Весенний марафон
Нина Колоскова
Подиум-дискуссия…
и другие разговоры
Те участники Марафона, кто выбрал
мероприятия, проходившие в Паркетном зале,
думается, об этом не пожалели…
Обзор литературы: забота о чистоте
жанра
Что такое обзор литературы, объяснять
не надо. Эта форма работы занимает одно из первых
мест в практической деятельности библиотекаря.
«Осовременить» традиционную
библиотечную форму, максимально приблизив ее к
продвинутому пользователю попытались (и весьма
успешно) авторы обзора Татьяна Рудишина и Ксения
Молдавская.
Слушателям был предложен обзор в жанре
презентации (с использованием компьютерных
технологий). Это была «игра в четыре руки»,
исполненная профессионалами-единомышленниками,
влюбленными в детскую книгу, в детских писателей,
а заодно и в издательства, дающие этим книгам
жизнь.

Техника – техникой, а книжки надо
взять в руки
Собственно, обзором литературы
разговор не ограничился. Его участники услышали
о критериях оценки детской книги, познакомились
с авторами книг – обладателями премии «Абзац»
(присуждается ежегодно газетой «Книжное
обозрение» за попрание всяческих норм
книгоиздания) и Антипремий последней книжной
ярмарки. В обзор была встроена масса интересной и
полезной информации: почему Центральная
городская детская библиотека им. А.П. Гайдара
стала более доступной; кто из авторов детской
литературы самый издаваемый; что происходит,
когда издательство «Наука» начинает выпускать
книги для детей.
А в жанре презентации восприятие
предложенной информации стало весьма
комфортным: слушателям
не нужно было лихорадочно записывать сведения о
каждой книге – вся соответствующая информация
выдавалась параллельно на большом экране.
Это сладкое слово… медиатека
Для библиотекаря слово «медиатека»
ассоциируется с чем-то прекрасным, где любимому
читателю (ребенку или взрослому, ученику или
преподавателю) будет предоставлена возможность
получения информации на разных носителях и
использования современных технологий.
Создание подобного информационного
пространства не только сделает процесс обучения
и преподавания современным, но и самому
библиотекарю позволит чувствовать себя более
уверенным и состоятельным.
К каким трудностям и неожиданностям должен быть
готов библиотекарь, приступая к осуществлению
проекта по созданию медиатеки?
Именно об этом выразили готовность
поговорить создатели медиатеки – преподаватели
и библиотекари НПО «Школа самоопределения».
У них довольно скромный опыт
(медиатека существует с сентября 2003-го), но по их
словам «накопилось много проб и ошибок, которыми
готовы поделиться». Разговор начался с того, что
«сосредоточение информации на различных
носителях - это необходимо, это назрело». К тому
же, запрос на создание медиатеки был получен
«снизу» – от учителей.
Вопросы, на которые должны знать ответ
те, кто берется за эту нелегкую работу, были
частично определены самими выступающими:
– как получилось, что мы стали
преобразовывать библиотеку в медиацентр;
– какие мы видели ресурсы, когда
начинали это преобразование;
– какие были проблемы с поиском
пространства для медиатеки;
– какое наблюдается отношение
учителей и ребят к данной деятельности;
– дежурный администратор медиацентра:
что это? И где этому учат?
– как используют возможности нового
информационного пространства преподаватели и
учащиеся в урочной и проектной деятельности;
– с какими трудностями пришлось
столкнуться;
– какие вызовы бросает нам
информационное пространство, нами же созданное;
– как мы будем преодолевать эти
трудности.
Вопросы из зала сыпались один за
другим:
– как ведется учет носителей
информации;
– идет ли работа по созданию
каталогов;
– как ведется учет выдачи носителей
информации;
– какие есть возможности для
пополнения фонда медиатеки;
– учащиеся какого возраста являются
более активными пользователями медиатеки.
К чести выступающих – ни один из
вопросов, прозвучавших из зала, не остался без
ответа.
Кстати, было отмечено, что наиболее
активными и продвинутыми пользователями
медиатеки являются дети (они часто выступают в
роли консультантов для учителей).
Заслуживает всяческого уважения
готовность коллег поделиться успехами и
предостеречь от возможных ошибок. И слушатели в
полной мере оценили их открытость и готовность к
общению. Разговор получился предметным,
оживленным и интересным для всех.

Команда медиатеки отвечает на
вопросы
Подиум для дискуссии
Дискутировать можно по-разному: на
повышенных тонах, с использованием
соответствующей лексики; беспорядочно что-то
выкрикивая и перебивая друг друга; известны еще
вялотекущие дискуссии (это когда обсуждаемый
предмет малоинтересен, а мнение участников
безразлично).
А можно и так: изящно, элегантно, под
управлением… да, конечно, любви – к обсуждаемому
вопросу и к участникам дискуссии.
Подиум-дискуссия – современная
интерактивная технология, используя которую
можно провести обсуждение любой темы в любой
аудитории. Надо только неукоснительно выполнять
правила, озвученные ведущим.
В нашем случае ведущей была Людмила Сухова,
человек авторитетный, неравнодушный и, при
внешней мягкости, способный жестко
регламентировать процесс. Итак, правила игры:
– роли распределяются по жеребьевке;
– назначаются два сторонника
противоположных точек зрения (в ходе дискуссии
каждый из них отстаивает свою позицию и каждому
после его выступления задают вопросы участники
дискуссии);
– назначаются независимые эксперты;
– каждому из участников
предоставляется «свободный микрофон», чтобы
высказать свое мнение;
– итоги дискуссии подводятся
независимыми экспертами.
Для обсуждения была заявлена тема:
«Нужна ли в газете для школьных библиотекарей
вкладка для классного руководителя?»
Помимо того, что тема сама по себе
интересна для всех, кто делает и читает газету
«Библиотека в школе», участникам была
предоставлена еще и возможность освоить новую
интерактивную технологию проведения дискуссии.
Вы уже пожалели, что были не с нами? |