Весенний
марафон
Светлана Попова
Работа над ошибками
Тем временем в другом зале шла встреча под
названием «Опыт классного руководства в трудном
классе». Поразительные вещи рассказывали и
показывали на этом мастер-классе педагоги,
приглашеннные ведущим Виктором Кирилловичем
Зарецким. Вот только имен их мы не называем, хотя,
конечно, они там звучали. Прочитайте – поймете
почему.
Однажды в управлении образования
города N мне довелось услышать термин
«педагогический брак». Замерла, осмысляя.
Например, юридический брак – это что? Невинные в
тюрьме, преступники на воле? А медицинский брак –
не то отрезали? Педагогический – это когда
судьбы, дети летят в отброс, как плохо выточенные
детали?
На мастер-классе эту потрясшую меня
историю разбирали ее участники. Профессионально.
По шагам. С признанием ошибок (вот оно,
мастерство!) и выводами о себе.
В одном поселке проводился некий
эксперимент. Всех неуспевающих и
хулиганствующих учащихся начальной школы
«отцеживали» и «сливали» (термин администрации)
в один класс. Так к четвертому году обучения
набралось 22 человека. Буйные и двоечники: сидят
под партами, пляшут на столах, ничего видеть и
слышать не желают. Педагогический брак, одним
словом.
И еще одну ошибку совершила школа:
пригласила медико-педагогическую комиссию,
может, совет какой дадут, рекомендацию. «Ах, –
сказала высокая комиссия, – оставьте на второй
год класс в полном составе в виду полной
неуспеваемости всех».
Третью ошибку школа себе позволить не
могла. Детишек отправили в так называемую
«летнюю школу» для трудных детей, организованную
Институтом педагогических инноваций. Как пример
того, кто попадал в эту школу: в четвертом классе
мальчик не умел складывать в пределе пяти единиц;
девочка во время диктанта забыла, как пишется
буква «я». Тринадцати учебных дней в летней школе
хватило для того, чтоб комиссия пересмотрела
свое решение.
А потом к
несостоявшимся второгодникам пришла классным
руководителем учительница математики. Первое
впечатление от урока по предмету было сильным:
какие там уравнения… решать, складывать и то не
все умеют; четверо не считают дальше десятка; про
таблицу умножения лучше умолчим. Поначалу
казалось, нечего им и вовсе делать в математике,
пусть лучше в хоре поют. А потом выяснилось, что
наши «неуспевающие» готовы по полтора часа
упорно работать по одной проблеме, нужно только
проблему обозначить и озвучить. Поэтому каждый
урок математичка начинала так: говорила сама, что
именно она хочет на уроке сделать, и спрашивала
каждого о его задачах. В конце занятия выясняли,
кому что удалось. Такой метод работы называется
«рефлексивно-деятельный подход».
«Я поняла, что закономерность обучения
здесь такая же, как у одаренных детей, только все
это растянуто во времени, – объясняет
учительница. – Я даже благодарна детишкам – мне
стал понятен процесс усвоения, как и что учащийся
воспринимает».
Ребенок сам определял себе задание,
находил ошибки и искал способы исправления.
Система отношения к промахам была такая: «Ошибка?
Подумаешь! Давайте искать – почему!»
«Я раньше сама боялась показать свою
учительскую ошибку, – рассказывает классная, – а
теперь мне не страшно. Неудача это повод работать
дальше!»
Но это все обучение, это про
математику, это легко. Но классный же
руководитель, прежде всего, воспитатель, идеолог.
А надо сказать, что школа наша располагается в
поселке с населением в 4 тысячи человек.
И в то время, 1999 год, большинство местных
предприятий не функционировало, стояли вмертвую.
Значит, большинство родителей безработные.
Кое-кто попивает. Случалось и такое: старший сын
семьи в тюрьме или убит. На объявленное
родительское собрание не пришел никто. Так прямо
и говорили: «В школу вашу я не пойду! Зачем мне там
плохое слушать?»
Ну что ж, не идет Магомет к горе,
пришлось классной руководительнице идти по
домам и квартирам, беседовать с каждым родителем
тихо и проникновенно, тщательно подбирая слова.
