Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 11 (119) · 1–15 июня 2004 года

Редактор Ольга Козлова

Подробности

Рисунок Елены СуховерховойОльга Козлова

Наши документы: положение вещей

Выступление
на педагогическом марафоне

Название выступления мы сформулировали ненаучно: «Нормативные документы: положение вещей». По целому ряду обстоятельств о наших документах можно говорить только в таком объяснительно-разъяснительном ракурсе. Прежде чем оценивать значимость для школьных библиотек решения Коллегии, обозначим факторы, которые заставляют скептически отнестись к развитию нормотворческой деятельности для нашего типа библиотек.

Первый и главный: административная реформа. Слияние Министерства образования с Министерством науки усугубит и без того неважную ситуацию со школьным образованием. И это не только наши предположения. Масштаб нового объединенного министерства смущает, например, руководителя московского департамента образования Любовь Петровну Кезину. «Такое слияние плохо отразится на среднем общем образовании. Скорее всего, вузы и наука задавят школу». (//Коммерсант – 2004. – № 42. – С.3) Школьное образование в целом будет стеснено, а уж, школьные библиотеки – тем более.

Известно, что структура нового Министерства образования и науки будет состоять из собственно Министерства, федеральных служб и федеральных агентств (по науке и образованию). В связи с этим рождаются сомнения относительно того, что решения Коллегии будут выполнены. Основная часть работы относится к Департаменту общего и дошкольного образования. Куда и в каком составе войдет этот департамент, и останется ли в новой структуре специалист, курирующий школьные библиотеки? Кто, собственно, будет выполнять решение Коллегии? Вопросы, на которые пока нет ответа.

Вторым существенным фактором является падение исполнительской дисциплины в отрасли. Министерство издает приказы, рассылает в регионы методические рекомендации и информационные письма. Регионы выборочно, частично что-то исполняют, а в большинстве случаев – не исполняют. Причина, как правило, одна – отсутствие финансовой поддержки и механизмов реализации распоряжений Министерства. Отсюда вопрос: будет ли это очередное решение Коллегии хоть как-то восприниматься в регионах? Ведь важнейший для библиотекарей пункт решения «Принимать меры по социальной защите и поддержке библиотекарей общеобразовательных учреждений» предписывается к выполнению органам управления образованием субъектов Российской Федерации. Примут ли к сведению в регионах «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения»?

Третьим фактором необходимо назвать утрату школьными библиотеками главного методического центра, каковым худо-бедно был научно-методический отдел библиотеки им. К.Д.Ушинского.

Потеря влияния таких отделов на работу школьных библиотек началась с началом перестройки, когда подверглось сомнению существование вообще методической службы. Численность методистов неуклонно и вполне сознательно сокращалась. Профессиональная насыщенность труда методиста, огромная ответственность и отсутствие каких-либо стимулов привели к дефициту кадров. В результате: в решении Коллегии Министерства по проблемам библиотек нет упоминания и распоряжений относительно библиотеки им. К.Д.Ушинского, несмотря на то, что намечена серия работ, требующая профессиональных, библиотечных знаний.

Из решения Коллегии видно, что центр тяжести одного из направлений методической работы, а именно системы повышения квалификации, перемещается в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования. Планируется разработать программу и осуществить переподготовку специалистов. В системе повышения квалификации главным является вопрос соотношения общекультурной, педагогической и библиотечной информации, необходимой по сути работы методистам и библиотекарям, а также обучение новым информационным технологиям.

На базе АПКРО при наличии профессиональной команды и дополнительного финансирования можно было бы наладить не только планомерную систему повышения квалификации, но и обеспечить выпуск методических изданий для библиотечных работников: материалов из опыта работы, лекционных курсов и т.д.

Четвертый фактор – фактор доверия к правительству – можно было бы и не упоминать, если бы сие напрямую не коснулось школьных библиотекарей. Имеется в виду принародное обещание министра Владимира Михайловича Филиппова перед лицом Людмилы Александровны Путиной о введении должности педагог-библиотекарь. И отсутствие в решении коллегии каких-либо намеков на начало работы в этом направлении.

Можно много говорить о разном толковании и понимании отдельных пунктов решения Коллегии, но позволю себе посмотреть на него глазами рядового библиотекаря. А он, мне думается, увидел там только декларативность и изображение чиновничьей деятельности. Каких-либо телодвижений, направленных на улучшение своей конкретной жизни школьный библиотекарь там не нашел.

Фото Владимира Строковского

Вопросы в кулуарах Марафона. О.В.Козлова – справа

Теперь поговорим о наших документах.

Решением Коллегии школьные библиотекари обрели только один документ: «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» в весьма подчищенном и усеченном по сравнению с проектом виде.

В справке Министерства, представленной Коллегии, имеется указание на то, что работа по созданию нормативной правовой документации будет продолжена. Необходимо подготовить пакет документов, куда должны войти:

«– примерные должностные инструкции работников библиотек общеобразовательных учреждений;

рекомендательные нормативы обеспечения обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений документами на традиционных и электронных носителях;

рекомендательные нормативы материально-технического обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений и др.»

Создание проекта «Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения» имело целью показать педагогической общественности максимальные возможности развития школьной библиотеки при условии включения ее на равных в педагогическое сообщество. В результате чиновничьих трудов получилось: возможности библиотеки представлены в полном объеме, а за равноправием зайдете после дождичка в четверг и сухую пятницу.

Надежды получить «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» приказом Министерства образования не оправдались. Централизованного влияния сверху на администрации школ этот документ оказать не может. Статус «Положения…» – рекомендательный. Вся конкретика остается для решений на уровне школы. Локальным актом, имеющим юридическую силу, положение станет после его утверждения конкретным директором общеобразовательного учреждения.

По этой причине говорить о наличии настоящего документа не приходится.

Пункт второй решения Коллегии гласит: «Разработать и направить в органы управления образованием субъектов РФ примерные должностные инструкции работников библиотек общеобразовательных учреждений и другие рекомендации по организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений». Должностные инструкции есть, обкатаны временем и прошли экспертизу КРУ. Однако, чтобы они шли действительно в комплекте с «Примерным положением…» их необходимо модернизировать в свете информатизации образования. А по-настоящему, коль скоро не убрали пункт о возможности введения различных должностей (главный библиотекарь, главный библиограф, заведующий сектором, медиаспециалист) необходимо разработать весь спектр этих инструкций. Сложным будет в этой работе разграничение должностных обязанностей. В Министерстве культуры разработаны должностные инструкции, однако их необходимо переработать с учетом особенностей работы в школе и документов Минобразования РФ. Дело непростое. Предписано выполнить Департаменту общего образования.

В сложившейся ситуации резко возрастает роль:

а) общественных объединений школьных библиотекарей в виде секций и ассоциаций;

б) профессиональных средств массовой информации: газеты и журнала, как консолидирующих центров, притягивающих к себе наиболее активную, прогрессивную часть школьного библиотечного сообщества.

Работники Министерства образования уверяют, что довести проблему до Коллегии – это уже немалая победа. Если вспомнить, чего это стоило тому же отделу учебного книгоиздания, библиотек и метиатек и сколько раз все откладывалось, то – немало. Но на наш взгляд, победа хороша результативностью.

А в нашей ситуации приходится констатировать: усилия пятилетней работы по упрочению позиций школьного библиотекаря на педагогической почве пока не дали ощутимых результатов.

Пекла, кажись, пирожки, а вышли покрышки на горшки.

Русская народная пословица