Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №10/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 10 (46) · Вкладка в «БШ» № 10 (118) · 16–31 мая 2004 года

Час тихого чтения

Татьяна Рудишина

Может ли школьная библиотека быть привлекательной?

О книге «Привлекательная библиотека,
или Что может реклама»

Практическое пособие С.Г.Матлиной «Привлекательная библиотека, или Что может реклама», появившись в 1997 году, стало событием в профессиональном библиотечном сообществе. Потребовалось второе, дополнительное издание, которое было осуществлено в 2000 году. На него, в первую очередь, обратили внимание работники публичных библиотек: о них и для них оно писалось. Однако, за последние годы школьные библиотеки очень изменились, и не столько внешне, сколько – по самоидентификации. Не случайно, темы, предложенные Славой Григорьевной слушателям второго курса Библиотечной школы, формулировались: «Место школьной библиотеки в библиотечном и местном сообществах» и «Школьная библиотека как открытая система. Принцип распахнутого пространства». Так что «Привлекательная библиотека» имеет непосредственное отношение и к школьным библиотекам. Пособие поможет вам ответить на вопросы: Нужна ли реклама в школьной библиотеке? Как сделать школьную библиотеку привлекательной? А вы попытайтесь ответить на вопрос, возможна ли публичность в школьной библиотеке, и в чем она будет выражаться?

Сообщения для прессы (пресс-релизы)

(фрагмент главы «От почтового дилижанса
до массмедиа» из книги С.Матлиной)

Чтобы регулярно распространять в прессе сведения о наиболее интересных событиях библиотечной жизни, совсем не обязательно писать статью в местную газету или готовить репортаж на радио или ТВ. Следует научиться составлять достаточно краткий и емкий материал о событии или факте в форме так называемого пресс-релиза, который передают или пересылают в местные средства массовой информации (СМИ). Дело это требует особого внимания, ведь регулярно поставляя в СМИ добротный материал, мы получаем шанс бесплатно размещать его на полосе или в эфире.

Профессиональные рекламисты выделяют несколько особенностей пресс-релиза. Его предпочтительнее выстраивать по типу перевернутой «информационной пирамиды», когда самые ценные сведения излагаются в первую очередь. Делают акцент на новизну и достоверность описываемого события. По возможности лаконично сообщают о причинах, мотивах, побудивших библиотеку, допустим, провести вечер отдыха для инвалидов или юбилей старейшего сотрудника. При этом важно точно указать главных участников события, имена, отчества и фамилии партнеров библиотеки, спонсоров, число присутствовавших. На журналистском жаргоне такого рода сведения – цифры, факты, потенциально интересные читателям детали – именуют «фактурой». Библиотекарю важно научиться отбирать их, отбрасывая все лишнее. Стилистические изыски в тексте не обязательны, так же же как и «ударный» абзац-концовка, которым обычно мы завершаем печатный текст. Эта работа входит в задачи журналиста.

Чаще всего пресс-релизы печатают на бланке библиотеки, где указаны ее адрес, номер телефона и(или) факса. При необходимости дополняют эти сведения номером телефона сотрудника, готовившего материал, приводят его фамилию, имя и отчество. Нередко пресс-релиз сопровождает иллюстративный материал: фотографии выставки, участников литературного вечера или работников библиотеки, занявших призовые места на профессиональном конкурсе, который стал предметом сообщения для прессы. Прилагают также пригласительный билет или афишу. Когда возникает необходимость оперативно опубликовать то или иное сообщение, ставят условный знак типа «немедленно».

Оформляя сообщение для прессы, стараются оставлять широкие поля, увеличивать интервалы в тексте: так удобнее для журналиста, который неизбежно будет править текст. Желательно заранее обговорить с ним заголовок материала.