Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Ольга Мирер

Филипок приглашает

Помните рассказ Елены Ивановой об орловской музейной педагогике, напечатанный некоторое время назад? Вот и еще один материал о похожем опыте. А если вы не живете в Москве и не можете привести детей в музей Л.Толстого? Тогда – он тем более для вас. Вы и сами можете это сделать в содружестве с учителями, сотрудниками местного музея, да и просто с ребятами. Ведь какое удовольствие – искать всем вместе те же игры, рассказы о жизни и быте в старые времена, примерять их на себя…

Это было вчера. В последний день детства, снежной зимой.

…Старинная усадьба. Сугробы. Признания на снегу, занесенные метелью… Московский двор, в котором прогуливался или катался на коньках граф Толстой…

Десятый класс, оставивший на снегу свои признания… Наташа Ростова и недочитанная «Война и мир». И «Воскресение», написанное здесь, в Хамовниках.

Хамовники – странное московское слово. Как пишется – то… а, ну да, проверочное – «хам». Что это за хамы тут жили? Да полотнишко так называлось еще в XII веке – от финского «hame» – юбка.

Недалеко от Крымского брода находилась дворцовая хамовная (ткацкая) слобода. Хамовник – это ткач. Здесь в конце XVI века поселили людей этой земной профессии из-под Твери. И появилась слобода хамовников, и церковь «что в Хамовниках», и казармы, и фабрика. А еще пивоваренный завод и парфюмерная фабрика. Среди всех этих земных реалий – дух Льва Толстого, поселившегося здесь в 1882 году.

Усадьба в Хамовниках – крошечная Ясная Поляна в Москве. Но мир Льва Толстого раскинулся на огромном пространстве в нашем городе. Вот Пречистенка. Дом Лопухиных – музей Л.Толстого. Усадебный двор, памятник в глубине двора и много-много всякой информации у ворот (о философских чтениях в том числе). А еще проводятся удивительные детские программы. И выброшенные из школьных программ «Филипок» и «Кавказский пленник» оживают в музейных программах и костюмированных действах, участниками которых становятся экскурсанты.

«Учимся, играя», «творим вместе» – на этих принципах толстовской педагогики построены занятия в музее. Дети наряжаются в костюмы героев, разыгрывают сценки, обсуждают волнующие их проблемы. Волшебство переодевания для школьника 1-5-го классов – это способ погружения в сложный культурологический материал. И исторический контекст. Переодевание – действо, оно дает физическое ощущение, чувство приобщения к сюжету. Вспомните, все мы в детстве любили переодеваться, обнаружив в шкафу некие странные одежды.

То, что делают в музее Л.Толстого экскурсоводы (научные работники) – не совсем экскурсия. Это интерактивное занятие. За полтора часа ребенок там проживает активную жизненную ситуацию – начиная от того, что выбирает себе костюм, а значит героя, и заканчивая тем, что получает право написать свое имя перьевой ручкой. Это, оказывается, очень интересно. Абонементы на циклы таких занятий пользуются огромным спросом у родителей и учителей. Но спрос этот продиктован выбором детей.

… И становится нянюшкин сундук источником информации – не виртуальный, а реальный сундук, который можно потрогать руками. И звучат одно за другим семейные предания о вещах и их владельцах. Перелистываются страницы семейного альбома, и путешествие в мир детства Льва Толстого завораживает, как изучение собственных семейных альбомов. Интерес к яснополянской школе оказывается почему-то одинаково сильным и у перваков, и у шестиклассников. Филипок приглашает в свой наивный, чистый сказочный мир. Изучаются здесь игры и забавы в дворянской семье. Например, игра в фанты. А также проводятся выпускные вечера для начальных классов. «Позвольте пригласить на бал», История танца от полонеза до котильона», светский этикет – ему отводится отдельное занятие. И наконец сам бал в усадьбе Лопухиных. Жизнь дворянской семьи помогают понять занятия, посвященные повести «Детство». Четвероклассники погружаются в атмосферу дворянской семьи, становятся участниками событий повести.

А изучая персонажей «Кавказского пленника» маленькие экскурсанты узнают жизнь народов Кавказа, постигая тем самым исторический фон нравственного конфликта толстовского текста. Здесь названа только часть тематических занятий.

Не могу не сказать еще об одном абонементе: «Город чудный, город древний». Признаться, сама, будучи москвоведом, отнеслась к нему поначалу скептически. Ну зачем рассказывать о башнях Кремля, когда их можно воочию изучить? Но игра есть игра. И, уже оказавшись на таком занятии, я просто привела потом детей к Кремлю, где они сами все четко обозначили. После занятия в музее Толстого! Там экскурсовод Наталия Ермакова представила вместе с детьми из школы № 1311 живые картины истории. Угро-финны, вятичи, Юрий Долгорукий и все прочие персонажи нашей истории строили свои диалоги, жили в «своем времени», работали, боролись со стихией, занимались промыслами, мирились. Даже кремлевские башни (в роли башен были тоже дети), взявшись за руки водили хоровод.

Это было вчера, на Пречистенке у Лопухиных давали бал. В Хамовниках 10-й класс оставил свои признания. Пройдет совсем немного времени и покажется, что не было ничего слаще, ничего теплее, чем этот прошлогодний снег…

Фото автора