Картотека
опыта
Светлана Сироткина
О разном и о прочем
Лучшее место для игр с классом – библиотека
|
Светлана Владимировна
Сироткина
заведующая библиотекой
школы №13
г. Оленегорск-8, Мурманская область |
Классный руководитель и библиотекарь –
классический дуэт в школе. А что реально может
предложить библиотекарь в помощь классному
руководителю? Вот, например, схему организации
любой «книжной» игры и еще разное и прочее…
Поговорим? О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
Что-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим, вдруг будет интересно.
Участники игры
– Библиотекари,
– Учителя,
– Родители,
– Читатели – школьники
(индивидуальное участие, групповое).
Формы массового руководства чтением
Книжные выставки.
Беседы.
Устные журналы.
Громкое чтение.
Обзоры.
Обсуждение книг.
Литературные вечера.
Циклы чтений.
Конференции.
Игра-конкурс.
Игра-конкурс состоит
из следующих этапов
Беседа.
Обзор.
Громкое чтение.
Книжная выставка.
Викторина.
Выставка:
– поделок,
– рисунков,
– рукописных книг.
Что развивает
Важные психологические свойства,
которые лежат в основе восприятия литературного
произведения – эмоциональная сфера, мышление,
воображение.
Что формирует
Формирует творческую, культурную,
самостоятельную деятельность детей средствами
книги.
Формируются читательские знания,
умения, навыки.
Познавательные интересы, стремление
учащихся расширять и пополнять знания.
В ходе игр...
Происходит социализация личности.
Появляется возможность
самореализации детей с обычными рядовыми
способностями.
Родители учатся общению с детьми
через книгу; через опыт совместного чтения.
Происходит «создание» читателя. Не
пользователя, а именно читателя.
Педагогическое воздействие игровых
методик
Игра – особый вид деятельности. В
нашей генной программе заложена потребность в
игре.
В игре упражняясь – мы развиваемся.
Игра включает несколько видов
деятельности.
Игра – самый демократичный вид
деятельности.
Игра – это:
– фактор развития ребенка,
– способ приобщения ребенка к миру
культуры,
– щадящая форма обучения ребенка
жизненноважным умениям,
– профессионально изящная форма
социально-психологического тренинга,
– способ педагогической помощи
ребенку в разрешении жизненных проблем,
– один из способов подарить ребенку
моменты проживания радости,
– способ диагностики ребенка.
Литературные игры
Ролевые игры – перевоплощение
читателя в литературного героя, создание «мира»
книги.
Интеллектуальные игры – в их
основе процесс «разгадывания» книги, автора,
героев.
Этапы участия ребенка
в конкурсе
I. Подготовка
1. Знакомство с темой (беседа в классе).
2. Выбор индивидуального
(коллективного участия).
3. Консультация библиотекаря.
4. Получение задания.
5. Определение имеющегося и
необходимого для участия в конкурсе.
6. Сбор интересующей информации
(соответствующей творческой работе).
7. Уточнение информации, консультация.
II. Выполнение задания
1. Нахождение вариантов выполнения.
2. Сравнение, выбор наилучшего
варианта.
3. Выбор технологии выполнения задания.
4. Подбор материалов.
5. Консультация.
6. Изготовление отдельных деталей.
III. Заключительный этап
1. Оформление задания
2. Самоанализ
3. Реклама
4. Защита работы
Порядок подготовки любого мероприятия
1. Выбор темы (принцип выбора).
2. Подбор материала.
3. Оформление выставок.
4. Списки книг.
5. Составление вопросов.
6. Беседы:
– с детьми,
– с учителями,
– с родителями.
7. Консультации.
Используется весь книжный фонд:
– справочная литература,
– научно-познавательная,
– художественная,
– периодика.
Этапы проведения конкурса
Включение в конкурс возможно на любом
этапе.
– награждение всех участников,
– приказ по школе.
Итог
Главная педагогическая функция –
донести до ребенка хорошую книгу, помочь ему
понять и прочувствовать ее. Доказано, что вкус к
хорошей литературе, в отличие от других средств
массовой информации, стимулирует работу
сознания. И наоборот, если ребенок прекращает
читать настоящую литературу, он перестает
нормально мыслить. ШБ, к счастью, сохранили
традиции воспитания у детей культуры чтения,
формирования читательских вкусов, навыков
работы с книгой.
Мы играли в школе
1999–2000 учебный год.
I. Разные несуразные происшествия.
II. Странные великаны, колдуны, людоеды.
III. Необыкновенные путешествия.
IV. Миллион приключений. Принцы и
принцессы.
2000–2001. Через волшебный лес к…
Сказочная азбука.
2001–2002. Год мировых цивилизаций
– Весь мир музей (ЧУИ1
– 2001. – № 1).
Архитектура.
Картинная галерея.
Путешествие по странам.
Чудеса света.
I. Природа (поделки из природного
материала).
II. искусство (Энциклопедия художника –
использ. учителем, помощь родителей).
III. история (От клинка и штыка до
могучих ракет. – ЧУИ. – 2000. – № 1).
IV. литература (Веселый день с
Михалковым. – ЧУИ. – 1998. – № 8).
2003–2004. Моя страна – Россия
Как все начиналось (обзор, история).
Поэтическая Россия (громкое чтение).
О славе и гордости земли русской
(викторина «От кольчуги до мундира»).
Подведение итогов. Защита творческих
работ (открытие, книги, макеты, сочинения).
________________
1 Читаем, учимся,
играем. |