Просьбы у учителя поначалу были простыми:
разбудить ребенка утром; проследить, чтоб в школу
не опоздал; проверить, чтоб собрал нужные тетради
и учебники. Это как азбуке учить! Каждую неделю –
хождение по родителям.
Постепенно взрослые привыкали к мысли,
что они с классным сотрудники, что родитель
важное звено в педагогическом процессе. Стали
потихонечку и в школе появляться, но собраний
пока никаких не проводилось. А вопросы к учителю
были примерно такие: как помочь готовить уроки;
как снять агрессию; как работать с письменными и
устными заданиями…
Вот я так быстро клавишами
компьютерными щелкаю: раз – и стали учиться, раз
– и родители пошли в школу. А какой на самом деле
это долгий, кропотливый, постепенный и порой
«расcтройственный» процесс! Как сказала
учительница: «Буксовали по одним и тем же
вопросам…»
Но буксуем, застреваем, однако же,
упрямо едем вперед!
Как-то спонтанно у классного
руководителя завелся дневник: о чем договорились
с родителем и ребенком, что делает учитель, что
выполнено. Одна мамочка увидела и говорит:
«А что это вы все время записываете? Давайте и я
тоже!» Завели родители дневники, и дело сразу
сдвинулось с мертвой точки.
Дальше – больше. Возмутились взрослые:
в других классах есть родительские собрания, мы
тоже хотим! На первое собрание пришли всем
составом.
А к седьмому классу уже и праздники для
детей организовывали, и газету «Лучик»
выпускали. Ремонт школы грядет? Пожалуйста! Все,
что можем!
А школа им в ответ – почетные грамоты,
как активным участникам образовательного
процесса. Классная руководительница потом
видела: в домах эти грамоты на стенах висят.
Во многих семьях кардинально
изменился сам стиль жизни и общения с ребенком. У
некоторых детей даже есть компьютеры. И этот
новый мир создан с помощью учителя, он не
свалился с неба, его сделали сами, вместе.
А тут хотели наш класс
расформировывать, так родители такую бурную
деятельность развернули, такие письма написали…
оставила администрация все, как есть.
Кстати, как вы думаете, что было самым
трудным – родители, дети или математика? Фигушки!
Самым трудным оказалось составление плана урока!
Вот как проверить такого учителя?
– Можно попросить план урока.
– Нет плана.
– Как?!
– А зачем он, если план все равно
изменится? Есть замысел!
Так вот идет открытый урок. Из 45 минут
двадцать уходит на то, чтоб разбиться на группы:
ссорятся, спорят, доказывают. Проверяющие в
ужасе. Но – бац – непостижимым образом с таким
трудом созданные группы справляются с задачами,
и еще остается время все обсудить. Дети потом
смеялись: «Это трудно – договориться и не
подраться, а задачи решать легко!»
Но учителю за право так работать,
пришлось побороться. А без поддержки
администрации это было бы просто невозможно.
Еще проблема. Не сразу такую систему
приняли и поддержали учителя школы. Сначала за
опытом стали приезжать педагоги из других
регионов, и только после этого, потихоньку,
постепенно… Нет пророка в своем отечестве! А
насколько б было легче, если б все предметники
разом, в едином, так сказать, порыве…
Сейчас наши герои уже в девятом классе.
И, возможно, среди них нет гениев математики и
абитуриентов университетов. Зато это
полноценные люди, будущие механики, шоферы,
учителя.
А школа навеки прекратила «слив»
неуспевающих в одну реку – очень уж трудно в
таком классе работать.
У Михаила Чулаки в фантастической
повести «Четыре портрета» художник пишет
портреты и изображает людей светлее, добрее,
лучше, чем оригинал. А дальше происходят чудеса –
человек становится похож на портрет. Исчезают
болезни, жадность, озлобленность. Художник,
наконец, открывает секрет: просто он стирает
случайные черты!
Нет понятия «педагогический брак».
Есть чье-то равнодушие, непрофессионализм,
банальная нехватка времени, наконец. Исправить
всегда труднее, чем не допустить. Но приходит
человек с волшебным сердцем на чужие ошибки, и
начинает расчищать завалы, и строит, строит,
строит без устали. Просто стирает случайные
черты. |