Директорская папка
Юрий Канев
Основной информационный ресурс
Этот материал по праву встает именно в этот
номер, сделанный силами выпускников
Библиотечной школы. И хотя написан он самим Юрием
Викторовичем, сподвигла его на это выпускница
нашей первой библиотечной школы Ирина Коткина по
заданию редакции. Правда, она порывалась
вычеркнуть из текста похвалы себе, но мы не
согласились – не она же автор.
|
Юрий Викторович Канев
директор Ненецкой
школы-интерната
г. Нарьян-Мар, Ненецкий
автономный округ |
ГОВОРЯ о школьной библиотеке,
любой сторонний человек сразу почему-то
представляет банальную картину:
старушку-библиотекаря с утомленным взором из-за
очков, груды пыльных учебников и потертых
подшивок старых журналов. Плюс к тому – тесное
помещение, пропахшее клеем и макулатурой, обычно
не очень новая мебель и т.д. Так оно, возможно, и
есть во многих городах и весях нашего
необъятного Отечества. Но времена меняются – из
хранилища учебников школьная библиотека
превращается в основной информационный ресурс
школы, который свяжет учебное заведение с
огромным информационным пространством.
До 2001 года наша школьная библиотека
тоже мало отличалась от сотен ей подобных –
скромная площадь, потертая мебель, из техники –
только телевизор с видеомагнитофоном. Но нашей
библиотеке повезло – ею заведует Ирина
Валентиновна Коткина – молодая, энергичная,
предприимчивая, а главное – настойчивая в
достижении целей.
Цель была поставлена ясно: вывести
библиотеку на качественно новый уровень, сделав
из нее информационный центр-медиатеку. Более
двух лет понадобилось нам, чтобы решить эту
проблему. Сначала было несколько разгружено
помещение библиотеки – нашли место под
отдельное книгохранилище. В 2002 году библиотека (а
вернее – школа) вступила в Российскую
библиотечную ассоциацию.
Наша школа – это Ненецкая
школа-интернат (НШИ), так называемая адаптивная
школа. У нас учатся 300 детей – сироты и дети,
лишенные родительского попечения; дети
оленеводов, родители которых ведут кочевой образ
жизни; дети из национальных поселков, где нет
основной и средней школ. Они обучаются в классах
различной направленности.
В интернате ребята находятся целый
год, выезжая домой в тундру лишь на летние
каникулы, так что участие родителей в их
воспитании сводится к минимуму. Поэтому все
обучение, воспитание и подготовка детей к
сознательной взрослой жизни ложатся на
педагогов и других сотрудников НШИ.
Ненецкий автономный округ отдален от
центра России. Возможно, именно поэтому к началу
2002 года здесь уже были компьютеризированы все
городские, сельские и поселковые основные и
средние школы. По статистике ни один сельский
ученик не имеет в домашнем пользовании
компьютера, поэтому только школа может научить
ребят компьютерной грамотности. Медиатека, в
свою очередь, может дать своим пользователям азы информационной
грамотности. Это не только работа на
компьютере, но и умение найти, отобрать, оценить и
оптимально использовать информацию из различных
источников, в том числе из Интернета.
Поскольку на селе отсутствует
нормальная телефонная связь и, следовательно, у
сельских жителей нет возможности выхода в
Интернет, было решено попробовать реализовать
модель современной библиотеки-медиатеки на базе
НШИ, а потом, на нашем примере, организовывать
такие в остальных 14 сельских школах-интернатах
округа.
Для того, чтобы осуществить
задуманное, нам было необходимо:
собрать команду единомышленников;
разработать долговременную
программу действий;
найти средства для выполнения этой
программы.
Так родился проект под названием
«Медиатека как новый этап развития библиотеки
национальной школы-интерната Крайнего Севера
России». Над ним работала творческая группа, куда
вошли заместитель директора по науке – Надежда
Александровна Вострикова, я – директор школы и
заведующая библиотекой – Ирина Валентиновна
Коткина. Неоценимую помощь в работе над проектом,
его переводе на английский язык нам оказали
сотрудники филиала Фонда
Баренц-Евро-Арктического региона в Нарьян-Маре.
Рекомендательные письма в Секретариат Фонда
Баренц региона предоставили Окружной отдел
образования и редакция газеты «Библиотека в
школе».
Кратко о проекте.
Его цель: организация работы
медиатеки – информационного, досугового и
учебно-исследовательского центра школы.
