Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Елена Макарова

Замена на службе
у школьной библиотеки

Елена Ивановна Макарова
заведующая библиотекой
школы № 1302
Москва

Если нет возможности изменить что-то нежелательное, то почему бы не попытаться увидеть в нем то положительное, что можно использовать себе на благо? Замены в школьной жизни есть и будут всегда. С этим не поспоришь. Караул уже кричали (см. «БШ» № 6–2002, с. 13), повторяться неинтересно. Попробуем поставить их себе на службу. Здесь на помощь придет подшивка «БШ», методика развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), а также опыт коллег-бибшкольниц.

Вариант первый – «Школьная библиотека глазами читателей»

Когда меня в очередной раз завуч поймала на входе в школу и «обрадовала», что в 8-м классе учитель литературы неожиданно заболел, посоветовав провести «ну что-нибудь ваше – библиотечное», я вспомнила опыт «Школы самоопределения» А.Н.Тубельского и лекции Н.В.Богуславской о детских социальных проектах, о которых узнала на Бибшколе второго созыва. Они предлагают привлекать учащихся разных возрастов к решению реальных проблем школы. Но сначала надо попробовать самой. Почему бы, например, не узнать мнение ребят о нашей школьной библиотеке, какой они хотят ее видеть, что для них значат понятия «книга» и «компьютер». Да мало ли что еще можно у них спросить. Для библиотеки подобная информация важна. Она раскроет читательское мнение о многих проблемах. В школе Тубельского вообще планируют привлечь ребят для разработки и претворения в жизнь проекта по созданию школьной медиатеки.

Вот я и решила поспрашивать своих учащихся на очередной замене в 8, а потом и в 9 и 7-м классах. Дети сначала с удивлением, потом с интересом стали работать. Им же объяснили, что школе очень важно знать их мнение, а отвечать можно анонимно на любом листочке. И пошли вопросы. Сначала устные – для разминки, затем письменные – с обдумыванием ответа. А знать я хотела многое. Например, как ребята считают, зачем школе библиотека? Что бы ученики хотели в ней усовершенствовать? Какие «плюсы» есть у книги, а какие – у компьютера? Зачем нужен компьютер в библиотеке, и что вообще она значит для ребят? Что бы они посоветовали прочитать своему другу, родителю, библиотекарю? Вот сколько вопросов набралось.

Анализ ответов продемонстрировал, примерную, конечно, но все же картину на тему «Место школьной библиотеки в современной школе». Ребята к моей просьбе отнеслись ответственно. Глядишь, и план работы на ближайшее время можно откорректировать и конкретизировать его в соответствии с пожеланиями родных читателей. Ответы детей были разными. В целом – серьезные. Вот что получилось.

Рассуждая о плюсах и минусах, подростки решили, что у книги есть следующие положительные черты: удобна, компактна, долговечна, не требует подключения к электросети, сохраняет здоровье, относительно дешевая. Компьютер зато быстрее ищет и выдает информацию, может ее копировать, хранить и передавать. В нем есть игры, музыка, фильмы, можно даже друзей искать. Здесь, конечно, мнения разделились. Один решительно заявил: «Компьютер – дурацкая вещь. От него молодежь тупеет». Другой был более терпим, написав: «Компьютер и книга – сочетание лучших качеств». Кроме того ребята считают, что компьютер в школьной библиотеке дает большие возможности для пользователя, т.к. резко увеличивается объем информации, ее новизна, возможность копирования, сокращаются сроки поиска (слова-то какие наши детки знают! Просто дух захватывает от их технических «заворотов»). И опять мнения разделились. Большинство считает, что с помощью машины «проще искать информацию», меньшинство утверждает, что «проще работать с книгой». Наверное, дело здесь в личных пристрастиях, навыках и возможностях пользования компьютером.

На вопрос, чего не хватает нашей библиотеке, ребята охотно перечислили: компьютеров для читателей с выходом в Интернет и принтером, количества экземпляров книг, места в читальном зале, второго библиотекаря и т.д. А также хорошо бы, «чтобы завезли оборудование получше». Кто бы возражал! Думаю, мнение детей и библиотекарей здесь совпадает полностью.

Читать ответы на вопрос «Что для вас значит школьная библиотека?» было приятно. Дети ответили так: школьная библиотека – «это то, без чего не обойдется ни одна школа», это «самое мое любимое место. Там тихо, уютно, никто не орет», «это удобно и не занимает много времени», «это место, где можно узнать обо всем на свете», «здесь можно проводить свободное время».

Рассказы ребят о том, что они сами любят почитать и советуют другим, приоткрыл внутренний мир юного поколения. Оказывается наши подростки помимо «забойных» молодежных журналов увлекаются П.Коэльо и рекомендуют его читать абсолютно всем. Кроме «все о ПК», они читают произведения Шекспира, Беляева, Перумова. В одном ряду у них стоят «Собачье сердце» и «Джейн Эйр», «Бедная Лиза» и «Любовь к жизни». Родителям и учителям наши чада советуют читать молодежную прессу, чтобы быть «в курсе», и книги по психологии общения с детьми, чтобы находить общий язык с подрастающим поколением (отличный совет! Нам стоит прислушаться). Школьному библиотекарю ребята предлагают познакомиться с журналами «Cool» и «Bravo». Но им все же кажется, что «она и так много читает».

