кто рассылает циркуляры и
приезжает с проверками, но чтобы он взял на себя
часть забот библиотекаря, да еще удивлялся, что
может быть иначе! Спасибо Ирине Васильевне за
слова поддержки, за советы на будущее. И успехов
ей и ее коллегам!
Ольга Громова «Каждое зернышко таит
чудеса» (№ 3). Я уже поделилась своими
впечатлениями с самой Юлией Николаевной
(Фроловой – ред.). Замечательные, полезные,
точные советы по организации клуба в библиотеке
и искренние письма детей!
Немного ревностно отнеслась к заметке
Тамары Николаевны Кардановской «Нам написали в
январе». Подумала: наверное, пишут о чем-то
особенном и очень серьезном. Убедилась:
большинство писем от таких же библиотекарей, как
и я, совершающих такую же ошибку: вершиной своего
профессионального творчества и успеха считать
красиво отпечатанный сценарий прошедшего
праздника.
Бальзам на душу – статья Елены
Ивановой «Чем мы лучше Интернета?» (№ 4) Уже и сама
убедилась – все-таки Интернет библиотеку не
заменит!
Немного опоздала, но использую позже,
список статей «Трудное слово «толерантность»
(Людмила Сухова, № 4). Сейчас у нас в детском доме
очередная аттестация педагогов. Настоящий
марафон, целая программа под девизом «Судьбу нам
не выбрать другую». Воспитатели (плюс вожатая и
муз. руководитель) выступают с визитной
карточкой, защищают рефераты на педагогические
темы и дают открытые мероприятия. Стараюсь всем
помочь, предложить идеи и готовые сценарии,
литературу. Приходят в библиотеку за сценариями,
а уходят не только с ними, но и с моими
подсказками и с номерами «Библиотеки в школе».
Одна из воспитательниц – Алла Викторовна
Фрозикова – с моей подачи взялась (решилась!)
провести «Встречи во Вселенной» («БШ» № 20–2002, с.
21–22). Вроде готовый сценарий, но ведь в нем нет
однозначных решений и ходов.
И, конечно, хотелось заранее
поговорить с детьми о толерантности. Тут бы и
пригодился полный список, предложенный Людмилой
Федоровной. А игра прошла интересно. Девочки
оказались более толерантными, чем мальчики, и в
целом вывод был таков: «чужие» – скорее странные,
чем плохие. Очень украсило игру продуманное
оформление аудитории: свешивающиеся с потолка
звезды, голубые шторы на окнах, небольшое
затемнение и необычные светильники. А еще
«космическая музыка», на фоне которой немного
таинственно звучал голос ведущей. Но это все –
заслуга педагога, а я рада, что вместе с «БШ»
сумела ей помочь. Вообще, 4-й номер – один из самых
насыщенных и полезных, на мой взгляд, выпусков
этого года.
Очень внимательно прочитала
«“Подвиг” открытого мероприятия» Любови
Ананьевой и «Библиотечную революцию» Марины
Рязанцевой, «Читателям на память» Нины Макаровой
и «Маленький совет» Юлии Николаевны Фроловой.
А вот с заметкой Елены Макаровой «А
мне это надо?» согласна не во всем. Надо! Сразу,
как только прочитала «Книжку в газете» с
методикой РКМЧП, поняла – интересно, полезно,
надо! Я ведь, в своей провинции, не знаю, что в
Москве по этой методике работать «должны и
обязаны», а значит, «уже и не хочется». Я
использую элементы РКМЧП и в школе как учитель, и
в библиотеке. Особенно люблю пофрагментное
чтение художественной литературы и называю эту
методику «вдумчивое чтение». Как она помогает
увидеть деталь, услышать слово, почувствовать
авторскую позицию!
Читаю по этой методике, с остановками,
с вопросами, направленными на сотворчество, не
только Лидию Петрушевскую («БШ» опубликовала
сценарий одного из таких занятий), но и рассказы
Валентина Катаева, и Виктора Астафьева, и Юрия
Коваля, и даже Туве Янссон, и многие другие книги.
С удовольствием подбираю афоризмы для стадии
рефлексии. Какие серьезные аргументы выслушиваю
в защиту каждого из них! Но главное, конечно, дети
учатся ценить слово, видеть его оттенки и
понимать образы (не в смысле «образ Снусмумрика»
и «образ тролля», а в смысле художественный образ
– метафору и т.п.). Литература – это искусство
слова, а не просто набор идей сентенций, и мне
важно, чтобы дети увидели не только что
написано, но и как.
«Байки про Ваньку» – это уже не
журналистика, это уже литература. Людмиле
Вороновой пора начинать писать рассказы.
Особенно хочу сказать о двух рубриках
газеты: «Открывшаяся страница» и «Эколот». Читаю
«Открывшуюся страницу» каким-то свежим взглядом.
Очень часто эти страницы – повод поговорить с
детьми о важном, но до этого как-то проходящем
мимо.
И, конечно, большая удача газеты –
новая рубрика «Эколот».
Но рука уже пишет каракули и если не
смогу набрать письмо на компьютере, то вам,
дорогие коллеги, все труднее будет в них
разбираться, поэтому об этой рубрике напишу
позже. |