Наши документы
Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения1
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение
является основой для создания положения о
библиотеке общеобразовательного учреждения и
распространяется на библиотеки следующих
общеобразовательных учреждений: начальная
общеобразовательная школа, основная
общеобразовательная школа, средняя
общеобразовательная школа, средняя
общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов, гимназия, лицей,
школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная),
кадетская, специальная (коррекционная).
2. Библиотека является структурным
подразделением общеобразовательного
учреждения, участвующим в учебно-воспитательном
процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
3. Деятельность библиотеки
общеобразовательного учреждения (далее –
библиотека) отражается в уставе
общеобразовательного учреждения.
Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании
общеобразовательного учреждения.
4. Цели библиотеки
общеобразовательного учреждения соотносятся с
целями общеобразовательного учреждения:
формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
5. Библиотека руководствуется в своей
деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления
образованием, уставом общеобразовательного
учреждения, положением о библиотеке,
утвержденном директором общеобразовательного
учреждения.
6. Деятельность библиотеки
основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного
развития личности.
7. Порядок пользования источниками
информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о
библиотеке общеобразовательного учреждения и
Правилами пользования библиотекой,
утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
8. Общеобразовательное учреждение
несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
9. Организация обслуживания участников
образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими
требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки
являются:
а) обеспечение участникам
образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным
законным представителям) обучающихся (далее –
пользователям) – доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных
ресурсов общеобразовательного учреждения на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и
видеокассет); цифровом (компакт-диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных
носителях;
б) воспитание культурного и
гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его
творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценки информации;
г) совершенствование предоставляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
11. Для реализации основных задач
библиотека:
а) формирует фонд
библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения:
комплектует универсальный фонд
учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и
научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными
ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
аккумулирует фонд документов,
создаваемых в общеобразовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов
общеобразовательного учреждения, лучших научных
работ и рефератов обучающихся и др.);
осуществляет размещение, организацию
и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
осуществляет
аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет
справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки
(систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю общеобразовательного учреждения;
разрабатывает рекомендательные
библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
обеспечивает информирование
пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
предоставляет информационные
ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных
потребностей;
создает условия для реализации
самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на
коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения);
организует обучение навыкам
независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации; содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в
решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия,
ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует
развитию критического мышления;
содействует членам педагогического
коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков,
презентации развивающих компьютерных игр);
руководит воспитательной работой с
книгой в группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных
классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности
и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности
и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной
компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
создает банк педагогической
информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения,
осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку
педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических
изданий;
осуществляет текущее информирование
(дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства
общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
поддерживает деятельность
педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз
данных, Web-страниц и т.п.);
способствует проведению занятий по
формированию информационной культуры; является
базой для проведения практических занятий по
работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей)
обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей
и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам
организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных
изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности
библиотеки
12. Наличие укомплектованной
библиотеки в общеобразовательном учреждении
обязательно, в том числе в малокомплектном
учреждении и учреждении, расположенном в
сельской местности. Частичная централизация
библиотечно-библиографических процессов в
межшкольных библиотечных объединениях
проводится по приказу органов управления
образованием.
13. Структура библиотеки, помимо
традиционных отделов (абонемент, читальный зал),
может включать отделы учебников,
информационно-библиографической работы, фонд и
специализированный зал работы с мультимедийными
и сетевыми документами, видео-студию,
мини-издательский комплекс, множительную
технику и др.
14. Библиотечно-информационное
обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в
соответствии с учебным и воспитательным планами
общеобразовательного учреждения, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
15. Библиотека вправе предоставлять
платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом
общеобразовательного учреждения.
16. Спонсорская помощь, полученная
библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не
влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров финансирования из бюджета
общеобразовательного учреждения. Денежные
средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение
материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий,
комплектования фонда документов.
17. В целях обеспечения модернизации
библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, общеобразовательное учреждение
обеспечивает библиотеку:
гарантированным финансированием
комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
необходимыми служебными и
производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности
помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
современной
электронно-вычислительной,
телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;
ремонтом и сервисным обслуживанием
техники и оборудования библиотеки;
библиотечной техникой и
канцелярскими принадлежностями.
18. Общеобразовательное учреждение
создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
19. Ответственность за систематичность
и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников
и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки
несет руководитель общеобразовательного
учреждения в соответствии с уставом учреждения.
