Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2004


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 5 (14) · Вкладка в «БШ» № 09 (117) · 1–15 мая 2004 года
СПЕЦВЫПУСК,
ПОСВЯЩЕННЫЙ МОСКОВСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАРАФОНУ

Весенний марафон

Ольга Громова

Как стать «классным»

Серьезные вещи на романтических облаках

Ради чего?

В светлом и гулком Паркетном зале свободных мест не было. Здесь первым мероприятием проходила встреча с Любовью Мироновной Асмоловой, еще недавно – известным директором школы (тогда она носила фамилию Плахова), а ныне – шеф-редактором газеты «Управление школой». Лекция называлась «Роль классного руководителя в организации образовательной среды школы».

Любовь Мироновна сопровождала свой совсем неофициальный доклад-беседу четкими и очень наглядными схемами, которые проектировались на большой экран. Но поскольку речь шла о вещах очень важных по-человечески – не только о работе, но и о душевном тепле и любви (а может, это и есть для классного руководителя главная работа?), то на экране в строгих схемах возникали время от времени романтические облачка, ромашки. Впрочем, вписаны в них были весьма серьезные вещи.

Невозможно, да и не нужно пересказывать все выступление.

Отметим лишь некоторые, очень важные для всех позиции.

Слитно или раздельно?

«Слово “вместе”, – говорила Любовь Мироновна, – может писаться как слитно, так и раздельно. Все зависит от того, что за ним стоит. Можно делать что-то “вместе”, общими усилиями, а можно – “в месте”, то есть всего только в одном месте».

А ведь и правда. В одном месте и даже занятые одним делом обязательно ли мы вместе? Если один руководит, а другие делают (готовят подобранные учителем роли, украшают класс «под руководством»…) – это еще не вместе. Вместе – это совместная деятельность, общий поиск, общие пробы и ошибки. Вот из этой совместной деятельности и возникает первый социальный опыт. А значит, планируя любое совместное дело в своем классе, классный руководитель должен ответить себе на три ключевых вопроса. Причем конкретно про «здесь и сейчас», а не общими словами.

· Ради чего мы затеваем это конкретное дело?

· На что оно должно быть направлено?

· Каким образом мы достигнем целей?

Не будем приводить те ответы, которые давала Любовь Мироновна, ведь главное – ответить самим.

Две среды

В любом образовательном учреждении существуют два поля – среда обитания и среда деятельности. Именно хорошую среду обитания ищут родители, отдавая ребенка в ту или иную школу, если у них есть выбор. И не всегда заботятся о среде деятельности. Заботясь только о комфортной среде обитания мы развиваем в детях лишь потребительство. Требуя от них деятельности по принуждению или для их выгоды мы воспитываем лишь нежелание что-либо делать, хотя потребность в деятельности заложена в нас от природы. Значит надо создавать такую среду, где потребность в деятельности и сама деятельность были бы направлены больше на других, чем на себя. Через созидание этой общей среды и происходит становление личности. То есть главная задача воспитательной работы – создание условий, способствующих обретению и оценке личного социального опыта. А все, так называемые, направления организационно-воспитательной работы – всего лишь технологии достижения этой главной цели.

Терпимость или терпеливость?

О проблеме воспитания толерантности можно говорить много. Важно определить для себя, что же мы вкладываем в это понятие.

По определению ЮНЕСКО «толерантность – это устойчивое принятие другого человека как иного». Обратим внимание – не всеобщая любовь, и даже не обязательно понимание. Но – ты иной и я принимаю тебя таким, каков ты есть. Это слово обычно переводят как терпимость.

А вот в словаре Даля русские понятия терпимость и терпение имеют разный оттенок. На это и обратила внимание слушателей Л.М.Асмолова.

Терпимость, по Далю, «что или кого терпят по милосердию, снисхождению». Синонимом же слова «терпеливость» у Даля является «великодушие».

А мы в школе всегда терпеливы, великодушны? И если нет, как мы научим этому детей? Уж точно не словами.

Разные миры внутри нас

Я вошла в аудиторию, когда все присутствующие, разделившись на пары, занимались странным делом: один держал навису тяжелый стул, а другой вроде бы развлекал его разговорами. На самом деле никто не сошел с ума. Просто здесь шел тренинг «Психотехника классного руководителя», который вел Дмитрий Георгиевич Сороков.

Участвовать в таком тренинге – непростая работа. Сам делаешь, сам думаешь да еще свои же ощущения, чувства, оценки вслух разбираешь. Впрочем, принуждения никакого не было. Кто хотел – говорил, кто не хотел – помалкивал или вовсе сидел в сторонке. Только тех оказалось немного. Большинство так или иначе включалось в работу.

