Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2004


РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Голоса

Марина Вдовина

Четыре номера этого года

Марина Анатольевна
Вдовина –

заведующая библиотекой
детского дома
пос. Пяозерский, Лоухский р-н,
республика Карелия

Самое трудное – начать письмо.

Поэтому начну вот с чего. Не получилось у меня приехать на занятия в Библиотечную школу. Потом я корила себя, ругала, что не использовала все возможности.

Получаю номера «БШ» с некоторой задержкой. Совсем недавно поступил № 4. Вот передо мной четыре номера газеты, и я хочу назвать самые интересные публикации.

  • «Восемнадцать «зачем» нужны детские книжки (№ 1) – для себя, для оформления библиотеки, для разговора с детьми и взрослыми.

  • Елена Макарова «Альтернативная литература» (№ 1) – «Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы». (Ничего не перепутала, первая публикация помогает объяснить, почему близка вторая, и не только она).

  • Людмила Воронова «Пушкин и кузнечики» (№ 1) – «Их много – понимающих, что Пушкин и вправду – наше все!»

Людмила Воронова, чьи разговоры – рассказы я так люблю, да еще
и о Пушкине, которого тоже люблю! «Мой Пушкин» – это моя мама – учительница литературы, читавшая нам, детям, Пушкина в очень нежном возрасте; это моя дочь – будущая журналистка, убеждающая редактора республиканской газеты в том, что материал о Пушкине уместен и даже необходим в региональном издании (редактор говорит, что газету интересуют только местные новости, конечно, Пушкин-то – он не местный); это мои ученики сельской школы, пишущие реферат на тему «Приметы и суеверия в жизни и творчестве Пушкина»; это мои любимые Санкт-Петербург и Одесса (да, да, на борьбу с саранчой – именно оттуда. И, в теперь уже заграничной, Одессе переименованы все улицы, а Пушкинская (бывшая Итальянская) так и осталась Пушкинской. И перед бывшей гостиницей Шарля Сикара, где Пушкин прожил около месяца и где теперь музей, памятник поэту поставлен совсем недавно. Без постамента, чуть выше человеческого роста – вышел прогуляться, оценить местную публику, зайти в Cassino, а потом
в оперу… Вот только чугунную тросточку, которой Пушкин-дуэлянт тренировал руку, уже вторично крадут поклонники (не Пушкина, но цветных металлов); это ежегодный Пушкинский день в библиотеке.

  • Т.Парвани «Все о носе» (симпатичный материал).

  • Интересно представлена К.Лазаревичем и Ю.Фроловой книга «Путешествие по глобусу».

  • Мария Порядина об Артуре Гиваргизове.

  • Людмила Сухова «Знакомьтесь. Курс второй» (№ 3). Как я ждала этот номер и как читала, что называется, сжав сердце в кулак: не расстраиваться, не завидовать, не раскисать! Получилось, но не совсем. Эмоции захлестнули. Скажу откровенно, сразу читать номер не смогла, отложила в сторону. Когда вернулась к чтению, была просто поражена тем, что рассказала Ирина Дейнеко в статье «Методист + библиотекарь = победа». Я всегда подозревала, что методист – это не только тот, кто рассылает циркуляры и приезжает с проверками, но чтобы он взял на себя часть забот библиотекаря, да еще удивлялся, что может быть иначе! Спасибо Ирине Васильевне за слова поддержки, за советы на будущее. И успехов ей и ее коллегам!

  • Ольга Громова «Каждое зернышко таит чудеса» (№ 3). Я уже поделилась своими впечатлениями с самой Юлией Николаевной (Фроловой – ред.). Замечательные, полезные, точные советы по организации клуба в библиотеке и искренние письма детей!

Немного ревностно отнеслась к заметке Тамары Николаевны Кардановской «Нам написали в январе». Подумала: наверное, пишут о чем-то особенном и очень серьезном. Убедилась: большинство писем от таких же библиотекарей, как и я, совершающих такую же ошибку: вершиной своего профессионального творчества и успеха считать красиво отпечатанный сценарий прошедшего праздника.

