Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Дальние страны

Роза Муменбаева

Американский опыт –
в библиотеки Казахстана

Роза Ахметовна Муменбаева
зав. библиотекой
лингвистической гимназии № 15

г.Алма-Ата, Казахстан

В 2002 году моя коллега и подруга Майра Тунгатарова получила грант на обучение в магистратуре по программе Muskie Freedom Support Act, организованной Государственным департаментом США. Это программа одно-и двухгодичная. Майра училась в аспирантуре Иллинойского университета и одновременно прошла стажировку в Мортенсон центре при Иллинойском университете. По окончании учебы она стажировалась в Библиотеке Конгресса США. И, конечно, вернулась домой полная впечатлений и желания применить приобретенный опыт в работе казахстанских библиотек.

Меня, как школьного библиотекаря, больше всего интересовали американские школьные библиотеки. И я стала задавать вопросы. Так сложился этот материал.

– В чем отличие американских школьных библиотек от наших?

– Больше всего удивляет, что государственные школы – это школы, доступные любым детям (незрячим, глухим, страдающим болезнью Дауна или ДЦП). Они просто имеют отдельные классы. В США дается равная возможность любому ребенку в получении среднего образования.

Немаловажно, что школьная библиотека – это информационно-ресурсный центр школы. Библиотека не занимается выдачей учебников: это дело администрации и уполномоченного сотрудника.

Дети в течение года работают над различными самостоятельными учебными проектами, и долг каждого учителя совместно с библиотекарем – научить детей вести поиск в Интернете, пользоваться поисковыми системами, а также использовать полнотекстовые базы данных, на которые подписывается библиотека.

Работа учащихся в библиотеке – это неотъемлемая часть в выполнении домашней работы, поэтому она постоянно стимулируется и влияет на успеваемость учащихся. К мнению и оценке библиотекаря прислушиваются учителя. Не зря на презентациях ученических работ постоянно присутствуют библиотекари.

Стоит отметить, что основы информационной культуры закладываются именно в школе.

– А в чем особенности работы детских библиотек? Не дублируют ли они работу школьных?

– В США нет понятия «детские библиотеки». Есть публичные или, как их называют многие американцы, семейные библиотеки. Там для каждого члена семьи найдется много интересного. Безусловно, существуют детские отделы со специальной удобной мебелью, которые служат местом для познавательной деятельности и развлечений. В то время, как взрослые заняты поиском литературы в отделе для взрослых, дети учатся самостоятельно выбирать книги или же слушают разные истории, которые рассказывают работники библиотеки. Иногда это происходит вечером, перед сном, и тогда дети приезжают в библиотеку в пижамах.

Чтение в США поощряется в любом виде. Существует даже программа по приобщению к чтению самых маленьких граждан. Новорожденному в качестве презента присылают его первую книгу и слюнявчик с надписью «Я люблю чтение», а его маме – пособие по уходу и воспитанию ребенка. В детских отделах библиотек существуют услуги по телефону: с малышом могут поговорить, прочитать сказку перед сном.

– Я долго работала в отделе искусств. Как в этом направлении работают библиотеки в США?

– Залы искусств – это особые залы в публичных библиотеках. Они не только оснащены новейшей аппаратурой по прослушиванию музыкальных произведений, но и имеют звукозаписывающие студии, где каждый человек может записать новую песню на компакт-диск, где есть репетиционные залы для занятий – игры на фортепиано, скрипке и т.д.

– Какие категории читателей удивили тебя более всего?

– Мне посчастливилось побывать в местах, где живут алиши. Это – люди, бежавшие в США из Европы в ХVII в. из-за преследований своей веры и создавшие свой особый мир, отказавшись от всех современных удобств (электричества, газа и средств коммуникаций). В их библиотеках нет элементарных средств безопасности, препятствующих краже книг. Все основано на честности. Это не просто центры культуры алишей, но настоящие школы мастерства по рукоделию и различным ремеслам.

– Что более всего тебя заинтересовало в Мортенсон центре?

– Мортенсон центр – это настоящая творческая лаборатория для библиотекарей всего мира. Здесь три основных направления. Это – информационные технологии, фандрайзинг и проблемы интеллектуальной свободы, доступа к информации.

Этот центр организовывает различные программы (годичные, краткосрочные, проведение лекций и т.д.). Программы позволяют стажерам познакомиться не только с работой библиотек США, но и с работой вендоров1 и учреждений, поддерживающих библиотеки. Помимо этого они предлагают обширную культурную программу.

– Чем ты занималась в Библиотеке Конгресса?

– Я работала в виртуальной справочной службе (Question Point) – www.Ioc.gov.com эта служба была основана Библиотекой Конгресса и OCLC (Online Computer Library Center) библиотекарями для библиотекарей. Читатели могут с любой точки земного шара задать тот или иной вопрос и в течение 5 дней получить полноценный ответ. Служба бесплатная. Если же Библиотека Конгресса не может сама ответить на этот вопрос, она посылает его в глобальную сеть, членами которой являются ведущие библиотекари мира. Подписка на эту службу стоит для библиотек 2000$. Единственную привилегию имеют библиотеки в школах и вузах, которые могут подписываться бесплатно.

Вообще Библиотека Конгресса доступна для любого человека, будь он американец или иностранец.

– Расскажи про вузовские библиотеки?

– Очень удивил меня регламент работы университетских библиотек. В обычные дни они работают до 3 часов ночи, а во время сессий – круглосуточно, при этом обеспечивая студентов бесплатным сопровождением до транспорта или доставкой до дома в целях безопасности.

Участвовала я в работе Американской библиотечной ассоциации, (Мортенсон центр организовывал специальные встречи в штаб-квартире Ассоциации в Чикаго), помимо этого выступала на секциях ALA (American Library Association), в Чикаго и Сакраменто. Поражали не просто интересные секции, (а их, как правило, свыше ста), но и отношение библиотекарей к своей Ассоциации. Президент ALA избирается ежегодно, он не освобожден от своей основной работы. Это помогает Ассоциации не бюрократизироваться, новый президент всегда вносит что-то новое в работу Ассоциации. И, как правило, президент и его помощники дают клятву библиотекарям страны сделать все возможное для улучшения работы библиотек и Ассоциации в целом.

Фотографии американских школ
из архива редакции

_______________

1 Вендор – организация или лицо, продающие информационные услуги.