Наша школа
Наталья Маршева
Обыкновенные воробьи
Может быть,
еще не все потеряно.
У каждого из
нас свои трудности.
Наталья Абрамцева
|
Наталья Владимировна
Маршева
заведующая библиотекой школы-интерната для
глухих детей
г. Киров, Калужская обл. |
Мы, «школьницы», всего лишь
обыкновенные воробьи – голодные, замерзшие,
скандальные. «Может быть, пусть прилетают…», –
решили однажды в редакции.
И они ведь прилетели – со своими
вопросами, проблемами, надеждами, удачами,
разочарованиями, успехами, трудностями… Все – к
одной кормушке, где тепло и радостно, где все
вместе, где были приняты и обласканы.
И клевали, и подхватывали крупинки
опыта и зерна новых технологий. Беспокоились и
сомневались – переживем ли холодные времена,
сохранится ли кормушка, грозит ли унылое
одиночество? Чирикали – по делу и без дела, но
ведь не молчать же, ведь никто не услышит тогда,
что плохо нам, плохо. И уж так распушились, что
хозяева кормушки стали сомневаться в своей
нормальности. И все заметили, что как-то
по-другому жить стали: в голове – сплошная
невесомость, а вокруг робкие и застенчивые люди,
в чем-то похожие друг на друга, ожидающие чуда.
Я хочу поведать Вам о некоторых
чудесах, произошедших со мной в январские дни
наступившего года, когда меня пригласили в
Москву в Издательский дом «Первое сентября» на
2-й курс Библиотечной школы.
|
Беспокоились и сомневались –
переживем ли холодные времена, сохранится ли
кормушка, грозит ли унылое одиночество?
|
Признаюсь, что я хоть и
согласилась приехать на учебу, по большому счету
учиться особо не хотелось. Вероятно, сказывались
усталость и устоявшееся переутомление. Поэтому
ехала с огромным желанием отдохнуть в компании
приятных людей. Однако, программа обучения была
такой плотной и насыщенной, что об отдыхе
пришлось скоро забыть.
|
И клевали, и подхватывали
крупинки опыта и зерна новых технологий.
|
Полагаю, что в какие-то моменты
я была излишне откровенной и открытой, пожалуй,
даже несдержанной. Наверное, Рождество повлияло
на мое состояние. Отдаю себе отчет – насколько
важным был этот период в моей жизни. Искренне
признательна тем, кто был рядом со мной в момент
моего обновления, если хотите, перерождения, а
это, как известно, процесс не простой и довольно
болезненный.
Будучи на 1-м курсе в Библиотечной
школе, училась у писателя Вадима Левина слушать
слова…
И уж так распушились, что
хозяева кормушки стали сомневаться в своей
нормальности.
|
|
Господи! На все твоя воля… Но
почему меня не научили этому в школе, когда я была
ребенком? Сколько я пропустила, не поняла,
проморгала. Теперь понимаю – почему я плохая
школьница в моем понимании, почему никогда не
стремилась получить дополнительный документ об
образовании. Отличные оценки, красный диплом –
это не мои знания, это всего лишь цифры, цвет,
муляж, «кукла» и т.п. В марте 2001 г. в мою жизнь
вошла «школа».
Вспомнились слова Роберта
Рождественского:
Твердят:
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…
Я полюбила учиться. Мне всегда
хотелось получать удовольствие от учебы, а не от
обучения, которое присуще нашему образованию.
Нас и наших детей только и делают, что обучают так
и этак, по-разному и по-всякому. Да простят меня
организаторы 2-го курса БШ: в тот момент, когда
проявлялись типичные признаки традиционной
школы, я мгновенно реагировала на это весьма
нехарактерным поведением.
Тот 1-й курс Библиотечной школы стал
для меня многим. Это было радостное событие в
моей жизни. Подобную радость я испытывала, шагая
по асфальтированным дорожкам среди роз и
кипарисов по ночному Артеку, когда-то давно…
Моему взору открывались светящиеся окна
корпусов-«кораблей» у подножия Аю-Дага и
безграничная гладь Черного моря. И все вокруг
было легким, свежим, по-настоящему – сказочным.
|
Чирикали – по делу и без дела,
но ведь не молчать же, ведь никто не услышит
тогда, что плохо нам, плохо.
|
|
В первые дни 2-го курса наши
лица светились. Мы искренне радовались встрече
друг с другом: со многими были знакомы по
предыдущему курсу, по публикациям в газете
«Библиотека в школе», по переписке. Нам всем
хотелось поздравлять коллег с Новым годом, с
рождением внуков, с личными успехами, с новым
директором, со всем хорошим и добрым, что
произошло в нашей жизни. Нам хотелось общаться.
Мы и приехали, чтобы разговаривать, как равный
среди равных. Так не хватает зачастую такого
общения у себя на местах. А здесь в школе мои
коллеги – уставшие и одинокие Василисы
Прекрасные; скромные труженицы, обожающие свои
библиотеки; мамы и бабушки, выразительно
читающие слегка потрепанную книжку; удивительно
красивые женщины. О-о-о, как много дало мне это
общение – профессиональное и просто
человеческое.
Я ехала на 2-й курс с желанием узнать –
какое настроение у коллег? Все мы отлично знаем
дело и прекрасно понимаем необходимость перемен,
и в большинстве своем готовы к серьезным
изменениям, касающимся школьных библиотек. Но,
увы, пока их не чувствуем и не ощущаем. Показухе
же противимся. Не может быть «пира во время чумы».
Ни в коем случае не хочу обидеть участниц
конкурса «БиблиОбраз», среди которых есть и наши,
бибшкольницы. Они – молодцы! Своими
собственными средствами, силами и здоровьем они
в очередной раз показали, на что способна
библиотечная братия. И вроде проблемы конкретные
в очередной раз обозначили перед власть имущими.
