Редактор Ольга Козлова
Подробности
Ольга
Козлова
Наши документы: положение вещей
Выступление
на педагогическом марафоне
Название выступления мы
сформулировали ненаучно: «Нормативные
документы: положение вещей». По целому ряду
обстоятельств о наших документах можно говорить
только в таком объяснительно-разъяснительном
ракурсе. Прежде чем оценивать значимость для
школьных библиотек решения Коллегии, обозначим
факторы, которые заставляют скептически
отнестись к развитию нормотворческой
деятельности для нашего типа библиотек.
Первый и главный: административная
реформа. Слияние Министерства образования с
Министерством науки усугубит и без того неважную
ситуацию со школьным образованием. И это не
только наши предположения. Масштаб нового
объединенного министерства смущает, например,
руководителя московского департамента
образования Любовь Петровну Кезину. «Такое
слияние плохо отразится на среднем общем
образовании. Скорее всего, вузы и наука задавят
школу». (//Коммерсант – 2004. – № 42. – С.3) Школьное
образование в целом будет стеснено, а уж,
школьные библиотеки – тем более.
Известно, что структура нового
Министерства образования и науки будет состоять
из собственно Министерства, федеральных служб и
федеральных агентств (по науке и образованию). В
связи с этим рождаются сомнения относительно
того, что решения Коллегии будут выполнены.
Основная часть работы относится к Департаменту
общего и дошкольного образования. Куда и в каком
составе войдет этот департамент, и останется ли в
новой структуре специалист, курирующий школьные
библиотеки? Кто, собственно, будет выполнять
решение Коллегии? Вопросы, на которые пока нет
ответа.
Вторым существенным фактором
является падение исполнительской дисциплины в
отрасли. Министерство издает приказы, рассылает
в регионы методические рекомендации и
информационные письма. Регионы выборочно,
частично что-то исполняют, а в большинстве
случаев – не исполняют. Причина, как правило,
одна – отсутствие финансовой поддержки и
механизмов реализации распоряжений
Министерства. Отсюда вопрос: будет ли это
очередное решение Коллегии хоть как-то
восприниматься в регионах? Ведь важнейший для
библиотекарей пункт решения «Принимать меры по
социальной защите и поддержке библиотекарей
общеобразовательных учреждений» предписывается
к выполнению органам управления образованием
субъектов Российской Федерации. Примут ли к
сведению в регионах «Примерное положение о
библиотеке общеобразовательного учреждения»?
Третьим фактором необходимо
назвать утрату школьными библиотеками главного
методического центра, каковым худо-бедно был
научно-методический отдел библиотеки им.
К.Д.Ушинского.
Потеря влияния таких отделов на работу
школьных библиотек началась с началом
перестройки, когда подверглось сомнению
существование вообще методической службы.
Численность методистов неуклонно и вполне
сознательно сокращалась. Профессиональная
насыщенность труда методиста, огромная
ответственность и отсутствие каких-либо
стимулов привели к дефициту кадров. В результате:
в решении Коллегии Министерства по проблемам
библиотек нет упоминания и распоряжений
относительно библиотеки им. К.Д.Ушинского,
несмотря на то, что намечена серия работ,
требующая профессиональных, библиотечных
знаний.
Из решения Коллегии видно, что центр
тяжести одного из направлений методической
работы, а именно системы повышения квалификации,
перемещается в Академию повышения квалификации
и переподготовки работников образования.
Планируется разработать программу и осуществить
переподготовку специалистов. В системе
повышения квалификации главным является вопрос соотношения
общекультурной, педагогической и библиотечной
информации, необходимой по сути работы
методистам и библиотекарям, а также обучение
новым информационным технологиям.
На базе АПКРО при наличии
профессиональной команды и дополнительного
финансирования можно было бы наладить не
только планомерную систему повышения
квалификации, но и обеспечить выпуск
методических изданий для библиотечных
работников: материалов из опыта работы,
лекционных курсов и т.д.
