Голоса
Людмила Воронова
Мычанье священных коров
Дети, классика, комиксы и мы
Мысли при чтении статьи Елены
Макаровой
«Альтернативная литература. Вопросы почти без
ответов»1
Книги много выигрывают, если их не
читают. Поглядите хотя бы на наших классиков
Бернард Шоу
Когда книга сталкивается с головою –
и при этом раздается глухой пустой звук, разве
всегда виновата книга?
Георг Лихтенберг
1825 год: Заговор : рисованная книга /
Сценарий Е.В.Добровольской, Ю.И.Макарова,
худ. В.Г.Алексеев. М.: Прогресс, 1990. С. 160: ил.
Мне очень понравилось название –
«Альтернативная литература»... Не крики: «Какой
ужас! Читают комиксы!», – а попытка понять –
почему? что? когда?
Согласитесь, у нас в голове стереотип:
комикс – это плохо... Между тем появление комикса
– закономерно... И он – «не мостик» к
«настоящей» книге. Нет! Это полноценный
художественный жанр. Целый мир, где есть плохое и
просто ужасное, но также и прекрасное,
замечательное и даже классическое.
Что есть юмористические серии
«Сотворение мира» французского графика Жанна
Эффеля, как не классический комикс? Кто не знает
этих ангелов и Бога, Адама и Еву? Талантливо!
Ух! Плюх! Баа-мс! Многообразие «Ааа! Ой!
Ууу!» сходу забрасывает ребенка и нас в эмоциональную
сферу.
Это мы бежим, сражаемся, спасаем,
падаем и летим вместе с Бэтманом и гавкаем вместе
с псом Пифом.
Интересно, почему программный
«Дубровский» семиклассников отнюдь не
захватывает эмоционально? Что Владимир
Андреевич Дубровский хуже собаки французских
коммунистов? (Напомним, что комиксы про Пифа и Ко
родились на страницах газеты «Юманите».) Что
школа сделала с Пушкиным, если это так? И чем
библиотека может помочь ребенку, который не в
силах войти в книги Пушкина?
Может быть, все начинается в начальной
школе на уроках внеклассного чтения, которые
происходят неизбежно в классе. Еженедельно! С
отметками! Ребенок легко может схватить двойку
за непрочитанную или «не по теме» прочитанную
книгу. Да и сами книги пятидесятилетней давности!
И читают из-под палки. Носов, Осеева, Чарушин.
Хорошие авторы, но нельзя же насильно! А что если
бы каждый ребенок просто рассказывал
одноклассникам, что интересного он лично прочел
за эту неделю? Чему обрадовался, над чем хохотал,
а возможно, и ревел... И без оценок! Каждый хотел бы
удивить и обрадовать рассказом о своей книге.
А книги – тут же! Принесены! И мне хотелось бы,
чтобы взяты они были в школьной библиотеке. И
уже слышится неизбежное: «Ванька, дай почитать!»
Можно при этом и совместный чай с булочками пить.
А учитель при этом детям рассказывает, какие есть
замечательные авторы – Носов, Осеева, тот же
Чарушин... Вот вам и внеклассное чтение...
Увы!!! Все не так! А книг современных
детских авторов в школе нет совсем! Так ребенок
убеждается – чтение не радость, а суровая
необходимость, как рыбий жир или касторка у
Буратино. Его Мальвина все касторкой пугала. А
может быть, это был доктор Пилюлькин у Николая
Носова?..
Слава Богу, хоть «Буратино» нам в школе
читать не задавали! Мы и прочли с удовольствием...
Комикс почти всегда разглядывается
читателем с неподдельным интересом и радостью.
Вопль «Почему он такой толстый?»
издает каждый второй десятиклассник при виде
романа Федора Достоевского «Преступление и
наказание».
Объем (и немалый!) альбомов датчанина
Херлуфа Бидструпа вызывает буйную радость детей.
– Здоровый-то какой! На целый день
приколов хватит!
Мы, взрослые, недалеко в этом смысле
ушли от детей. Емкая краткая фраза, узнаваемость
стала манией всех рекламных агентств. Мы сами
находимся в поисках разнообразных слоганов
для своих, пускай и маленьких печатных изданий
(от газеты до библиографического списка,
составленного нашей библиотекой). А брэнд
пресловутый? А бедный Пушкин на шоколадке? Чем
это не очередной комикс? Мы окружены комиксами.
Это – данность. Понять это обстоятельство –
необходимость. Поэтому мне нравится, что
«Библиотека в школе» и Елена Макарова затеяли
этот разговор. Он нужен. Он важен. Над этим надо
думать – ведь это то с чем мы имеем дело в нашей
библиотеке каждый день.