20. Режим работы библиотеки
определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами
внутреннего распорядка общеобразовательного
учреждения. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
двух часов рабочего времени
ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
одного раза в месяц – санитарного
дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
не менее одного раза в месяц –
методического дня.
21. В целях обеспечения рационального
использования информационных ресурсов в работе
с детьми и юношеством библиотека
общеобразовательного учреждения
взаимодействует с библиотеками Министерства
культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
22. Управление библиотекой
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и уставом
общеобразовательного учреждения.
23. Общее руководство деятельностью
библиотеки осуществляет руководитель
общеобразовательного учреждения.
24. Руководство библиотекой
осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в
пределах своей компетенции перед обществом и
руководителем общеобразовательного учреждения,
обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом
общеобразовательного учреждения.
25. Заведующий библиотекой
(библиотекарь) назначается руководителем
общеобразовательного учреждения, может являться
членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
26. Методическое сопровождение
деятельности библиотеки обеспечивает
специалист (методист) по учебным фондам и
школьным библиотекам органа управления
образованием, учреждения системы переподготовки
и повышения квалификации, регионального
информационного центра.
27. Заведующий библиотекой
(библиотекарь) разрабатывает и представляет
руководителю общеобразовательного учреждения
на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила
пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание
библиотеки, которые разрабатываются на основе
объемов работ, определенных положением о
конкретной библиотеке общеобразовательного
учреждения с использованием «Межотраслевых норм
времени на процессы, выполняемые в библиотеках»
(Постановление Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г.
№ 6);
в) положение о платных услугах
библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
28. Порядок комплектования штата
библиотеки общеобразовательного учреждения
регламентируется его уставом.
29. В целях обеспечения
дифференцированной работы библиотеки могут
вводиться должности: заведующий отделом
(сектором), главный библиотекарь, главный
библиограф, библиограф, медиаспециалист.
30. На работу в библиотеку принимаются
лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
31. Работники библиотек могут
осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и
педагогической деятельности осуществляется
работником библиотеки только на добровольной
основе.
32. Трудовые отношения работников
библиотеки и общеобразовательного учреждения
регулируются трудовым договором, условия
которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
33. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы,
средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и
воспитательного процессов в соответствии с
целями и задачами, указанными в уставе
общеобразовательного учреждения и положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке
факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
в) определять источники
комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы
из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с
правилами пользования библиотекой
общеобразовательного учреждения, утвержденными
руководителем общеобразовательного учреждения,
и по согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е) вносить предложения руководителю
общеобразовательного учреждения по
совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую
в круг основных обязанностей работников
библиотеки; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы
на компьютере);
ж) участвовать в управлении
общеобразовательным учреждением в порядке,
определяемом уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28
календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором
между работниками и руководством
общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным
формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и
культуры;
к) участвовать в соответствии с
законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
34. Работники библиотеки обязаны:
а) обеспечить пользователям
возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах
предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию
фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами
общеобразовательного учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий
пользователей;
д) совершенствовать
информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечить сохранность
использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в
соответствии с потребностями пользователей и
работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном
порядке перед руководителем
общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей
библиотеки
35. Пользователи библиотеки имеют
право:
а) получать полную информацию о
составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом
библиотеки;
в) получать консультационную помощь в
поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование
на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие
источники информации;
д) продлевать срок пользования
документами;
е) получать тематические,
фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда
библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в
работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях,
проводимых библиотекой;
и) пользоваться платными услугами,
предоставляемыми библиотекой, согласно уставу
общеобразовательного учреждения и Положению о
платных услугах, утвержденному руководителем
общеобразовательного учреждения;
к) обращаться для разрешения
конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
36. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования
библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям
печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки
документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными
документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов
в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний
пользователь;
е) расписываться в читательском
формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся
1–4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в
установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в
случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с
библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательном учреждении.
37. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся
общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников общеобразовательного учреждения,
родителей ( иных законных представителей)
обучающихся – по паспорту;
б) перерегистрация пользователей
библиотекой производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право
пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует
факт выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
38. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить
на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования
документами:
– учебники, учебные пособия – учебный
год;
– научно-популярная, познавательная,
художественная – 1 месяц,
– периодические издания, издания
повышенного спроса – 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок
пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
39. Порядок пользования читальным
залом:
а) документы, предназначенные для
работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие,
ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном
зале;
40. Порядок работы с компьютером,
расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников
образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем учреждения
и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним
персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с
нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником
библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в
Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к
ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.
_________
1 Стиль и пунктуация
документа сохранены полностью. – Ред. |