Вот такие забавные и серьезные, вдумчивые и курьезные ответы были получены на «заменах». В результате дети задумались о месте и роли библиотеки в школьной жизни. И хотя прозвучало мнение – «Мне не нравится читать, потому что это нудно и скучно» – все же общий настрой подростковой аудитории к библиотеке и книге весьма положительный, а предложения что-то изменить носят конструктивный характер. Взгляд со стороны учащихся оказался довольно объективным, серьезным и конкретным. Думается, с подобной информацией можно вести разговор на педсовете, отстаивать интересы библиотеки, планировать свою работу.

Вариант второй – чтение с увлечением

Когда идешь на замены в 5–7-е классы, на помощь приходят своеобразные «громкие чтения» небольших по объему произведений. Но не просто чтение, а такое, которому учили на Бибшколе – с остановками и вопросами на опережение о том, о чем пойдет речь в произведении дальше. Для пробы взяла рассказ Роалда Даля «Волшебный палец» – как раз для пятиклассников и по объему, и по содержанию.

События происходят в английской глубинке, где живет главная героиня – девочка (ровесница моих слушателей) с волшебным пальцем. И если ее кто-то обидит или разозлит, то она направляет свой палец на обидчика, и происходят самые невероятные вещи. Например, вредная учительница превращается на глазах у изумленного класса в кошку, а семья соседей-охотников в полном составе становится стаей диких уток, которых накануне они же пытались подстрелить.

Детей этот веселый, с массой приключений и превращений рассказ увлек. Они сидели тихо-тихо, хотя был полный классный «боекомплект» – более тридцати человек, и слушали внимательно. Интересно ведь, как там дело развернется. А я, вредина такая, взяла и остановилась на самом увлекательном месте. Сделала паузу (потом повторяла это, примерно, через каждые два абзаца). Да еще коварный вопрос задала – как вы думаете, что дальше будет? Но дети с охотой откликнулись и стали фантазировать, а потом с интересом следили за развитием событий в рассказе. Им было весело угадывать дальнейший ход повествования.

Но оказалось, что мне и этого мало. Я хотела знать больше. Например, что в данном произведении реального, а что волшебного, фантастического? Каковы, по мнению ребят, главные герои, что в них хорошего и плохого? Кому бы они посоветовали почитать этот рассказ? Обсуждая действующих лиц, мои пятиклассники сделали неожиданно серьезные выводы. Крохотная ученица Люся решительно заявила, что главная героиня – девочка веселая, но не сдержанная, непредсказуемая, и из-за этого происходят всякие невероятные волшебства. Ей надо учиться владеть собой. Коме того, класс решил, что этот рассказ стоит прочитать всем взрослым, чтобы перестать губить живую пока еще природу и ее обитателей.

Так, читая с остановками и подробно все обсуждая, мы провели целый урок.

Вариант третий –
«Физкультурный бибкружок»,
или Зимние посиделки

Зимой, как водится, детишки то болеют, то выздоравливают, и по этому поводу на физкультуру не ходят. А идут в школьную библиотеку – «пересидеть» и с друзьями пообщаться, реже – уроки поделать. Если учеников больше трех, то общение сразу же становится бурным, а когда приходят еще, то просить их помочь библиотеке бесполезно, т.к. помещение маленькое, развернуться негде, а из них энтузиазм «плещет». Такого понаделают!.. В этом году «физкультурников» из 7-го класса все больше. Читальный зал крохотный. Общение – на полную катушку. Что-то срочно надо было придумывать. Но подшивка «БШ» и опыт родных бибшкольниц пропасть не дадут. Вспомнила наши «Круглые столы» по обмену опытом на «Втором созыве», О.Н.Степанькову с ее кружком вдумчивого чтения и решила организовать что-то подобное для моих «физкультурников». И им полезно, и мне интересно. Опять же – все при деле будут, заодно опробуем новые формы методики РКМЧП.

И когда детишки решили в очередной раз в библиотеке отдохнуть два урока, я к ним сразу с предложением поговорить и пообщаться. Им, конечно, деваться некуда. Нехотя, но сдвинули стулья, расселись за большим библиотечным столом… А предложила я им для начала познакомиться (как мы это делали на Бибшколах). И пошло знакомство по кругу. Сначала ребята удивлялись (себе в первую очередь!) и немного стеснялись, а потом потихоньку втянулись и расслабились.

