Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Я иду на педсовет

Ольга Леонтьева

Школа-парк. Технология

Гость – клиент – подмастерье

Ольга Милославовна Леонтьева –
кандидат педагогических наук,
журналист газеты
«Первое сентября»,
координатор парк-школ в России

Дети, приходящие на любую парк-студию, могут занимать одну из трех позиций. Иногда они заходят, чтобы просто «поглазеть» на происходящее там, без всякого специального заказа. Так в магазин иногда заглядывают те, кто совсем не собирается что-то купить, просто из любопытства. Учитель, который видит таких «праздных» гостей, должен вести себя с ними максимально доброжелательно. С одной стороны, нельзя не заметить такого гостя, с другой – быть слишком навязчивым. Лучшая схема поведения (и работы!) в такой ситуации уже веками работает в хороших магазинах: «Как я могу вам помочь?» – спрашивает продавец и либо становится незаметным, либо помогает, если это нужно. Человек, как правило, отказывается от предложенной помощи. Однако это не означает, что она ему не понадобится в дальнейшем, и он не перейдет в «клиенты». Гостю можно показывать самые интересные виды работы в студии. От него нельзя требовать никакого результата. Ему можно лишь предложить подключиться к процессу, например, помочь кому-то из ребят хотя бы самым незначительным образом: подержать плакат, который те пытаются повесить на стену, или помочь что-то донести.

Чем-то заинтересовавшись, ребенок становится «клиентом» парк-студии. Он может выбрать любую работу или попросить чему-то научить его. Важно не пропустить этот момент, обозначить его важность и для ребенка, и для остальных членов студии. Даже если то, что заинтересовало ученика, взрослым кажется не очень «поучительным» и важным, учитель открытой парк-студии должен откликнуться на запрос. И при этом показать, что он понимает ребенка, что ему тоже интересна эта работа, что зачастую сделать очень трудно: дети, например, предлагают разложить книги по полкам в соответствии с цветовой гаммой обложек, с чем ни один библиотекарь, естественно, не согласится. Однако и в этом случае стоит подумать, почему у ребенка возникла именно такая потребность, как его желание можно реализовать в другом варианте не разрушая одним словом: «Нельзя»! Всякую идею можно использовать рационально, если не относиться к детским идеям и мечтам сверху вниз, а попробовать вместе найти решение. Например, можно предложить оформить полки не только в соответствии с алфавитом, но и дать им цветовые названия. С «а» до «г» книги будут лежать на голубых полках, а с «д» до «з», на желтых. Это украсит библиотеку, а ребенок, предложивший свое, останется доволен: к нему прислушались, это здорово! И совсем неважно, что идея была использована лишь частично. Важно, что к ней отнеслись по-взрослому, с пониманием. Тогда, возможно, он станет постоянным «клиентом» этой студии.

Фото Веры ЗубаренковойПостепенно те, кто проводит в студии много времени, начинают чувствовать себя полноправными сотрудниками, коллегами. Это нужно ценить и использовать. Этим ребятам не только доверяется самая сложная и ответственная работа. С них уже можно спрашивать и даже требовать результат: подмастерье – это и право, и, в первую очередь, ответственность. Они помогают учителю. При этом подмастерья и делают, и учатся больше всех. Им нужно постоянно показывать, что они действительно учатся. Проще всего это сделать на собственном примере, демонстрируя ребятам, что без их идей и каверзных вопросов учитель многого бы не узнал.

Приемы

Общая работа

Учитель задумывает некоторую работу, интересную для него, в которую легко могут включаться дети в качестве помощников. Этот прием действует с наибольшей эффективностью, если работа продолжается изо дня в день и конец ее не близок. При этом работа должна иметь вполне реальный «выход»: ее можно продемонстрировать, она нужна кому-то и т.д. Так для этого приема хорошо подходит выпуск газеты, но уж если газета – так регулярная, с ответственными редакторами, специальными корреспондентами и постоянными авторами. Если же коллектив газеты каждый раз собирается спонтанно, а потом распадается, то способ действует на порядок слабее.

Учитель-неумейка

Многие, я думаю, уже догадались, о чем идет речь. Учитель (искренне или играя) показывает, что не понимает чего-то. Он просит детей объяснить, и те дружно начинают помогать ему разобраться в данной теме. Учитель задает вопросы, и этим инициирует развитие своих учеников. Этот способ очень хорош и в урочном режиме, а в парковом – работает просто великолепно. Одно плохо: в студии им лучше пользоваться, когда там немного детей и каждый из них сможет внести свой посильный вклад в обучение такого «бестолкового» учителя. Как же быть, если ребят пришло больше, можно ли использовать этот прием? Конечно, только он немного изменится.

Подмастерья для новичков

На каждой студии есть свои «старожилы». Они занимаются там постоянно, с большим рвением и максимальными успехами. Но одно дело – научиться что-то делать самому, и совсем другое – обучать тому же кого-то. У другого человека всегда могут возникнуть иные вопросы, а это заставит и объясняющего взглянуть на предмет по-новому. Учитель может не только иметь подмастерьев для выполнения какой-то общей задачи, но и использовать их знания, привлекая в студию новых учеников. При этом надо четко понимать, что наибольший «обучающий» эффект будет наблюдаться у того, кто учит новичка.

