Болевая
точка
Галина Смельчакова
Нам нужен методист!
Галина Александровна
Смельчакова
зав. библиотекой ИМЦ
Устьянского УО
Архангельской области |
Хочется вернуться к этой проблеме…
Хотя, как мне кажется, она известна всем и уже
набила оскомину, но до сих пор пробуксовывает на
стадии проговаривания. Как говорится, воз и ныне
там. Проблема эта в том, что в районных
информационных методических центрах должен быть
не только специалист по учебным фондам, но и
методист по содержанию работы школьной
библиотеки. И это должен быть специалист с
библиотечным образованием.
Ведь чаще всего в школьных библиотеках
в силу специфики и огромного объема работы
«зависают» именно библиотековедческие и
библиографические вопросы, именно они за
недостатком времени чаще всего откладываются
«на потом».
Взяться за перо заставили итоги
анкетирования школьных библиотекарей,
проведенного на заключительном совещании РМО.
Цель его – посмотреть еще раз и взвесить, какая
конкретная помощь в первую очередь требуется
школьным библиотекам района от Информационного
методического центра Устьянского УО и методиста
по библиотечным фондам в следующем учебном году.
С тем, чтобы помощь была наиболее действенной.
Ведь
результат деятельности методиста зависит от
того, насколько хорошо организована работа в
каждом образовательном учреждении. Важно не
только обеспечение учебного процесса учебниками
и учебно-методической литературой. Это лишь
часть работы, в которой библиотекари на
сегодняшний момент неплохо разбираются сами. Это
моя точка зрения.
Самое главное – скрупулезная
постоянная методическая помощь библиотечным
работникам школ. Или, может быть, это проблема
только глубинки? Но ведь такой глубинкой
является вся Россия, исключая Москву, Питер и еще
несколько крупных центральных городов. Очень
бы хотелось знать мнение коллег.
Мы – обычный район Архангельской
области. На 10,7 тыс. кв. км работает 49 школ: 14
средних, 15 основных, 20 начальных. Статистика
такова: из 29 библиотекарей имеют специальное
библиотечное образование только 5. В основном
работники со средним и реже высшим
педагогическим образованием. 55 % библиотекарей
имеют стаж работы более 5 лет. И для них, и для
вновь прибывающих самыми трудными являются
вопросы именно библиотечные.
Хорошего добротного каталога нет,
пожалуй, ни в одной библиотеке. Все они или в
стадии создания, или недооформлены. Или вовсе
отсутствуют. Это и понятно, и объяснимо. Только 7
человек работает на полную ставку. В сельских
школах работают на полставки или просто имеют
доплату.
Работы в школьной библиотеке, как
говорится, «выше крыши». Бедные библиотекари
просто не успевают вести каталоги. Да порой и не
знают, как это делать. Крайне необходима курсовая
переподготовка. Они могут и хотят учиться. Но
выезжать в Архангельск на курсы – нет средств ни
у ИМЦ, ни у библиотекарей. Проблема давно назрела,
и учить надо всех, а не единичных работников.
Анкетирование показало, что 85%
библиотекарей, из числа опрошенных, нуждаются в
помощи именно в оформлении систематической
картотеки статей, создании и редактировании
каталогов, знакомстве с изменениями в
составлении библиографической записи. Очень
много неясного с переоценкой книжных фондов и
проведением их проверки.
Запросили на следующий учебный год
выездные курсы по теме «Ведение СБА библиотеки.
Методика составления библиографической записи.
Переоценка книжных фондов школьной библиотеки»
для чтения лекций и проведения практических
занятий непосредственно в районе. Состоятся ли
они – большой вопрос.
А ведь действенную помощь по
совершенствованию определенных технологических
навыков мог бы оказать именно методист по
библиотекам. Вовремя приехать, научить, показать,
как это делается, проконтролировать и спросить
работу.
Очень хочется знать, есть ли подобная
проблема в других районах нашей необъятной
Родины, и какой выход находят коллеги. Как
решается вопрос с введением должности «методист
по работе школьных библиотек» и решается ли он
вообще? |