Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Директорская папка

Разговор с директором

Школа-интернат – одно из самых трудных мест работы в школьном мире, в котором вообще не бывает легко. И хлопот у директора, кажется, вдвое больше, чем в обычной школе. Кажется, до библиотеки ли тут? Виктор Васильевич Саргин видит библиотеку связующим звеном в схеме «ученик–учитель».

– Виктор Васильевич, какой вы видите школьную библиотеку в связи с модернизацией образования?

– Перед современной школой стоят сложные задачи. Модернизация, я бы сказал, содержания образования должна сопровождаться восстановлением единства обучения и воспитания, формирования у учащихся потребностей в самообразовании и получении ключевых компетенций, необходимых для уверенного вхождения во взрослую жизнь. Кроме того, перед школой как социальным институтом стоит задача сохранения, поддержания и развития единого информационно-образовательного пространства.

Решение приведенных выше и многих других задач возможно лишь при условии мобилизации всех ресурсов образовательного учреждения, в том числе и школьной библиотеки.

Снизилась активность учащихся в получении знаний через чтение книг. Посещаемость библиотек слабая, читальные залы пустуют. И вопрос о воспитании и обучении молодого человека, формировании его взглядов на окружающий его мир и его место в нем надо рассматривать и со стороны роли и деятельности школьных библиотек. Пассивность работников библиотек, их оторванность от учителей-предметников никогда не даст положительных результатов, если не будет объединения усилий «ученик–учитель–библиотекарь».

– Как вы считаете, в школе-интернате библиотека должна вести учебную функцию или досуговую?

– Библиотека в любой школе не должна быть только пунктом приема-выдачи литературы. Для приобщения ребят к чтению необходимо вести всевозможную и учебную, и досуговую работу через занятия в кружках, классные и внеклассные мероприятия. Основное внимание надо уделить младшим школьникам. Если в них заложить любовь к чтению с начальной школы, то и в дальнейшей учебе чтение будет играть важную роль.

Любая модернизация образования не должна принижать роль школьной библиотеки в обучении и воспитании.

– Есть ли смысл ставить в библиотеке компьютер? Если да, то должен ли быть выход в Интернет?

– Для более быстрого и качественного подбора необходимой литературы, для справок и решения других вопросов библиотека должна иметь компьютер, на котором вся информация может быть доступна и для библиотекаря, и для ученика. Но делать библиотеку компьютерной по аналогии с классом информатики смысла нет. А вот класс информатики должен быть включен в локальную сеть и иметь выход в Интернет – это обязательно. И в этом классе библиотека тоже должна пользоваться информацией из Интернета.

Компьютер в настоящее время является нужным техническим подспорьем в обучении только для очень малого числа учащихся. Основная же масса использует его для развлекательных целей.

– Нужно ли библиотеке собирать видеоколлекцию?

– Телевидение, насыщенное всевозможной информацией, кинопродукцией и передачами, не отвечающими требованиям воспитания и обучения молодежи, пагубно влияет на становление молодого человека как гражданина своей Родины. Нет обучающих программ, воспитывающих фильмов. Художественные телевизионные фильмы настраивают молодежь на негативные проявления их поведения в обществе. Видеоколлекцию в библиотеке собирать, хранить и пользоваться ей необходимости нет. Это еще будет и отвлекать библиотекаря от работы детей с книгой. А вот методический кабинет, в котором сконцентрированы все учебные видеоматериалы, фонохрестоматии, аудиокассеты и DVD, может быть филиалом библиотеки.

– Представьте себе: свалилась куча денег, что бы вы хотели изменить в библиотеке?

– Наша библиотека обладает достаточным фондом учебной, художественной и методической литературы и периодических изданий, который постоянно пополняется. А вот если бы свалилась «куча денег», то в библиотеке хорошо бы установить домашний кинотеатр, чтобы показывать действительно художественные фильмы, как произведения искусства.

С Виктором Васильевичем Саргиным
директором школы-интерната на ст. Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги

беседовала Анна Глижинская