А еще есть научно-познавательные
комиксы. Картинка, подпись под ней и герой.
«Герой» обычно – забавный звереныш, симпатичное
существо. А может быть, – мальчик или девочка. Так
издается сегодня большинство
научно-познавательных детских книг за рубежом.
При виде извергающегося вулкана (статья про
внутреннее строение земли) «герой», этакий
почемучка, может воскликнуть: «Ничего себе! Вот
это магма!»... Все! Слово магма наш ребенок
запомнил на всю жизнь – учебник географии про
«магму» ученик будет читать сто раз, и не
запомнит! Эмоциональное, образное восприятие
незнакомой информации – вот что дает комикс.
Другое дело, что комикс не развивает речь. Это
правда. Поэтому ребенок может понимать суть
предмета, а рассказать о нем не сможет. Только
пальцем в картинку ткнет.
– Во!
Не книги в этом виноваты. Мы, взрослые,
не разговариваем с детьми. Не слушаем их,
маленьких. Одергиваем в три года: «Да замолчи!
Сколько можно болтать! Меня слушай!» Наивно
предполагать, что в четырнадцать лет ребенок
прочтет Гоголя и заговорит литературным языком.
У меня есть комикс о Декабристах (ужас,
да?). Так вот, те читатели, которые брали эту книгу,
уже никогда не спутают, чем отличались программы
Северного и Южного общества. Опорный конспект с
картинками – вот что есть этот «комикс»... Хотя и
художеств хватает: шинели, кивера, доломаны.
Петр Каховский, стреляющий в боевого
генерала Милорадовича, боярда русской армии.
Такая уж была репутация у Михаила Андреевича.
Боярд – это синоним рыцаря без страха и упрека в
то время. А звали так графа за храбрость и
великодушие. Он чуть было не уговорил солдат
мирно разойтись с Сенатской площади по казармам,
но был смертельно ранен Каховским. Вот изображен
и возмущенный конь Милорадовича, шарахнувшийся
от роковой пули. Сейчас он заржет: «Каховский, да
вы с ума сошли!» Жаль, что создатели комикса не
подарили этой реплики коню. В картинку она
напрашивается.
Надеюсь, вы понимаете, что меня
тревожит не то, что дети любят комиксы (это
естественно). Моя боль о том, что они не читают
классику, потому что школьная литература
исхитрилась превратить ее в изощренное
наказание. Ученик почти не имеет шансов понять и почувствовать,
что Пушкин, Толстой, Чехов и Булгаков писали для
него и про него! А наши классики превращены в
этаких идолов, «священных коров», которых руками
трогать ни-ни! Святое!
«Ух! Баа-аах! Ва-ау!» в комиксах – вот во
что превратилось мычание священных коров. Да! Оно
и сделалось буквальным мычанием наших детей...
А зачем тебе Пушкин? Тургенев? Блок?
Более того – зачем все эти стихи Пушкину самому?
Базаров – зачем он барину Ивану
Сергеевичу? У него же Полина Виардо есть...
А то насочинял же! А ведь взрослый же –
«дядька»!
Жил бы в удовольствие!.. Нет же! «Отцы и
дети».
Все эти дикие нелепости: отцы? дети?
Кого вы любите больше?
Естественно – Бэтмана! Он хоть «за
правду» – против всяких злодеев.
Это не для школы... Это для жизни.
Это невозможно спросить, и уж совсем
нелепо – отвечать...
Этим просто выживают, когда «ни
музыки, ни сил»...
Зачем мы читаем? Потому как – живые.
Музыка, живопись, стихи – совершенно
бесполезные вещи.
Это что-то делает нас людьми в
отличие от милых скотов (это не ругательство).
У них ведь тоже – потребности... А как
они мурлычут!
Но Пушкин им точно не нужен!
Книги? Шутите?
Вот комиксы даже десятиклассники обожают!
Мне с восторгом как классику
комикса показывали книженцию «Пиковая дама» по
Пушкину.
Жаловался читатель: «стоит только
дорого» книжка, но как классно!
Комикс по Пушкину!
Вздрогнули, господа «серые цензоры»?
Запретить? Не пущать! И я вздрогнула!
И даже моя дочка вздрогнула:
– Комикс по Пушкину! Какой
цинизм!
Далее дословно: «Пушкин – он еще ничего!
В смысле – почитать можно».
Но вот Некрасов! (Воспоминания о
школьной литературе все еще близки... Пепел
замученных классиков еще стучится в сердце
студентки.)