Итак, меня зовут Елена Ивановна, больше всего я люблю читать… Меня зовут Дима. Я люблю читать фэнтези и играть на компе… Меня зовут Зарема. Я не люблю читать, люблю слушать музыку и танцевать…

И так далее. Затем сразу же – предложение обсудить, что каждый из присутствующих любит или не любит читать, и почему. Договорились сразу: высказывать только свое личное мнение (не на оценку ведь) и не перебивать выступающего. Ребятам все странным казалось поначалу, но все же хочется поговорить – и о себе любимом в том числе. Так постепенно обсудили наши книжные пристрастия, достоинства и недостатки книжных и электронных носителей информации (по подобию описанного выше). Незаметно пробежал один урок. На втором я предложила нашему коллективу поиграть в интеллектуальную игру. В ответ – растерянность, но уже с заинтересованностью – что еще она выдумала. Ничего, думаю про себя, я вас сейчас еще удивлю, и задаю вопрос – что такое этюд, где мне найти объяснение этому слову. Отвечали ребятки активно, ссылались сразу на энциклопедии и словари (не зря, значит, библиотечные уроки проводились). Сразу же с полки доставали перечисленные издания и работали парами в поисках нужного слова. Затем рассказывали (а не зачитывали) все, что узнали из справочной литературы,
и то, что вспомнили из собственной жизни. Оказывается, один в музыкальной школе этюды играет, другой шахматные этюды разыгрывает, третий увлекается рисованием и знает
о живописном этюде. Я же предложила – литературный (синквейн), о котором узнала на Библиотечной школе. (Вариант его с успехом демонстрировала Н.Маршева на Втором Московском педагогическом марафоне, теперь пришла пора самой попробовать.)

Решили взять существительное. Нам захотелось слово «февраль», т.к. именно он и стоял на дворе. Затем я предложила детям перечислить все известные им прилагательные, которые подходят к февралю. Как всегда, сначала с трудом, потом все живее и активнее, ребята начали перечислять прилагательные. Записали огромный столбец слов. Из него надо было выбрать два самых-самых. Отвечали по очереди и по кругу, чтобы не обидно было. Коллективно принимали окончательное решение. В трудных случаях даже тянули жребий, но прилагательные выбрали. Затем стали называть глаголы, которые имеют отношение к слову «февраль» и из них отбирать три самых ярких и точных. Здесь дело уже пошло веселее. Дети сориентировались, играли охотно. Следующее задание – назвать фразу на «февральскую» тему. Подумали, помечтали и выдали с легкостью. Опять-таки отобрали одну, но лучшую на коллективный взгляд. А затем все отобранное записали на листе бумаги (лучше, конечно, на доске, но ее в библиотеке нет) в определенном порядке, столбиком:

одно существительное
два прилагательных
три глагола
одна фраза
заключительное слово

Но у нас получилось так:

Февраль
зимний серый
скучать спать таять
Ждать лета больше нету сил

И сразу же был объявлен конкурс на лучшее прочтение нашего совместного произведения. И получилось стихотворение в прозе, и читали его с душой и с выражением. Лучшим аплодировали. Положительных эмоций у всех была масса. И сразу же поступило предложение еще что-нибудь такое же сделать. Например, со словом «любовь», ведь весна скоро. Кто бы возражал.

На прощание одна девочка заметила, что в этот раз они провели время с пользой. А я подумала, что с обоюдной пользой. Ведь сегодня мы узнавали друг друга заново. Для них было откровением душевное общение со строгой «библиотечной тетей», и я узнавала своих семиклашек заново. Изменилось наше отношение друг к другу. Оказывается, я их совсем другими представляла и соответственно книги не те советовала. Выяснилось, что Таня увлекается В.Гюго, читает его «Отверженных», Анечка на самом деле любит размышлять и выдает весьма серьезные суждения, а Саша прекрасно читает стихи в прозе. И когда их «физкультурный досуг» направлен в нужное русло, они прекрасно рассуждают, хорошо формулируют свои мысли, которых масса, только слушай и давай выговориться.

И хотя я ничего не спрашивала у моих «физкультурников», думаю, занятие им понравилось. Они сразу же предложили продолжить наши встречи. Мне это только на руку. В запасе еще много чего есть. Можно вдумчиво или с опережением читать, как на Бибшколе учили. Например, по журналу «Детское чтение для сердца и разума». Можно сделать библиотечную эмблему, как И.Ключко рассказывала. Можно тематические кластеры составлять, как А.Фонтанова учила. Заодно название нашим «посиделкам» придумаем. Дел масса. Только успевай. Тем более в арсенале методики РКМЧП имеется огромное количество интересных идей, которые хотелось бы попробовать на практике. Договорились встретиться опять на следующей физкультурной паре здесь же, в библиотеке.

А когда эта заметка была почти готова, я получила третий номер «БШ», там на 50-й странице слова: «…любая неординарная ситуация дает повод к появлению и развитию новых идей». Добавить к этому нечего. Можно только констатировать факт – мы с вами одной крови. Будем дальше работать и придумывать, как еще использовать такие замены с большой пользой для школьной библиотеки и ребят.

Замена – это оказывается очень здорово.