О важных и сложных вещах говорили здесь просто и понятно. Не только потому, что Д.Г.Сороков это вообще великолепно умеет, но и потому, что все, попробованное на себе, прожитое и пережитое становится тем знанием, которое навсегда. Психологи говорят: «присвоение знаний». Что присвоено – не может быть непонятно или забыто.

А говорили о четырех мирах, в которых (кто – в одном, кто – во всех) существуют люди.

Инфантильный мир – для которого характерны жажда удовольствия, удовлетворение потребностей.

В реалистическом мире главное – достижение целей, деятельность, преодоление.

Мир ценностный – ориентирован на внутренние и внешние моральные установки, на оценку своих поступков с точки зрения своей и окружения. Главная позиция ценностного мира – проблема выбора.

Творческий мир – это мир поиска решений, подходов, понимания, восприятия с разных точек зрения.

Это был вовсе не теоретический разговор. Позиции разных миров проверяли на себе, их обсуждали, проецируя на свой класс и конкретные проблемы в нем. Мы искали варианты выхода из одной ситуации, пользуясь подходами, свойственными каждому из четырех миров. И, кажется, начинали понимать что-то про свой собственный внутренний мир. Потому что если не понимать себя, то каким же руководителем – ты будешь для детей?

«Классный» классный

«Как стать “классным” руководителем»?

Такое зазывное наименование получила эта встреча в программе. В конкурсе «Учитель года» есть такая номинация. И я, не любительница всяких конкурсов, шла в этот зал без особого энтузиазма. Сейчас будут рассказывать о том, как проводится конкурс, как к нему надо готовиться и какие златые горы сулит победа…

Вообще-то, почти так все и начиналось: история конкурса, условия, изменения требований. Ан нет! Не скучно. И не показуха вовсе. Вот они – член жюри и самые классные классные. И говорят не о победах и фанфарах, а о том, каков на самом деле этот ежедневный, почти бесплатный (ну нельзя же в самом деле назвать деньгами эту доплату «за кл. рук.») и почти бессрочный труд, о том, чем же очень хороший классный руководитель отличается от всех других. И оказывается, что план воспитательной работы в классе – не очередная ненавистная бумажка для начальства, а творческая работа, требующая, между прочим, досконального знания и своего класса и – ох! – сколько еще всего! А самый классный классный – тот, кто не просто всех своих детей любит и «пасет», но еще и владеет педагогическим мастерством, знает не только что, но и как надо делать в классе, чтобы тебя услышали, чтобы пошли не за тобой, а вместе с тобой.

Лучшее в работе финалистов этого года, как отметила координатор конкурса Светлана Валерьевна Суханова из Московского института открытого образования, было то, что они, работая с классом (с чужим!) в рамках конкурса, выступали не как конкурсанты, добивающиеся от детей своих целей, а как настоящие воспитатели, кажется, и забывшие, что они – на конкурсе. Они не за победу свою переживали, а за тех детей, что сидят перед ними сейчас. Пусть даже это «чужой» класс.

Как хочется думать, что все наши конкурсы среди педагогов разных жанров оцениваются по этим критериям…

Как бы то ни было, в этом зале мы увидели именно таких людей – Ольгу Вячеславовну Бабушкину и Олега Константиновича Ходаева.

Психолог и тьютор –
новые старые знакомые?

Еще два очень важных мероприятия было в программе этого дня. Психолог Марина Ростиславовна Битянова рассказывала о направлениях и формах сотрудничества классного руководителя и психолога. Не так все просто в этом, на первый взгляд, очевидном союзе.

А на мастер-класс по тьюторскому сопровождению школьников в работе классного руководителя, который вела доктор наук, ведущий научный сотрудник РАО Татьяна Михайловна Ковалева, многие пришли для того, чтобы разобраться с этим новым загадочным словом «тьютор». Многие, в том числе и мы, впервые услышали подробное и толковое объяснение целей, задач и методов этого направления работы.

Обе эти темы вызвали столько заинтересованных откликов и вопросов, оставшихся за рамками встреч, что мы решили не пересказывать в отчете выступления, а подготовить отдельные материалы на эту тему. Если же вы пришлете нам свои вопросы или мнения по этим проблемам, то материалы получатся еще интереснее.

 

«День классного руководителя был на Марафоне впервые. Сегодня все получилось. Мы, надеюсь, будем и дальше проводить такой день в рамках Марафона», – слова Артема Соловейчика на закрытии вызвали шквал аплодисментов. А это значит, мы еще не раз встретимся с лучшими классными руководителями, ибо все пришедшие на наш Марафон – лучшие, потому что им небезразлично, какие они. Аплодисменты лучшим!