Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 11 (119) · 1–15 июня 2004 года

Болевая точка

Галина Смельчакова

Нам нужен методист!

Галина Александровна
Смельчакова

зав. библиотекой ИМЦ
Устьянского УО
Архангельской области

Хочется вернуться к этой проблеме… Хотя, как мне кажется, она известна всем и уже набила оскомину, но до сих пор пробуксовывает на стадии проговаривания. Как говорится, воз и ныне там. Проблема эта в том, что в районных информационных методических центрах должен быть не только специалист по учебным фондам, но и методист по содержанию работы школьной библиотеки. И это должен быть специалист с библиотечным образованием.

Ведь чаще всего в школьных библиотеках в силу специфики и огромного объема работы «зависают» именно библиотековедческие и библиографические вопросы, именно они за недостатком времени чаще всего откладываются «на потом».

Взяться за перо заставили итоги анкетирования школьных библиотекарей, проведенного на заключительном совещании РМО. Цель его – посмотреть еще раз и взвесить, какая конкретная помощь в первую очередь требуется школьным библиотекам района от Информационного методического центра Устьянского УО и методиста по библиотечным фондам в следующем учебном году. С тем, чтобы помощь была наиболее действенной.

Рисунок Елены СуховерховойВедь результат деятельности методиста зависит от того, насколько хорошо организована работа в каждом образовательном учреждении. Важно не только обеспечение учебного процесса учебниками и учебно-методической литературой. Это лишь часть работы, в которой библиотекари на сегодняшний момент неплохо разбираются сами. Это моя точка зрения.

Самое главное – скрупулезная постоянная методическая помощь библиотечным работникам школ. Или, может быть, это проблема только глубинки? Но ведь такой глубинкой является вся Россия, исключая Москву, Питер и еще несколько крупных центральных городов. Очень бы хотелось знать мнение коллег.

Мы – обычный район Архангельской области. На 10,7 тыс. кв. км работает 49 школ: 14 средних, 15 основных, 20 начальных. Статистика такова: из 29 библиотекарей имеют специальное библиотечное образование только 5. В основном работники со средним и реже высшим педагогическим образованием. 55 % библиотекарей имеют стаж работы более 5 лет. И для них, и для вновь прибывающих самыми трудными являются вопросы именно библиотечные.

Хорошего добротного каталога нет, пожалуй, ни в одной библиотеке. Все они или в стадии создания, или недооформлены. Или вовсе отсутствуют. Это и понятно, и объяснимо. Только 7 человек работает на полную ставку. В сельских школах работают на полставки или просто имеют доплату.

Работы в школьной библиотеке, как говорится, «выше крыши». Бедные библиотекари просто не успевают вести каталоги. Да порой и не знают, как это делать. Крайне необходима курсовая переподготовка. Они могут и хотят учиться. Но выезжать в Архангельск на курсы – нет средств ни у ИМЦ, ни у библиотекарей. Проблема давно назрела, и учить надо всех, а не единичных работников.

Анкетирование показало, что 85% библиотекарей, из числа опрошенных, нуждаются в помощи именно в оформлении систематической картотеки статей, создании и редактировании каталогов, знакомстве с изменениями в составлении библиографической записи. Очень много неясного с переоценкой книжных фондов и проведением их проверки.

Запросили на следующий учебный год выездные курсы по теме «Ведение СБА библиотеки. Методика составления библиографической записи. Переоценка книжных фондов школьной библиотеки» для чтения лекций и проведения практических занятий непосредственно в районе. Состоятся ли они – большой вопрос.

А ведь действенную помощь по совершенствованию определенных технологических навыков мог бы оказать именно методист по библиотекам. Вовремя приехать, научить, показать, как это делается, проконтролировать и спросить работу.

Очень хочется знать, есть ли подобная проблема в других районах нашей необъятной Родины, и какой выход находят коллеги. Как решается вопрос с введением должности «методист по работе школьных библиотек» и решается ли он вообще?