Четвертый фактор – фактор доверия
к правительству – можно было бы и не упоминать,
если бы сие напрямую не коснулось школьных
библиотекарей. Имеется в виду принародное
обещание министра Владимира Михайловича
Филиппова перед лицом Людмилы Александровны
Путиной о введении должности
педагог-библиотекарь. И отсутствие в решении
коллегии каких-либо намеков на начало работы в
этом направлении.
Можно много говорить о разном
толковании и понимании отдельных пунктов
решения Коллегии, но позволю себе посмотреть на
него глазами рядового библиотекаря. А он, мне
думается, увидел там только декларативность и
изображение чиновничьей деятельности.
Каких-либо телодвижений, направленных на
улучшение своей конкретной жизни школьный
библиотекарь там не нашел.
Вопросы в кулуарах Марафона.
О.В.Козлова – справа
Теперь поговорим о наших документах.
Решением Коллегии школьные
библиотекари обрели только один документ:
«Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения» в весьма
подчищенном и усеченном по сравнению с проектом
виде.
В справке Министерства,
представленной Коллегии, имеется указание на то,
что работа по созданию нормативной правовой
документации будет продолжена. Необходимо
подготовить пакет документов, куда должны войти:
«– примерные должностные инструкции
работников библиотек общеобразовательных
учреждений;
– рекомендательные нормативы
обеспечения обучающихся и педагогических
работников общеобразовательных учреждений
документами на традиционных и электронных
носителях;
– рекомендательные нормативы
материально-технического обеспечения библиотек
общеобразовательных учреждений и др.»
Создание проекта «Примерного
положения о библиотеке общеобразовательного
учреждения» имело целью показать педагогической
общественности максимальные возможности
развития школьной библиотеки при условии
включения ее на равных в педагогическое
сообщество. В результате чиновничьих трудов
получилось: возможности библиотеки представлены
в полном объеме, а за равноправием зайдете после
дождичка в четверг и сухую пятницу.
Надежды получить «Примерное положение
о библиотеке общеобразовательного учреждения»
приказом Министерства образования не
оправдались. Централизованного влияния сверху
на администрации школ этот документ оказать не
может. Статус «Положения…» – рекомендательный.
Вся конкретика остается для решений на уровне
школы. Локальным актом, имеющим юридическую силу,
положение станет после его утверждения
конкретным директором общеобразовательного
учреждения.
По этой причине говорить о наличии
настоящего документа не приходится.
Пункт второй решения Коллегии гласит:
«Разработать и направить в органы управления
образованием субъектов РФ примерные должностные
инструкции работников библиотек
общеобразовательных учреждений и другие
рекомендации по организации деятельности
библиотек общеобразовательных учреждений».
Должностные инструкции есть, обкатаны временем и
прошли экспертизу КРУ. Однако, чтобы они шли
действительно в комплекте с «Примерным
положением…» их необходимо модернизировать в
свете информатизации образования. А
по-настоящему, коль скоро не убрали пункт о
возможности введения различных должностей
(главный библиотекарь, главный библиограф,
заведующий сектором, медиаспециалист)
необходимо разработать весь спектр этих
инструкций. Сложным будет в этой работе разграничение
должностных обязанностей. В Министерстве
культуры разработаны должностные инструкции,
однако их необходимо переработать с учетом
особенностей работы в школе и документов
Минобразования РФ. Дело непростое. Предписано
выполнить Департаменту общего образования.
В сложившейся ситуации резко
возрастает роль:
а) общественных объединений
школьных библиотекарей в виде секций и
ассоциаций;
б) профессиональных средств массовой
информации: газеты и журнала, как
консолидирующих центров, притягивающих к себе
наиболее активную, прогрессивную часть
школьного библиотечного сообщества.
Работники Министерства образования
уверяют, что довести проблему до Коллегии – это
уже немалая победа. Если вспомнить, чего это
стоило тому же отделу учебного книгоиздания,
библиотек и метиатек и сколько раз все
откладывалось, то – немало. Но на наш взгляд,
победа хороша результативностью.
А в нашей ситуации приходится констатировать:
усилия пятилетней работы по упрочению позиций
школьного библиотекаря на педагогической почве
пока не дали ощутимых результатов.
Пекла, кажись, пирожки, а вышли
покрышки на горшки. Русская
народная пословица |
|