Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Айза Алхазова

Шаги к мирной жизни

Подробности о работе клуба книголюбов бенойведенской сельской школы1

Айза Абдулгапуровна
Алхазова

зав. библиотекой
средней школы,
почетный работник образования России,
с. Беной-Ведено,
Ножай-Юртовский район,
Чеченская Республика

Вот уже четыре года у нас в школе работает клуб книголюбов, объединивший наиболее активных читателей.

Как зародился клуб? Как и в любой библиотеке у меня тоже есть активисты. Они помогают мне во всех библиотечных делах: мы готовим вместе читательские конференции, выставки, обзоры книжных новинок и праздники.

Четыре года назад в дни весенних каникул мы провели Неделю книги. В ее рамках в литературной гостиной проходил вечер, посвященный чеченскому детскому писателю Умару Гайсултанову. В библиотеке совсем не было книг этого писателя. Помогли родители. Через своих детей они передали нам на время книги У.Гайсултанова из личных библиотек. Ребята, воодушевленные поддержкой родителей, организовали читательские конференции, викторины, конкурс чтецов. Даже выпустили газету, посвященную детским писателям. На страницах газеты рассказали о творчестве С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто и У.Гайсултанова. Особое место в ней отвели участию родителей в Неделе книги. Это общее дело понравилось и родителям, и самим детям. Такого они не видели давно.

Следует отметить, что это было в 2000 году, когда во многих регионах Чечни шли боевые действия. Поэтому каждый шаг к мирной жизни одобряли и поддерживали все – он воодушевлял на многое. Помнится, как одно наше мероприятие было сорвано очередным артобстрелом (прямо с мероприятия детей увели в укрытие). Сегодня, вспоминая это, даже не верится, что мы работали в таких условиях.

После проведенной Недели многим ребятам, принимавшим самое активное участие в организации и проведении мероприятия, допоздна хотелось сидеть в библиотеке, рыться в книгах. А это объединяло. И, наконец, дружба переросла в Клуб книголюбов.

Клуб называется «Шовда» (в переводе с чеченского – «родник»). В качестве девиза ребята взяли слова: «Чтение – лучшее учение!». Придумали эмблему: на фоне раскрытой книги нарисован факел. Юные книголюбы сами написали своеобразный Устав клуба, который по сути есть лишь общеизвестные правила обращения с книгой, но не становится от этого менее важным для них.

Ребята стараются «сохранить» прочитанное. Читая книгу, они выписывают самое интересное на отдельный стандартный лист формата А4. Потом эти листы вкладываются в объемистую папку под названием «Россыпи». Листать ее очень интересно всем.

Каждый член клуба ведет читательский дневник. Его страницы разбиты на колонки: дата, автор, название книги, краткое содержание и мое отношение к прочитанному.

По примеру книголюбов многие читатели начали вести такие же дневники. В этом деле большую помощь ребятам оказывают наши учителя русского языка и литературы.

План своей работы клуб разрабатывает и утверждает в начале учебного года. Например, в этом году были запланированы такие мероприятия, как проведение бесед на разные темы и в клубе, и в классах, встреча с редактором районной газеты, праздники «День учебника» и «День знаний». Книголюбы сами готовили литературные викторины и игры.

В коридоре школы члены клуба оформили листок «Библиомания». Выглядит он просто:

Кто читает

Что читает

Может поделитьтся

На этот лист помещаются фамилии ребят и учителей, которые много читают, берут книги не только в библиотеке, но и имеют дома. Из «Библиомании» можно узнать, чем интересуются педагоги и учащиеся, кто может дать почитать книгу, которую давно ищешь. Это убеждает ребят, что читающих людей гораздо больше, чем нечитающих.

Клуб имеет и свой печатный орган – стенгазету «Библио». Она выходит раз в месяц. Здесь освещается работа клуба, печатаются творческие работы учащихся, рассказы о писателях-юбилярах.

Секция «Прометей» в клубе организована теми, кто пишет сам. На заседаниях секции дети читают и обсуждают свои произведения (стихи, рассказы, очерки). Здесь ребятам помогают учителя словесности.

Заседают члены клуба ежемесячно. В течение месяца – от заседания до заседания – руководит всей деятельностью клуба победитель ежемесячной игры «Что? Где? Когда?».

Как проходит выбор председателя?

После очередного заседания ребята играют в «Что? Где? Когда?», по принципу одноименной телеигры.
В коридоре школы на видном месте висит ящик с надписью «Почта “Что? Где? Когда?”». Ученики, их родители и учителя в течение месяца опускают в этот ящик конверты с вопросами на литературные темы. За два дня до очередного заседания клуба библиотекарь вынимает конверты из ящика… После заседания проводится игра. Руководит заседанием тот, кто был весь месяц председателем клуба. Библиотекарь – ведущий игры. Призы для победителей приобретаются за счет спонсоров.

Вопросы бывают сложные и интересные. Например, такие:

«Уважаемые знатоки, кто автор этого отрывка?

Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.

Какой водопад он описывает? Где этот водопад находится?» (Ответ: Отрывок взят из оды Г.Державина «Водопад». Приведенные строки –поэтическое описание водопада Кивач на реке Суне.)

или:

«Уважаемые знатоки, назовите самое короткое из произведений Тургенева, состоящее всего из трех фраз?» (Ответ: Самое короткое произведение И.С.Тургенева – стихотворение в прозе «Русский язык». Всем памятна первая фраза: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Кто вспомнит произведение полностью?)

После игры «Что? Где? Когда?» разыгрывается «Слабое звено», чтобы выявить литературного знатока очередного месяца, который будет руководителем на этом этапе работы клуба. Игра проводится в 15 раундов, в каждом из которых ведущий (библиотекарь), задает 10 вопросов участникам. Неответивший на заданный вопрос сразу выбывает из игры. Таким образом выявляется победитель – сильное звено. Проводится супер-игра. Ее победитель получает приз (дополнительно к призам игры «Что? Где? Когда?»), фотографируется для стенда «Лучшие читатели школы», заносится в «Книгу интеллектуалов Беной-Веденской средней школы». В случае поражения на супер-игре все призы передаются в фонд Клуба.

Привожу вопросы одного раунда «Слабого звена».

1. Где в «Записках охотника» описывается кораблекрушение? (В главе «Льгов»)

2. Какую русскую песню поет Яшка-Турок в рассказе «Певцы»? («Не одна во поле дороженька пролегала...»).

3. Эпиграфом к какому произведению служит пословица: «Береги честь смолоду»? (К повести «Капитанская дочка» Пушкина.)

4. «Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Чья эта характеристика и кем она дана? (Это авторская характеристика Хлестакова из комедии Гоголя «Ревизор».)

5. Кого в XVIII в. называли недорослями? (Сыновей дворян, не достигших 15 лет.)

6. У какого русского писателя названия трех произведений начинаются на букву «О»? (У И.А.Гончарова: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история».)

7. Как звали арапа Петра Великого? (Ибрагим Ганнибал.)

8. Какой знаменитый русский драматург погиб на дипломатическом посту? (А.С.Грибоедов.)

9. Назовите одноименное произведение у трех русских классиков. («Кавказский пленник» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого.)

10. Под каким псевдонимом издавал Пушкин свои повести? (В 1831 г. Пушкин выпустил свою первую прозаическую книгу под следующим заглавием: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».)

_____________

1 Первая публикация Айзы Алхазовой об этом клубе была в «БШ» №24–2003, с. 49.