Весенний
марафон
Светлана Попова
Мед добра и соль упорства
Продолжение темы работы с трудным классом
…И представлялось мне классное
руководство так: капитан корабля. На мостике, с
орлиным взором, белый китель и на фуражке «краб».
Команду строит, проверяет, указания раздает. Все
наглажены, как на параде, палуба надраена,
корабельная мартышка выловлена и изолирована.
А на деле, оказывается, плывет этот
самый капитан со своими матросиками в шторм в
открытом море и безо всякого корабля. И надо ему,
капитану, корабль из ничего построить, самому
спастись и команде не дать потонуть.
…Жила-была школа эстетического
развития. Развивала. И, как во всяком порядочном
образовательном учреждении, завелись там
трудные дети. Такие, что во время урока могут
выбежать на улицу, чтоб снаружи классу в окошко
постучать. Натурально, всех этих «неадекватных»
«складировали» в коррекционные классы. Пусть,
значит, подкорректируются для нормальной жизни.
«Пропасть для свободный людей»,
почему-то как правило, носит в параллели литеру
«Г». И учителей детишки получают «для класса Г» –
тех, кто умеет вести урок только под стук указки.
И вот, однажды, в 1994 году пресловутое
«Г» началось аж со второго года обучения. Кто
слабо писал-считал, всех гиперактивных и шалунов
собрали в одну неуемную кучку.
Учительница русского и литературы
старших классов взяла под крыло 2«Г» с намерением
довести до 11-го класса, до выпускного вечера. В
школе была создана творческая лаборатория
специально для такого эксперимента. И странно, на
административном совете идею поддержали все…
кроме зама по науке.
Поначалу нашей классной казалось – и
сама пропадешь, и коня потеряешь, опускались
руки, ни на что смотреть не хотелось. В классе два
сильнейших отрицательных лидера, остальные на
них равняются. Чуть звонок, дверь настежь и –
«а-а-а-а-а-а!!!» – конским галопом по всем этажам.
Пошел классный руководитель к
родителям за помощью. А те и сами не знают, чем
помочь-то? Одна мама, художница, и говорит: «А
давайте я вам Микки Мауса нарисую?» Нарисовала на
листе ватмана этого мыша на солнечном фоне.
Придумали и написали сверху: «Копилка добрых
дел». И дети вдруг наперебой стали рассказывать
про свои добрые дела в школе и дома. Всем резко
захотелось свою фамилию увидеть на листе с Микки
Маусом. Подключили и классную: «А что, у вас
добрых дел нету?» У детей, даже буйных, оказалась
огромная потребность говорить о хорошем в себе.
Через два месяца обстановка в классе стала
меняться. А Микки Маус провисел на стене со 2-го по
6-й класс. В пятом классе ввели так называемый
«Час приятного общения». Сегодня, когда ребята
уже в 11-м, одна девочка написала: «Наш класс – это
оазис в жестоком мире».
Постепенно менялась и психология
родителей, прежде далеких от всяких школьных дел.
Бывало, попросишь папу новую доску повесить и
слышишь в ответ: «Да не стану я ходить, хватит
того, что жена ходит!» А через пару лет привезли
как-то новую мебель в разобранном виде без
единого шурупа. Так четырнадцать отцов побежали
фурнитуру доставать, стулья скручивать…
Сегодня в классе 25 учащихся, и более 20
родителей активно помогают школе. И кабинет
отремонтировали и оформили, и столько книг по
методикам разным натащили!
«Работа с родителями должна
проводиться индивидуально, – делится классная,
– и начинается все с прихода педагога в семью.
Как правило, взрослые сами знают, что ребенок
непослушный и учиться не хочет.
И когда видят, что педагогу ребенок важен, охотно
идут на сотрудничество. Иногда учитель боится
говорить о проблемах семьи, всегда ведь можно
услышать в ответ «у себя сначала разберитесь».
