Картотека опыта
Татьяна Рудишина
Похождения юного Дон Жуана
Конкурс «Мы пишем свою первую книгу»
31 марта, 2004 год. Эффектные ведущие со
сцены Дворца детей и молодежи «На Стопани»1, что в Огородной слободе, в свете
юпитеров торжественно объявили победителей
регионального конкурса школьных библиотек «Мы
пишем свою первую книгу». Сегодня праздник –
подарки, поздравления, улыбки. Получилось! А мне
вспоминается, как в июне прошлого года мы
обсуждали с методистом по школьным библиотекам
Валентиной Ивановной Кудрявцевой будущий
конкурс: заинтересуются ли коллеги, не воспримут
ли как очередную дополнительную, никому не
нужную нагрузку и нервотрепку?
Конкурс рукописных, компьютерных, а
также типографским способом изданных книг
учащихся Центрального административного округа
г. Москвы организовала лаборатория
библиотечного обеспечения научно-методического
центра (зав. лабораторией – Валерия Сергеевна
Кутузова).
Идея конкурса возникла год тому назад,
когда на региональный этап «Библиобраза»
поступила машинописная «Книга сказок»,
сочиненных на уроках внеклассного чтения,
которые проводил библиотекарь школы № 661. В это
же время состоялась презентация программы
«Истоки», одним из направлений которой является
создание рукописных книг о прошлом своей семьи.
С одной стороны, организаторам не
хотелось сдерживать фантазию будущих участников
конкурса, но с другой, – следовало как-то
попытаться определить круг тем. В конечном итоге
были сформулированы следующие:
1. История семьи (имя, дом, семья)
2. Любовь и милосердие
3. Труд и традиции
4. Человек и война
5. Человек и власть
6. Моя малая Родина (мой город, улица,
дом, школа)
7. Свои и чужие (взаимоотношения с
людьми другой национальности, веры, другими
убеждениями)
8. «И нравы, и язык, и старина святые…»
(из истории культуры страны)
9. Чтобы мир стал добрее
10. В памяти поколений
А вот жанр не был задан, так что
появились повести, рассказы, притчи,
публицистические заметки, эссе, стихи, репортажи,
научные разработки.
Первоначально речь шла об участии в
конкурсе работ только средней возрастной группы,
но в дальнейшем были определены три (1-4, 5-8, 9-11-е
классы, а также смешанные группы).
Членам жюри (а в него вошли сотрудники
Научно-методического центра, заслуженные
учителя округа, заведующие школьными
библиотеками) пришлось непросто. В конкурсе
приняло участие 840 учащихся из 64 школ. Были
представлены как авторские работы, так и
сборники.
Любая оценка субъективна, тем более,
если речь идет о литературном и художественном
творчестве. Поэтому объективности ради, были
разработаны критерии оценки:
№ п/п |
Kритерий |
Максимальное кол-во
баллов |
Эксперты |
Итого |
I |
II |
III |
1. |
Раскрытие основной темы
(соответствие темы и содержания) |
10 |
|
|
|
|
2. |
Авторский стиль (творческая
оригинальность) |
10 |
|
|
|
|
3. |
Убедительность |
10 |
|
|
|
|
4. |
Эмоциональность |
8 |
|
|
|
|
5. |
Грамотность |
5 |
|
|
|
|
6. |
Иллюстративность |
6 |
|
|
|
|
7. |
Дизайн книги |
6 |
|
|
|
|
8. |
Издательское оформление
(выходные данные) |
5 |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
Каждую работу смотрели независимо
друг от друга три эксперта (методист центра,
учитель и библиотекарь). Оценки нередко
расходились, бралась средняя арифметическая. На
будущее – хотелось бы среди членов жюри видеть
профессиональных журналистов, литераторов,
писателей, – одним словом, людей, не связанных с
учебным процессом.
Некоторые работы можно было
предугадать: «за любовь и неизменную верность в
исследовании пушкинской темы с пожеланием
сохранения постоянства и дальнейших успехов в
изучении наследия великого русского поэта» была
награждена школа № 3532. Или
замечательный сборник об истории знаменитой
арбатской школы № 59. Но, к счастью, многие работы
оказались настолько неожиданными, что при
подведении итогов стали возникать некоторые
дополнительные номинации. «За смелость,
оригинальность в разработке молодежной
тематики» был награжден ученик 10-го класса лицея
№ 1500 Даниил Рудой. Его повесть, которой
зачитывались слегка шокированные члены жюри, –
похождения юного Дон Жуана, написанные к тому же
от первого лица. Жюри приходилось проявлять не
только компетентность, но и педагогическую
толерантность: девушка, приехавшая с родителями
из Чечни, пишет о своей малой Родине, юноша –
воспитанник детского дома – размышляет о
превратностях человеческого бытия,
одноклассники вспоминают трагически погибшую
подругу – самую красивую, самую талантливую в
классе… Как пройти мимо этих работ – в чем-то
несовершенных, но таких пронзительных?
А какая досада, когда интересное
произведение оказывается совершенно
беспомощным с точки зрения книгоиздательской
культуры и оформления выходных данных?
Недоглядели… Но конкурс есть конкурс, и одно из
его непременных условий: творческая работа – это
не сочинение на свободную тему, а именно первая
книга! Тут библиотекарю все карты в руки: и
библиографическое описание на обороте
титульного листа сделать, и выходные данные
правильно поместить, и авторский коллектив и
консультантов не забыть. Отрадно, что в целом
ряде школ над книгой трудились ученики и учителя
вместе, что было указано на обороте титульного
листа.
Одним из полученных результатов можно
считать тот факт, что в школах появились свои
школьные литературно-художественные альманахи.
Хочется надеяться, что альманах № 1,
представленный на конкурс, не станет
единственным.
Ряд работ хотелось бы порекомендовать
для участия в общероссийских конкурсах.
Документальные исследования своей генеалогии
достойны конкурса «Человек в истории».
А какой искусствоведческий анализ малоизвестных
страниц жизни и творчества народного художника
Лактионова представила его внучка!
Подведение итогов прошло как яркое
шоу: в очень хорошем темпе (за час!), с ведущими,
которых теперь и на вручение «Оскара» отправлять
не страшно. В зале и совсем юные участники, и
выпускники. И у всех приподнятое настроение!
Между объявлением призеров звучали музыкальные
импровизации, исполнили танец в стиле кантри –
талантов в школах округа хватает. А вот участники
конкурса прочли лишь несколько своих
стихотворений, прозы со сцены не звучало, так как
организаторы справедливо опасались затянуть
награждение. Надеемся почитать лучшие
произведения в сборнике, который организаторы
конкурса планируют выпустить летом.
___________
1 Старейший Дом пионеров в
Москве.
2 Школа носит имя
А.С.Пушкина и расположена в Басманной слободе, на
месте дома, в котором родился поэт. |