  • Бальзам на душу – статья Елены Ивановой «Чем мы лучше Интернета?» (№ 4) Уже и сама убедилась – все-таки Интернет библиотеку не заменит!

  • Немного опоздала, но использую позже, список статей «Трудное слово «толерантность» (Людмила Сухова, № 4). Сейчас у нас в детском доме очередная аттестация педагогов. Настоящий марафон, целая программа под девизом «Судьбу нам не выбрать другую». Воспитатели (плюс вожатая и муз. руководитель) выступают с визитной карточкой, защищают рефераты на педагогические темы и дают открытые мероприятия. Стараюсь всем помочь, предложить идеи и готовые сценарии, литературу. Приходят в библиотеку за сценариями, а уходят не только с ними, но и с моими подсказками и с номерами «Библиотеки в школе». Одна из воспитательниц – Алла Викторовна Фрозикова – с моей подачи взялась (решилась!) провести «Встречи во Вселенной» («БШ» № 20–2002, с. 21–22). Вроде готовый сценарий, но ведь в нем нет однозначных решений и ходов.

И, конечно, хотелось заранее поговорить с детьми о толерантности. Тут бы и пригодился полный список, предложенный Людмилой Федоровной. А игра прошла интересно. Девочки оказались более толерантными, чем мальчики, и в целом вывод был таков: «чужие» – скорее странные, чем плохие. Очень украсило игру продуманное оформление аудитории: свешивающиеся с потолка звезды, голубые шторы на окнах, небольшое затемнение и необычные светильники. А еще «космическая музыка», на фоне которой немного таинственно звучал голос ведущей. Но это все – заслуга педагога, а я рада, что вместе с «БШ» сумела ей помочь. Вообще, 4-й номер – один из самых насыщенных и полезных, на мой взгляд, выпусков этого года.

  • Очень внимательно прочитала «“Подвиг” открытого мероприятия» Любови Ананьевой и «Библиотечную революцию» Марины Рязанцевой, «Читателям на память» Нины Макаровой и «Маленький совет» Юлии Николаевны Фроловой.

  • А вот с заметкой Елены Макаровой «А мне это надо?» согласна не во всем. Надо! Сразу, как только прочитала «Книжку в газете» с методикой РКМЧП, поняла – интересно, полезно, надо! Я ведь, в своей провинции, не знаю, что в Москве по этой методике работать «должны и обязаны», а значит, «уже и не хочется». Я использую элементы РКМЧП и в школе как учитель, и в библиотеке. Особенно люблю пофрагментное чтение художественной литературы и называю эту методику «вдумчивое чтение». Как она помогает увидеть деталь, услышать слово, почувствовать авторскую позицию!

Читаю по этой методике, с остановками, с вопросами, направленными на сотворчество, не только Лидию Петрушевскую («БШ» опубликовала сценарий одного из таких занятий), но и рассказы Валентина Катаева, и Виктора Астафьева, и Юрия Коваля, и даже Туве Янссон, и многие другие книги. С удовольствием подбираю афоризмы для стадии рефлексии. Какие серьезные аргументы выслушиваю в защиту каждого из них! Но главное, конечно, дети учатся ценить слово, видеть его оттенки и понимать образы (не в смысле «образ Снусмумрика» и «образ тролля», а в смысле художественный образ – метафору и т.п.). Литература – это искусство слова, а не просто набор идей сентенций, и мне важно, чтобы дети увидели не только что написано, но и как.

  • «Байки про Ваньку» – это уже не журналистика, это уже литература. Людмиле Вороновой пора начинать писать рассказы.

  • Особенно хочу сказать о двух рубриках газеты: «Открывшаяся страница» и «Эколот». Читаю «Открывшуюся страницу» каким-то свежим взглядом. Очень часто эти страницы – повод поговорить с детьми о важном, но до этого как-то проходящем мимо.

  • И, конечно, большая удача газеты – новая рубрика «Эколот».

Но рука уже пишет каракули и если не смогу набрать письмо на компьютере, то вам, дорогие коллеги, все труднее будет в них разбираться, поэтому об этой рубрике напишу позже.