Выход вижу в том, чтоб быть открытой. Да, и мои
дети тоже получают двойки. И я не все могу. Не
бойтесь попросить у родителей помощи и совета.
Если мама говорит «некогда, работаю», спросите
прямо: что вам важней, ребенок или зарабатывание
денег? Я не глажу по головке родителей, которые
хотят за мой счет решить свои проблемы!»
Родители не сразу включились в жизнь
класса. Сначала как в песне было «...а в ответ
тишина». Тогда ввели график работы родительского
комитета: сначала вы, вы и вы, затем смена караула.
Пришлось и равнодушным подключаться, неудобно
перед другими-то. Выпивающих мам-пап сложно было
вовлечь в классную жизнь. Но таких, чтоб вообще в
школу не приходили, не было.
Шесть человек из родительского
коллектива – с высшим образованием, остальные
рабочие. Обстановка в семьях разная. Есть и такая,
где и мать сама из трудной семьи, и отца нет, и
второй ребенок инвалид. Вот с этой-то трудной
мамой классная три года встречалась каждый
четверг, потому что мальчишка стал брать чужое.
Жила-то вся семья только на пособие, да на пенсию
по инвалидности братишки…
Да, были в классе и кражи. Один
пацаненок у мамы-продавца стянул из кассы 50
рублей, накупил конфет-печенья, кормил весь
класс. И дети ели, зная, что у парня не может быть
денег на угощение. На собрании разбирались. Ели
краденое, значит, соучаствовали в воровстве –
раз. Деньги надо вернуть – два. Постановили:
собирайте бутылки, сдавайте, отдавайте долги. За
два месяца вернули. После этого случая были
единичные происшествия уровня «скрали
чупа-чупс».
В 6-м классе свалилась обычная беда:
перестали учиться, баклуши бьют, 16 двоечников.
Собрался родительский комитет, обязал виновных
предстать пред ясные очи с дневниками. Выясняли и
договаривались, разбирались и обещали, хвалили и
пропесочивали. И так пять недель подряд.
Четверть закончили с двумя неуспевающими.
«Дети не всегда могут сами взять себя в
руки, – считает классная, – нужно им помогать!»
Сейчас в параллели три 11 класса, и
бывший «Г» на первом месте!
Знаете, так странно, когда педагог
хвалит, говорит «отличный мальчишка, во!» и
показывает большой палец, а мальчишка из пьющей
семьи, и сам пьет вино, две попытки суицида было,
ушел из школы после девятого класса, потому что
живет с бабушкой и работать нужно… «Зато он
чудесно играет на гитаре, – говорит классная,
–открыт для общения, и на него можно положиться.
Недавно его сняли с учета в милиции…»
Помогло классу и то, что школа с
эстетическим уклоном. Задействовали в работе
все, что только предлагалось: и компьютерные
классы, и кукольный театр, и музыку, и
драматическую студию.
Каждый четверг классный руководитель
с журналом в руках ждет родителей. Но прийти
можно не только с ребенкиными проблемами, но и со
своими личными, семейными трудностями. Просто
поговорить. Пожаловаться. Это именно душевное и
духовное общение.
Традиции класса живы все годы
обучения. В начале четверти планируются
мероприятия, выбирается помощник классного
руководителя, главный по столовой, ответственный
за цветы, за фонд класса. В конце четверти –
праздник.
Уже обговаривается выпускной бал.
Решили пригласить тех, кто учился рядом, все
непростые годы, но ушел из школы после 9-го класса.
Оно ведь все равно наши, правда?
Классная беспокоится, что несколько
человек в классе могут не сдать ЕГЭ, просто не
потянут. Зато двое мальчишек уже теперь отличные
шоферы, понимают в автомобилях все, отличные
ремонтники. Ну, поступят учиться не сейчас, а
после армии. Главное, у детей есть установка на
успешность, есть потребность быть хорошими
людьми.
…И корабль плывет… |