«Кому на Руси жить». «Или еще этот
кошмар – “Поднявшаяся целина”! лучше и не
читать!» – добавляет она. Дайте комикс!
– Поднятая! – вскрикиваю я! –
«Поднятая целина» у Шолохова.
Комикс на поэму? Не постигаю!
– Толстого не тронь! – нервно ору
я...
Ни войны тебе – ни мира! – моя
финальная реплика...
«Пиковая дама».
А они, дети, так ахали! Так хохотали! И
торопили:
– Ну, дальше, дальше!
Я за двадцать лет (двадцать!) впервые
видела подростков, с радостью читающих живого Пушкина!
Они его пере-жи-вали!
Киношные, «компьютерные», городские
наши дети, с которыми мы так мало разговариваем...
Они не имеют слов, чтобы рассказать о
чувствах, которые в них есть...
Есть!
Но нет слов!
Есть «знак» – клавиша, картинка,
вход в портал...
А дальше уже в них... оживает.
Наполняется смыслом и жизнью,
и «все такое»... и «любовь-морковь», и даже
«бла-бла». Что там старина Хэм с хрестоматийным
айсбергом!.. Комикс – сплошной подтекст... «Свое»
наполнение. И никто не лезет.
Пустые, пустые слова.
Слова, непонятные, непрожитые...
Навязанное... «Нелепо ли ныне»...
Вот и вышла боком нам
непрочитанная классика... В детях... наших.
Разговорные кухни были у нас, но не у
наших детей...
Были! А сейчас не беседуют... –
ругаются – на кухнях-то! Не принято теперь
думать вслух... Рассуждать? Ну – шизофреник разве.
Давай по делу, некогда!
«Как трудно в обычной нашей жизни
процитировать стихи», – жаловался в начале XX
века Александр Блок... Поэт! А сейчас?
Слово заболтано, завалено
множеством маленьких слов.
Литература... Бедная Лиза, бедный
Йорик.
Сделавшись «предметом» (хоть бы и
школьным), она перестала быть и тайной...
Ведь тайна – это то, что хранят. Иногда
– передают... Из уст в уста.
«Они» не читают?
Читают!
Но – по-своему! Без назидания...
Сколько раз мы слышали: «После школы,
лет в тридцать, перечел Толстого! Гончарова!
Достоевского! Это же совсем не школьная
тягомотина! Просто поразился – как современно,
будто сегодня написано!»
А литература? Это очень просто! То,
что я читаю, – это мое личное дело! Моя свобода! Я
не хочу Пушкина по членам предложения.
Отстаньте, наконец, от нас с
Александром Сергеевичем. И не забудьте
«вольнолюбивую лирику» прихватить... И ваши
стандарты.
Интересно было бы поглядеть на
лицеиста Александра Пушкина, отвечающего на
экзамене «Образ Татьяны Лариной» в нынешней
«общеобразовательной» с ЕГЭ... С ее
образовательными стандартами... Думаю, двойка ему
была бы обеспечена!
Он не мог «про»... Он был сам
словесность... А это не приветствуется
педагогической общественностью, тем более в
присутствии начальства на выпускном экзамене... Что
за чушь! Свои стишки читает!
Оглянитесь: ведь былинные времена
уже настали!.. Все уже упало почти... И сплошное
«чистое поле», а в нем – нечитающие дети.
Наши с вами...
Камень пустых фраз и стал камнем
преткновения для нашей литературы, нашей
классики. И нет веры нашим словам... Вместо
слова – картинка... Комикс. И они не читают
классику...
Им нечем понимать ее!
И самым «прикольным» ответом, по
рассказам моей дочки, в институте на вопрос «Как
дела?» является длинное такое междометие: «Э-э-э-э-э-э...
И все такое!» (Сплошное мычанье – современный
стиль общения!)
А я, библиотекарь, щурюсь отчего-то, как
от мокрого ветра... И тоже вижу это: «Исчезают в
выгребных ямах книги, уходит в ничто все,
связанное с малейшим напряжением мысли. Осталась
«ламбада», но и ее скоро забудут»2.
Да! Бьют. И «наших»...
Что будем делать? «Танцевать, конечно –
танцевать!» – кричал учитель танцев из
шварцевской «Золушки». А я крикну: «Читать!
Конечно – читать!» Вместе... Мы и дети... Дети и
мы...
____________
1 «БШ», № 1–2004.
2 Каплун В.
Бурда моден // Наших бьют: Сборник мрачноватой
фантастики. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. |