За внедрением этого способа работы учитель должен внимательно наблюдать особенно на первых порах. Дело в том, что многие дети за время, проведенное в школе, приучаются к чисто школьной форме рассказа. Это так называемый пересказ. Не глядя в глаза собеседнику, они повторяют прочитанные и заученные фразы, не давая слушающему возможности спросить о чем-то. Для того чтобы вернуть данной работе изначальное значение: передачи информации от более сведущего в обсуждаемой проблеме человека к менее сведущему, – приходится пользоваться дополнительными учебными приемами. Например, можно объявить конкурс на «лучшего слушателя», который не молчит, а, напротив, своими вопросами помогает рассказчику лучше разобраться в проблеме. Можно проверять, насколько слушающий чужое объяснение ребенок понял его, и так далее. Кроме того необходимо ввести «притолоку» для рассказчика, чтобы продемонстрировать ему его продвижение в такой парной работе.

Притолока

Еще один важный прием, который мы условно называем «притолока». Вспомните, как любят маленькие дети подбегать к одному и тому же месту и измерять свой рост. Именно эту возможность – наблюдать за собственным продвижением – мы и предлагаем специально моделировать на каждой парк-студии. Только измерять дети должны свой уровень в данной сфере деятельности или в изучении учебного предмета. Нет-нет, это не будет пресловутой оценкой, ведь она выставляется ребенку учителем, а к «притолоке» он подходит сам. Этот прием так же отличается от отметки, как измерение своего роста от прокрустова ложа. Но он необходим, так как каждому человеку необходимы «вехи», по которым он может наблюдать собственное продвижение вперед. Придумать, что может быть такой притолокой, бывает очень трудно. Лучше всего это делать вместе со своими студийцами. Дети должны видеть результат своего труда тогда, когда они этого захотят, а не тогда, когда это организуют учителя.

Обзорное чтение

Фото Веры ЗубаренковойПрием называется так потому, что внешне выглядит как поверхностное, обзорное прохождение материала учебной программы по обычным учебным пособиям. Он проводится в интересной для детей игровой форме и позволяет сформироваться индивидуальному видению изучаемого предмета у каждого ученика.

Используя имеющийся у детей учебник учитель как бы «пролистывает» его вместе с детьми, задавая большое количество самых простых вопросов, ответы на которые легко можно найти на той же странице учебника. При этом ученикам запрещено читать текст (можно читать лишь названия параграфов и картинок, пояснения к ним и выделенные специальным шрифтом слова). Постепенно учитель акцентирует внимание на вопросах детей, старается как можно интереснее и подробнее отвечать на них. Такая работа не только развивает способность детей анализировать текст, опираясь на заголовки, выделенные слова, рисунки и пояснения к ним. Идет интенсивное развитие познавательной деятельности, способности четко сформулировать интересующий вопрос, развивается умение выслушивать чужие версии и выдвигать собственные. Кроме того, дети привыкают к речи учителя, богатой новыми для них терминами, стараясь уловить за сложными словами учителя ответ на свой вопрос. Именно так и осуществляет ученик свой выбор – возможностью понять, проанализировать или запомнить то, что ему нужнее и интереснее всего, что позволяет в дальнейшем легко переходить к самостоятельному анализу более сложных текстов и объектов, используя учебник как самый простой справочный материал.

При такой организации студии ребенок может «выпасть» в любой момент и точно так же вернуться к работе. Любопытно, что иногда дети отказываются принимать участие в общем действии, мол, предпочитают заниматься своим делом. Как правило, они успевают совмещать свое занятие и общение с друзьями. В этом нет ничего страшного! Тогда, когда работа их действительно заинтересует, они сумеют присоединиться к остальным.

Библиотека как открытая
парк-студия

Школьные библиотеки можно рассматривать как парк-студии.

· Дети идут сюда исключительно по собственному желанию.

· Могут уйти, как только захотят.

· Имеют право вовсе перестать посещать библиотеку, это не повлияет на итоговые отметки детей.

Фото Елены Андреевой

Работа библиотекаря в школе отнюдь не идентична аналогичной работе где-нибудь на заводе или в научно-исследовательском институте. Там в библиотеку идут взрослые люди, которым от ее сотрудника не нужно ничего кроме помощи в поиске необходимой литературы. Другое дело в школе. Посетители с энтузиазмом помогают оформлять помещение библиотеки, реставрируют старые книги, ищут варианты зарабатывать на новые. Здесь общаются, отдыхают, советуются. Иногда даже прячутся от «злых» учителей. Библиотека в школе должна организовываться как особое открытое учебное пространство.

К сожалению, большинство библиотекарей организуют это пространство, пользуясь лишь интуицией. Методы работы с такими особенными клиентами как дети, не прописаны. И хотя открытые парк-студии, как форма проектного обучения, существуют не так давно, думаю, что многие из имеющихся у нас разработок могут быть эффективно использованы в библиотеке.