Директорская папка
Разговор с директором
Школа-интернат – одно из самых трудных мест
работы в школьном мире, в котором вообще не
бывает легко. И хлопот у директора, кажется, вдвое
больше, чем в обычной школе. Кажется, до
библиотеки ли тут? Виктор Васильевич Саргин
видит библиотеку связующим звеном в схеме
«ученик–учитель».
– Виктор Васильевич, какой вы
видите школьную библиотеку в связи с
модернизацией образования?
– Перед современной школой стоят
сложные задачи. Модернизация, я бы сказал,
содержания образования должна сопровождаться
восстановлением единства обучения и воспитания,
формирования у учащихся потребностей в
самообразовании и получении ключевых
компетенций, необходимых для уверенного
вхождения во взрослую жизнь. Кроме того, перед
школой как социальным институтом стоит задача
сохранения, поддержания и развития единого
информационно-образовательного пространства.
Решение приведенных выше и многих
других задач возможно лишь при условии
мобилизации всех ресурсов образовательного
учреждения, в том числе и школьной библиотеки.
Снизилась активность учащихся в
получении знаний через чтение книг. Посещаемость
библиотек слабая, читальные залы пустуют. И
вопрос о воспитании и обучении молодого
человека, формировании его взглядов на
окружающий его мир и его место в нем надо
рассматривать и со стороны роли и деятельности
школьных библиотек. Пассивность работников
библиотек, их оторванность от
учителей-предметников никогда не даст
положительных результатов, если не будет
объединения усилий
«ученик–учитель–библиотекарь».
– Как вы считаете, в
школе-интернате библиотека должна вести учебную
функцию или досуговую?
– Библиотека в любой школе не
должна быть только пунктом приема-выдачи
литературы. Для приобщения ребят к чтению
необходимо вести всевозможную и учебную, и
досуговую работу через занятия в кружках,
классные и внеклассные мероприятия. Основное
внимание надо уделить младшим школьникам. Если в
них заложить любовь к чтению с начальной школы,
то и в дальнейшей учебе чтение будет играть
важную роль.
Любая модернизация образования не
должна принижать роль школьной библиотеки в
обучении и воспитании.
– Есть ли смысл ставить в
библиотеке компьютер? Если да, то должен ли быть
выход в Интернет?
– Для более быстрого и качественного
подбора необходимой литературы, для справок и
решения других вопросов библиотека должна иметь
компьютер, на котором вся информация может быть
доступна и для библиотекаря, и для ученика. Но
делать библиотеку компьютерной по аналогии с
классом информатики смысла нет. А вот класс
информатики должен быть включен в локальную сеть
и иметь выход в Интернет – это обязательно. И в
этом классе библиотека тоже должна пользоваться
информацией из Интернета.
Компьютер в настоящее время является
нужным техническим подспорьем в обучении только
для очень малого числа учащихся. Основная же
масса использует его для развлекательных целей.
– Нужно ли библиотеке собирать
видеоколлекцию?
– Телевидение, насыщенное
всевозможной информацией, кинопродукцией и
передачами, не отвечающими требованиям
воспитания и обучения молодежи, пагубно влияет
на становление молодого человека как гражданина
своей Родины. Нет обучающих программ,
воспитывающих фильмов. Художественные
телевизионные фильмы настраивают молодежь на
негативные проявления их поведения в обществе.
Видеоколлекцию в библиотеке собирать, хранить и
пользоваться ей необходимости нет. Это еще будет
и отвлекать библиотекаря от работы детей с
книгой. А вот методический кабинет, в котором
сконцентрированы все учебные видеоматериалы,
фонохрестоматии, аудиокассеты и DVD, может быть
филиалом библиотеки.
– Представьте себе: свалилась
куча денег, что бы вы хотели изменить в
библиотеке?
– Наша библиотека обладает
достаточным фондом учебной, художественной и
методической литературы и периодических
изданий, который постоянно пополняется. А вот
если бы свалилась «куча денег», то в библиотеке
хорошо бы установить домашний кинотеатр, чтобы
показывать действительно художественные фильмы,
как произведения искусства.
С Виктором Васильевичем
Саргиным
директором школы-интерната на ст. Вихоревка
Восточно-Сибирской железной дороги
беседовала Анна Глижинская |
|