Задачи создаваемой медиатеки:
– развитие информационной
грамотности участников образовательного
процесса;
– информационное обеспечение
учебно-воспитательной работы школы-интерната;
– внедрение новых информационных
технологий в учебный и воспитательный процесс
НШИ;
– подготовка учащихся к последующей
успешной адаптации в обществе.
С участниками юношеской секции на
конференции, посвященной ненецкой письменности.
Ю.В.Канев — второй справа, во втором ряду,
И.В.Коткина — крайняя слева
Ожидаемые результаты.
Для учащихся:
– Начальное звено. Первоначальные
знания о многообразии источников информации, в
т.ч. о компьютере и Интернете;
– Среднее звено. Формирование
умений работы с информацией в текстовом, видео-,
аудио-, графическом и символическом фотмате, ее
первичная обработка (сообщения, доклады);
– Старшее звено. Закрепление
навыков работы с информацией (поиск, отбор,
анализ и использование). Поиск в карточном и
электронном каталогах, сканирование,
ксерокопирование, работа в сети Интернет.
Создание собственного печатного продукта
(реферат, исследовательская работа).
Для педагогов:
– освоение компьютерной и
информационной грамотности с целью
использования информационных технологий в
педагогическом процессе;
– получение информации о передовых
методиках, обмен опытом с коллегами посредством
виртуального общения, участие в форумах,
телеконференциях;
– руководство
научно-исследовательской работой учащихся.
Для библиотеки и ее персонала:
– расширение возможностей библиотеки
в информационном обеспечении
учебно-воспитательного процесса;
– компьютеризация основных
библиотечных процессов, внедрение новых форм
работы с пользователями;
– изменение статуса школьной
библиотеки и, как следствие, повышение ее
престижа, профессиональный рост работников
библиотеки;
– апробация данной модели для
дальнейшего ее внедрения в библиотеки сельских
окружных школ-интернатов.
Грант из Норвегии составил четыре
тысячи долларов. Школа приняла на себя
обязательства по софинансированию. Давно уже
известно, что нищим и убогим не подают. Необходимо
изыскивать возможности для реализации своих
проектов, прежде всего, у себя. Следует также
доказать актуальность проекта, нужность его
именно в вашей школе, именно на данном отрезке
времени. Надо «заразить» потенциального
спонсора своей убежденностью и уверенностью в
успехе дела.
До обращения в Фонд Баренц региона мы
пытались контактировать с нашими нефтяными
компаниями. Или компании посчитали наши
обращения неубедительными, или мы плохо
продумали тактику работы с ними, но поддержки с
их стороны мы не нашли. Вдвойне было радостно
получить положительный ответ от иностранной
грантодающей организации. Упустим скучные
подробности тех формальностей, которые
сопровождали получение и расходование гранта.
Главное, средства на реализацию проекта были
получены. Сначала – 75 %, а после подробного отчета
– еще 25%.
Что мы имеем на сегодняшний день.
Библиотеку-медиатеку с отличным фондом на
различных носителях, сеть из 5 компьютеров с
выходом в Интернет, медиапроектор,
видеомагнитофон, телевизор, библиотечную
программу «Мини-ИРБИС», видеотеку, аудиотеку,
фонд сидиромов. Заменили и старенький телевизор
– весной 2002 г. команда педагогов НШИ заняла
второе место на конкурсе художественной
самодеятельности. В 2001/2002 учебном году удалось
поменять стулья, стеллажи, мягкую мебель:
библиотека приобрела новый, современный и
уверенный вид. Библиотека действительно сегодня
и информационный центр школы, и центр общения, и
место, где рождаются и живут новые идеи.
Но мало сменить, что называется
«начинку» библиотеки – при отсутствии знаний
вся эта современная техника будет лишь «красиво
стоять». Надо отдать должное – Ирина
Валентиновна с энтузиазмом взялась за учебу:
начав с Библиотечной школы «Первого сентября» в
2001 году, она затем закончила курсы пользователей
персональных компьютеров, прошла обучение в
Федерации Интернет-образования, освоила работу с
мультимедийным проектором.
Изменилась библиотека, но изменились
ли пользователи?
Дети первыми оценили
преобразования. Я уже отмечал, что контингент
школы необычен. Если домашние дети зачастую
имеют компьютеры, то наши в этом отношении
обделены. Теперь все больше времени они проводят
в библиотеке. Интересную картину можно наблюдать
там порой. Самые отпетые хулиганы смирно сидят за
компьютером в наушниках, занятые просмотром
диска «Классическая музыка» или «Энциклопедии
Кирилла и Мефодия». Теперь и доклады пишутся с
большим желанием, т.к. их можно набрать на
компьютере и получить в красивом печатном виде,
да еще блеснуть при этом разнообразием
источников. Прокат видеокассет, показ учебных
видеофильмов, внеклассные занятия с применением
пресловутых информационных технологий (создание
презентаций, использование дисков, ресурсов
Интернета) – это уже реальность. Выпускники,
проходящие Всероссийское тестирование,
оперативно получают результаты тестов по
Интернету. Нам остается догонять наших детей.
