|
|||
Нынешняя зима не баловала нас солнечными лучами. Небо было серым. Погода … всякой. И радости от настоящего зимнего морозца как-то испытать не пришлось. Но, не поверите, в день завершения моей работы над книжной выставкой-отчетом о январской поездке на «Библиотечную школу» природа была щедрой – и солнце ярко светило, и морозец ударил, и снежок хрустел под ногами, и облака белые-белые украсили голубизну небес. Подумалось: «Все к лучшему». Во что и верую. На что надеюсь. Идея выставки принадлежала моей однокашнице по БШ-1 – Галине Разуваловой. Спасибо ей! Это она тогда, в 2001-м году, хотела таким образом рассказать коллегам и ребяткам о московском путешествии. Поделилась со мной. А мне идея понравилась. Собираясь на второй курс БШ, запаслась не только ручкой и тетрадью, но и фотоаппаратом. Кстати, на втором курсе уже фотографировали чаще и больше записывали на диктофон. Казалось бы – мелочь. Но, действительно, очень полезная и по-настоящему выигрышная. Рассказывать и объяснять с помощью фотографий – проще и интереснее. Именно они привлекли наибольшее внимание читателей к моей выставке. – Это Вы? – спрашивали девчонки и мальчишки. – А это кто? – Школьные библиотекари. И я рассказывала им о моих каникулах в Москве и о том, как учились школьные библиотекари; о том, что я хотела узнать и что узнала; о тех, кто был рядом со мной и кто помогал мне учиться. Фрагмент книжной выставки «Мои каникулы в Москве, или школьные библиотекари учатся. Дела библиотечные». Январь 2004 г. Тучи скопившихся проблем начинали расступаться перед скромными маленькими лучиками надежды восходящего над стеллажами солнышка. Меткие фразы моих однокурсников – школьных библиотекарей, впервые самостоятельно набранные мною на компьютере, нашли свое место на незамысловатых облачках, украсивших предполагаемый небесный простор. Ничто из этого не претендовало на оценки. Они просто, кажется, были нужны здесь и сейчас. Верилось (очень верилось) – облачко не проплывет мимо: оно будет замечено, мысль прочитана, осознана, кем-то принята, кем-то отвергнута. Например, библиотекарей школ города очень озадачил тезис следующего содержания: «Библиотека в школе – центр идей, творчества и вдохновения». Большинство сокрушались о нынешнем положении библиотек в школах России, плакались о состоянии библиотечных фондов, жаловались на притязания со стороны администраций, возмущались категоричностью: «Так уж и центр?» Моими контраргументами в этом довольно непростом разговоре были публикации из газеты «Библиотека в школе». Приходилось слышать: «Им там в Москве хорошо…» И я рассказывала как «хорошо» Ольге Николаевне Степаньковой из Краснодарского края, Ирине Владимировне Ключко из Ставрополья, Галине Александровне Барановой из Твери, Галине Прокопьевне Разуваловой из Красноярска – библиотечным работникам из школ российской глубинки. А вывод напрашивался сам собой – трудности есть у всех, но каждая из нас, выпускниц Библиотечной школы, подходит к ним как-то по-особенному, иначе, чем все остальные. Оттого и представляется наша жизнь и работа более успешной, чем у других. Выставку эту трудно было бы сделать в одиночку. Сегодня я представила ее себе такой благодаря дружескому единению тех, кто щедро делился своими мыслями и идеями в БШ на первом и втором курсах. Через документы, полученные в дар от редакции и представленные на выставке, читатели имели возможность узнать: – Что такое «Библиотечная школа»? – (программа курса и другие странички из презентации БШ, основу которой мы разрабатывали в Москве); – Кто организаторы БШ? – (буклеты издательского дома «Первое сентября», газеты издательского дома «Первое сентября»; две части специальной летней программы вкладки «Издательский дом», «Газеты с доставкой на дом»); – Какая я ученица? – (мои публикации в газете «Библиотека в школе»; сертификат; тетрадь писем-треугольничков от коллег с отзывами о моих работах; синквейн). Мне думается, что предложенные на выставке материалы довольно полно и объективно ответили на заданные вопросы. Следующие же разделы выставки – «Кое-что о “Школе самоопределения”» и «Что такое РКМЧП?» – вопросы только ставили. Ответы на них мой уважаемый посетитель должен был искать самостоятельно. Публикации газет «Первое сентября», «Библиотека в школе», книги, журналы, брошюры, приобретенные в «Школе самоопределения», лишь частично познакомили наших педагогов с работой коллектива под руководством А.Н.Тубельского. Уверена, появилась некоторая заинтересованность. Надеюсь на дальнейшее развитие нашей школы, коллектив которой стремится к инновационным процессам, внимательно отслеживает педагогические новинки, старательно преломляет их с учетом специфики нашего учреждения. Чему нужно учить ребят? Зачем работает учитель? Эти вопросы волнуют все педагогическое сообщество. Периодически возвращаться к ним полезно. А вот ответы находить в соответствии с требованиями времени и сложившимися условиями. Что значит РКМЧП? Для многих пока этот буквенный подбор остается шифром с многочисленными знаками вопроса. Мы – ученики БШ – считаем себя счастливыми людьми, идущими в ногу с сегодняшним днем, поскольку имели возможность прикоснуться к этому «ЧП». В аннотации к книге «Учим детей мыслить критически»* подчеркивается: «Впервые в отечественном практическом образовании предлагаются методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы». Книга предназначена творчески работающим учителям. Радуюсь, что есть такие и у нас. Уверена, что методика сегодня востребована. А от меня зависит во многом, в чьи руки следует передать эту книгу, кому рассказать о приемах этой методики, кого озадачить новой технологией. Читальный зал школы-интерната г. Кирова Калужской обл. Январь 2004 г. Приглашенные в наш читальный зал библиотекари других школ с интересом и нескрываемой завистью перелистывали новинки профессиональной литературы, представленные в разделе «Дела библиотечные». План по принципу, предложенному О.