|
|||
Мальчишка лежал под одеялом и канючил: «Не хочу я слушать! Зачем ты мне все это читаешь? Устал!». Мама несмотря ни на что продолжала знакомить сына с героями книги Клауса Харерюпа «Маркус и Диана». На второй главе из-под одеяла высунулась голова и заинтересованные глаза и уши стали следить за дальнейшими событиями. Так изо дня в день, главу за главой мы сопереживали героям, но главное – возникло чувство единения мамы и сына. Конечно, трудно претендовать на какое-либо открытие в области методики руководства детским чтением. Простая, всем известная и забытая сегодня форма общения старшего поколения с младшим – чтение вслух. Это утверждение некоторые могут опровергнуть: «Да и сегодня – каждый родитель читает своему чаду!». Не все. Но многие читают, очевидно. А до какого возраста? Мои наблюдения подтверждают, что и в двенадцать мальчишеских лет любовный треугольник мама-ребенок-книга не должен быть разорван. Возможно, он должен преобразиться в многогранник, где каждое «ребрышко» – это счастье общения с новой книгой, это познание друг друга, это семейное житие-бытие. ВоплощениеДомашние читательские вечера дали толчок возрождению громких чтений на работе. А почему бы нет? Громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста. Они дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении. Особенности устной речи – экспрессия, интонация, – выделяют главное в тексте или то, что остается за текстом, и что в силу возрастных особенностей младшему школьнику трудно выявить самостоятельно, облегчают процесс восприятия. Во время чтения руководитель может сразу почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Эффективность же громких чтений повышается в том случае, если они проводятся регулярно. Что ж, вооружившись теорией, приступаем к практике. Выбрать произведение сложно. Во-первых, оно должно вызывать у детей эмоциональные переживания, во-вторых, стремление размышлять о прочитанном, в-третьих, что в условиях школьной библиотеки самое главное, это должна быть малая повествовательная форма – рассказ или маленькая повесть, делящаяся на небольшие главы, которые можно прочитать и успеть обсудить за ограниченное количество времени, в-четвертых, желательно (но совсем не обязательно) содержание выбранного произведения должно отражать стратегическое направление школы. Тогда и администрация будет довольна, и как ни банально звучит, есть, чем отчитаться – это тоже в библиотечной деятельности немаловажно. В условиях медико-экологического лицея № 28 г. Нижнего Новгорода идеальной книгой стала экологическая сказка Петра Алешковского «Рудл и Бурдл». Она представляет собой фантасмагорическое повествование, где появляется очень много героев, и каждый жалуется друг на друга. Лучше всего краткое содержание передает аннотация: «Два отважных странника Рудл и Бурдл из путешествующего Народца попадают в некую страну, терпящую экологическое бедствие, солнце и луна поменялись местами, и, как и полагается в сказке-мифе, даже Мудрый Ворон, наперсник и учитель Месяца, не знает выхода из создавшейся ситуации. Стране грозит гибель от недосыпания, горы болеют лихорадкой, лунарики истерией, летучие коровки не выдают сонного молока… Влюбленный Профессор, сбежавший из цивилизованного мира в дикую природу, сам того не подозревая, становится виновником обрушившихся на страну бедствий.» Рудл и Бурдл хотят выяснить, «кто виноват и что делать». Остальные герои делятся на две группы, первая – те, кто встречаются на Земле, вторая – выдуманные, сказочные, но наделенные признаками, характерными для живых земных существ. Ненавязчиво автор подводит читателя к глобальным, не побоюсь такого большого слова, темам для размышления. Как вам, например, такое «человек должен победить природу, на то он и человек!» или «научный эксперимент важнее всего!» П.Алешковский предлагает жизненно важные правила, которые становятся как бы эпиграфами к творческому общению с ребятами: – Нельзя начинать свой приход в чужую страну с плохого настроения; – Даже из самого сложного положения всегда есть какой-нибудь выход; – Надо выслушать мнение обеих сторон. Семнадцать глав – десять творческих встреч с ребятами. Каждый урок складывается из блоков: – «Чтение»; – «Беседа о прочитанном»; – «Творческие задания». Последовательность блоков варьируется, блок «Чтение» повторяется в начале и в конце занятия. «Беседа о прочитанном» – это ответы на вопросы, разбор непонятных слов, ведение сказочного словарика и «героической» таблицы, в которой заполняются пункты: имя героя; внешний портрет; внутренняя характеристика; фотография на память (рисунок героя). По очередности творческие задания делятся на литературные, изобразительные, социальные. Одни рассчитаны на индивидуальное выполнение, другие – на работу в группах. Конечно, часто задания переплетаются по форме исполнения и становятся смешанными. Групповая работа построена на постоянной смене членов команды, то есть группы не статичны, а на каждом последующем занятии преобразуются и делятся по предложенным схемам: цифрам, буквам, пазлам, цветам и т.