Но вот уже полгода прошло после отзвучавших
фанфар, а «воз и ныне там». И задаемся мы вопросом:
«А нужен ли был приз?..»
Сложно определить: что сейчас важнее –
денежная премия или приобретение статуса? Лично
меня более обрадует второе. Далее положение
невесомости становится просто невыносимым. Мы же
– библиотекари – не отсутствуем и не завтра
готовимся открывать двери библиотек. Мы – здесь
и сейчас. А жизнь,
к сожалению, проходит. Хотелось бы прожить ее
достойно. И счастливыми мы должны быть не потом, а
сейчас. Все 49 500 человек – людей библиотечного
дела. А ведь это сила, если мы вместе.
Прозвучавший ранее призыв «Выпускники
всех школ, объединяйтесь!» стал во второй
Библиотечной школе действительностью. Сумевшие
приехать на 2-й курс были одним целым. И те, кто
отсутствовал по каким-либо причинам, тоже были с
нами: мы постоянно там или тут упоминали их имена,
отмечали успехи, интересовались их жизнью и
работой. Атмосферу, дух и настрой школы во многом
стал определять ход нашей жизни. Мы стали
понимать, что нам тесно в замкнутом пространстве,
и необходимо вырываться из него – будь то
участие в ассоциациях и профессиональных
объединениях, выход к общественности или связи с
социумом. Кто-то решил вступить в РБА, а кто-то –
учиться в аспирантуре, другие решили создать
местную организацию школьных библиотекарей, а
некоторые нашли новых спонсоров. Каждый смог
оценить свои возможности и найти им применение.
Были и те, кто решил уйти из школы. И это их право,
их путь.
Вот так-то…
А рядом слышу: «Ты говоришь о том, что
думаю я!», «Мы с тобой во многом похожи», «У меня
те же проблемы, что и у тебя».
– Господи! Я не одна!
И я впервые, радуюсь, что это
болезненное состояние озабоченности профессией
не только у меня. Чудеса, да и только – я ведь не
одна и не «белая ворона», а такая же, как все. И
было очевидно, что «болит» у всех.
А значит надо лечиться? И мы пытаемся –
нашими разговорами после уроков в коридорах и на
лестницах Издательского дома, душевными
беседами на прогулках и в гостинице,
размышлениями в метро, ночными раздумьями.
Проезжаем станции и блуждаем в подземных
переходах, гуляем по заснеженной Москве, ставим
свечу в храме… «Господи! Помилуй!» И вдруг
слышу… колокольный звон. Права Люда – я есть! Я
живу, дышу, хожу, думаю. Я – есть! Но что-то в
моей жизни не так.
А чудеса продолжаются. Ольга Николаевна
рассказывает про книжку и произносит: «Если
болит одна нога, у вас проблемы с мужчиной, другая
– с женщиной, а если обе – вы идете не тем путем».
Бог ты мой, где же он тот путь? Не за этим ли я и
приехала сюда, чтобы найти его?
Вот тут-то передо мной и открываются
пути – только выбирай. Так, например, работают
коллеги в школах России и за рубежом. А это
библиотека им. А.П.Гайдара и им. М.И.Рудомино.
Знакомься – это «Школа самоопределения». Боюсь
что-то просмотреть – фотографирую, чтобы не
забыть, примечаю, записываю. А чудеса
продолжаются: оказывается завучем «Школы
самоопределения», которой руководит известный
на всю страну А.Н.Тубельский, работает моя
землячка – Г.А.Бирюкова. Правду говорят: «Земля
круглая». Выпускники Кировской средней школы № 3
– по всей стране. И я восклицаю: «Мы есть!» И то,
что происходит вокруг – это ведь мы делаем, мы
участвуем, мы совершаем, не кто-то, а именно мы.
«Мы вместе» – это не только название серии
книг, подаренных нашим библиотекам. Эти два слова
стали лейтмотивом 2-го курса Библиотечной школы.
Мы вместе искали ответы на мучающие нас вопросы,
мы проектировали и разрабатывали программы
чтения, писали эссе и составляли презентации,
читали журналы и знакомились с новинками,
разбирали «книжный шкаф». Мы были вместе – и от
этого ощущали себя счастливыми.
А потом обменивались подарками,
крутили «ленту времени» и каждый попытался
определить – чем же для него стала Библиотечная
школа? Кто-то увидел в ней свет, а кому-то она
стала подарком, кто-то обрел свободу и парил в
высоком полете. В меня Библиотечная школа
вдохнула что-то свежее и чистое, такое
непосредственное, но очень нужное мне. Порой это
сравнивают с глотком родниковой воды или
дуновением легкого ветерка… Идеи, взятые в
школе, пробуждают вдохновение и побуждают к
творчеству. Создается впечатление, что ты всегда
стоишь на пороге больших открытий. И не только
мира, людей, книг… Но и себя.
К сожалению, в своей жизни я часто
робела и стеснялась, а зачастую даже боялась
что-то сделать и сказать не так. Увидев впервые на
страницах газеты «Библиотека в школе» свою
фамилию, попросту – оторопела, а газету спрятала
подальше. А редакция почему-то продолжала
печатать мои заметки. Не скрою – мне хотелось
немного помочь тем, кто испытывает какие-то
трудности в работе, конкретными наработками.
Да простят меня все те, кто принял написанное за
обязательное. Свои пути мы выбираем сами. И выбор
делать вам. Опубликованное в газете в свое время
мне чем-то помогло. А сейчас я ищу новые пути и
продолжаю открывать новые имена. и себя. |