Н.Степаньковой, (см. «БШ» № 3–2004, с. 8) лаконично дополнил мою выставку – я, как библиотечный работник, предлагаю свои услуги. В графе «дата» напротив некоторых мероприятий сразу появились конкретные дни. Порадовало, что план не остался незамеченным. Только вот убедить и учителей, и библиотекарей в необходимости скорейшего осуществления замысла создания медиацентра в школе так и не удалось. Полагаю, если бы дополнением к предложенной выставке стал компьютер, и была бы возможность продемонстрировать хотя бы некоторые его возможности, как то презентация или информационный поиск, то и результат был бы иным. В очередной раз было обидно за нас, нашу отсталость и некоторую материальную ущербность. Спасают в такой момент, пожалуй, уроки Галины Михайловны Коскиной. Напористости, стойкости, усердию, контактности и ловкости этой замечательной женщины мы в БШ только удивлялись, скрупулезно изучая изящно оформленные рекомендательные списки литературы, плакаты, памятки и другие материалы ее библиотеки. Сегодня мы с нетерпением ждем маленьких советов от мудрой и опытной коллеги. Каждый, кому я рассказываю и показываю некоторые варианты применения вполне доступных и довольно простых вещей в нашей жизни и повседневной работе, не перестают удивляться гениальности идей. Приятным сюрпризом для всех на книжной выставке «Мои каникулы в Москве» стали книги, полученные в дар. Очень украсили их подсказка Светланы Владимировны Сироткиной – подаренную книгу украсить сувенирным бантом и дарственные надписи от Ольги Николаевны Мяэотс (переводчика и одной из «мам» серии «Мы вместе»); заметки читателей Татьяны Валерьевны Рудишиной и Нины Евгеньевны Колосковой; вопросы по содержанию и для обсуждения; удивительные закладки «с грузом», предложенные Юлией Николаевной Фроловой (мы писали о них в «БШ» № 4–2004, с. 17). Все это способствовало быстрому исчезновению подаренных книг с выставочных полок. Параллельно детская библиотека «Домовенок», с которой мы поддерживаем деловые контакты и дружеские отношения, начала работу с детьми из общеобразовательных школ города. Таким образом мы запустили новый совместный проект чтения, о результатах которого предполагаем узнать в 2005 г., когда наша школа-интернат будет отмечать свое пятидесятилетие. Очень порадовало всех, что в разделе книжной выставки «Что предлагает издательство “Просвещение”?» кроме каталогов и рекламных проспектов в наличии была методическая литература, приобретенная в магазине, куда нас любезно пригласили и доставили организаторы совещания «Просвещение – образование для будущего». К счастью, администрация нашей школы приветствует приобретение литературы. И эти московские каникулы не стали исключением – фонд библиотеки пополнен нужной, полезной и интересной литературой. На сегодняшний день она уже вся в работе. А потом в воздушном пространстве библиотеки начали возникать разноцветные шарики – вопросы и запросы читателей. Учитель изо расспрашивала о выставке «Окно в мир» и конкурсе «Альтернативная елка»; учителя биологии и географии – о приемах работы с научно-познавательными текстами; начальных классов – о незнакомом журнале «Детское чтение для сердца и разума»; литераторы – о книжных новинках; воспитатели спешили взять книги в группы для коллективного чтения; заместитель директора по научно-методической работе – школьные газеты из разных городов, любезно подаренные нам Татьяной Владимировной Пантюховой, Еленой Ивановной Коптяевой, Галиной Александровной Барановой и Галиной Александровной Бирюковой; а психолог интересовалась моим настроением. И хотя каждый ограничивался лишь кругом своих интересов и потребностей, это было вообщем-то объяснимо и вполне закономерно. Но мне думается, что такой подход притормаживает развитие. И даже птицы были на этой книжной выставке. Нет – не сказочный Феникс, о котором читала Людмила Евгеньевна Воронова, так любимая всеми в БШ, а филины, которые всегда сопровождают книжные выставки в нашей библиотеке. Обычно в грамотах, которые они поддерживают своими крыльями, написаны словарные слова, трудные для понимания глухими детьми. В этот раз это было место для сообщений «Хочу узнать о …», «Хочу прочитать …». Фон на заднем плане выставки мне удалось изменить за счет остатков от рулонов обоев. На них удобно крепить английскими булавками газетные вырезки и листы, а для крепления фотографий использован пенопласт (из-под упаковки для телевизора), солнечный полукруг – тоже из пенопласта. Если Вы сейчас улыбнулись, мне приятно. Если еще кто-то взглянет на эту выставку и улыбнется, вспомнив БШ, моя радость удвоится. Будет больше радости – в мире станет меньше тревог! H Фото автора ________________ * Загашев И. О. Учим детей мыслить критически // И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд. – СПб.: Скифия, Альянс-Дельта, Речь, 2003. – 192 с. – (Современное образование). |