д. Каждая команда должна выполнить задание и презентовать его перед зрителями. Индивидуальная работа выполняется по вариантам и направлена на создание окружающей литературно-развивающей среды, элементы которой используются на заключительном празднике и при создании презентационной версии отчета. Детские работы частично используются при выполнении дальнейших заданий и для накопления наглядного материала в методическом портфеле руководителя. Вот несколько примеров, которые дают представление о творческих заданиях: 1. Нарисуйте героя по литературному портрету (снопсиков, лунариков, коровок). 2. Изобразите пейзаж по описанию. 3. Предложите пункты конституции, которая будет регулировать отношения в сказочной стране. 4. Выберите пять предметов, которые бы вы взяли с собой на сказочный остров. Для коллективных работ ребятам предлагается продумать и сделать костюм Феи, затем придумать героине имя, сочинить рассказ по опорным словам, но с тем условием, что в рассказе столько предложений, сколько игроков. Все задания базируются на прочитанном материале. В ходе занятий младшие школьники получают опыт работы с текстом, формируют и высказывают свою точку зрения, проявляют себя каждый раз в «новой» команде. Всем участникам предоставляется возможность чтения по ролям, проявления бурной фантазии. ПраздникИтоги работы подводятся на празднике «чудесно-расчудесно по шарику, земле, острову, гулять», но построение встречи необычно. Громкие чтения прошли параллельно в двух четвертых классах, и заключительная игра построена на защите маленьких проектов – вспышек. Ребята обоих классов, перемешиваются в «творческий коктейль» и разбиваются в команды по пять человек. Для этого каждому участнику выдается цветная полоска с помощью которой образуется команда-джем (красный – смородина, зеленый – крыжовник и т.п.). После образования «джема», нужно угадывать главных героев книги по описанию. Чтобы поднять настроение необходимо три раза произнести «Рудл», «Бурдл». Попробуйте и вы произнести волшебные слова, уверяю, что улыбка вам обеспечена! Отправляясь в путешествие, надо выучить правила поведения в волшебной стране (см. эпиграфы), получить путевые листы, где предложены задания и сообщены критерии оценки (точность, лаконичность, число участников, артистичность, аккуратность). В пакетах следующие задания: – сделать Рудла и Бурдла, используя воздушные шарики, одежду, шнурки, цветную бумагу и т.п.; – составить сказочные рецепты блюд из молока, записать ингредиенты; – построить жилище снопсиков; – связать качели для лунариков; – сплести венок для Феи; – сделать коллаж ягодной поляны и другие. Праздник рассчитан на 1 час 20 минут, время распределяется следующим образом: 20 минут – введение (рассказ об авторе, деление по командам); 30 – выполнение проекта; 20 – мини презентации по 2 минуты на команду; 10 – подведение итогов, награждение, фотографирование. Произведение П.Алешковского не может претендовать на «высокий штиль» в детской литературе, попадаются слова –просторечия, сюжет несколько запутан и где-то не логичен… Но преимущества книги в том, что на протяжении всего чтения (напомним – и выяснения экологических проблем!) ребенку и взрослому предоставляется огромная возможность моделировать естественные природные ситуации, самостоятельно искать и находить варианты выхода из создавшихся проблем, ограничения человеческих действий в реальных земных условиях, находить пути общения с собеседниками разных убеждений, социальных уровней и образованности. Читаем для всехРодители, что сидели за столом в
библиотеке, вдруг стали безудержно смеяться. В
чем дело? Что же их так рассмешило? Оказывается, к
ним в руки (не случайно, конечно!) попала книга
«Классики», да не одна, а две: первая – проза,
вторая – поэзия современных писателей. Сколько
положительных эмоций закружилось в воздухе! От
большого к маленькому, от частного к общему, от
веселого к очень веселому – путь рождения новой
формы громких чтений. А если попробовать читать
поэтические «Классики» вслух на большую дет- Вот так забытая и «задвинутая» форма работы громкие чтения, действительно становиться громкой и нескучной. И дело вовсе не в памяти, а в подходе. Помните, все новое, хорошо забытое старое, только надо немножечко оживить творческими идеями традиционную форму, добавить детской активности и перед вами – нечто новое. Фото автора |