Педагоги. У нас сильный
педагогический коллектив, учителя с большим
опытом работы, с высокими квалификационными
категориями, создатели авторских программ. Но,
тем не менее, не все с восторгом приняли
нововведения. Многие педагоги уже имели
компьютеры у себя дома, но не все даже из них
умели с ними работать. Итак, нужна была первичная
подготовка.
С небольшим опозданием, на осенних каникулах, мы
смогли организовать курсы пользователей на базе
кабинета информатики. Частенько срабатывали
стереотипы мышления типа: «компьютер вреден для
здоровья», «Интернет – зло, сборище ненужной,
вредной информации». Чтобы преодолеть их в
библиотеке, с педагогами были проведены
специальные занятия с рассказом о проекте, о
новых формах ведения урока с использованием
различных информационных ресурсов и техники.
Если разложить по полочкам то
полезное, что может найти учитель в медиатеке,
получаем следующее:
– информация о новых поступлениях
литературы и АВД (аудио-видео документов);
– просмотр, оценка и выбор необходимой
литературы, медиасредств, интернет-ресурсов;
– помощь в разработке уроков,
сценариев, игр, проведении предметных недель;
– помощь в поиске и отборе информации
для написания рефератов, курсовых и дипломных
работ для педагогов-заочников и педагогов,
проходящих аттестацию;
– помощь педагогам, работающим над
созданием адаптированных и авторских учебных
программ.
– просмотр электронных версий
педагогических изданий.
Лично для меня, как для директора и
учителя истории, посещение библиотеки не только
производственная необходимость, но и хорошая
привычка.
И учеников ориентирую на всесторонний поиск
информации по моему предмету, грамотное
написание письменных работ. Хорошее подспорье в
подготовке к уроку – диски, полученные по
Федеральной программе: «История России. XX век»,
«От Берлина до Рейхстага», «Россия на рубеже
третьего тысячелетия», видеофильмы о разных
периодах истории нашей Родины. Весь урок звучит
по-новому, аудио- и видеоряд облегчают ученикам
восприятие материала, порой совсем не легкого.
Быть в курсе всего, что происходит в
школе, а, значит, и в школьной библиотеке – моя
прямая обязанность. Наша библиотека открыта для
общения, охотно делится своим опытом. Здесь были
проведены Коллегия Управления образования
Ненецкого округа, семинары школьных
библиотекарей, занятия для воспитателей и
учителей города. Библиотека школы приняла
участие во Всероссийском конкурсе школьных
библиотек «БиблиОбраз», дошла до финала. Работа,
представленная на конкурс – это рассказ о ходе
нашего проекта. Наше общее дело. Мы рады, что
работа получила должную оценку на таком высоком
уровне. Это дополнительный стимул для движения
вперед. Небольшой фильм, снятый специально для
конкурса, называется «Моя провинция – центр
Вселенной». В этом названии – наше стремление
быть в гуще событий, владеть информацией,
обеспечить нашим детям хороший жизненный багаж.
Одной из наших побед мы считаем
введение в штат библиотеки дополнительной
ставки. Мы подготовили необходимые документы,
обоснование, представили в цифрах результаты
работы по проекту. Окружная Администрация и
Управление образования посчитали эти доводы
убедительными и поддержали нас.
Каковы же наши планы на будущее? Мы
пришли к тому, чтобы приоритетным направлением
работы школы сделать внедрение информационных
технологий в образовательный процесс. Уже сейчас
мы начали работу над новой программой, которая
должна охватить всю школу. Эта работа
экспериментальная, и мы очень постараемся, чтобы
эксперимент был успешным.
Кто-то скажет – им просто повезло, деньги этим
ребятам упали с неба крупными пачками. Это не так.
Просто нам захотелось сделать жизнь наших
детей более интересной и насыщенной. Надо отдать
должное и нашим руководителям – Управлению
образования Ненецкого автономного округа –
многое из того, что сейчас имеется в библиотеке,
появилось благодаря их поддержке. Много еще
проблем – надо расширять помещения медиатеки,
увеличивать ее штат, но, думается, мы это сделаем.
И наша библиотека получит полное право гордо
именоваться информационным центром – надеюсь,
это дело недалекого будущего. |