Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 05 (17) · Вкладка в «БШ» № 11 (119) · 1–15 июня 2004 года

С миру по нитке

Галина Кобозева

Каневское десятилетие: итоги и перспективы

Организация работы отдела централизованного
комплектования школьных библиотек

 Галина Михайловна Кобозева
зав. отделом
централизованного комплектования
школьных библиотек
Каневского управления образования

Краснодарский край

Десять лет назад, в феврале 1994 г., при районном методическом кабинете в ст. Каневской Краснодарского края был открыт экспериментальный отдел централизованного комплектования и обработки литературы для школьных библиотек. Главными его задачами стали научно-обоснованное комплектование библиотек всех типов образовательных учреждений района с учетом их профиля и методическая помощь школьным библиотекарям с целью совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания учителей, учащихся и их родителей.

Каневской район – один из самых больших районов Кубани. В нем проживает около 100 тыс. человек и обучается около 15 тыс. детей, работает 20 средних общеобразовательных школ, 8 основных, 7 начальных, лицей, гимназия, прогимназия, 2 спортивные школы, межшкольный учебный комбинат, центр детского творчества, 25 учреждений дошкольного образования. Отдаленность некоторых учреждений от районного центра составляет 70 км. Поэтому создание отдела предполагало также и решение вопроса доставки литературы в отдаленные школы района.

Выделение трех дополнительных штатных единиц для работников отдела комплектования решалось на уровне главы района. Сначала была введена должность заведующего отделом, затем еще 2 единицы – старший библиотекарь и библиотекарь. Через три года в связи с производственной необходимостью эти ставки были переименованы: заведующая отделом – методист-комплектатор, старший библиотекарь – методист-библиограф, библиотекарь – библиотекарь автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС). В таком виде они существуют до сегодняшнего дня. Поскольку отдел находится в информационном методическом центре (бывшем РМК), здесь же работает методист по библиотечным фондам и библиотекарь районного информационно-методического центра (РИМЦ). Начиная с 2000 г. к отделу присоединилась созданная на базе фильмотеки видеотека, в штате которой заведующая,
2 методиста, видеоинженер, зав. складом, оператор ЭВМ. Таким образом, на исполнение информационной части работы методического центра отведено 11 штатных единиц.

Несколько цифр. Помещение, которое занимает отдел комплектования школьных библиотек и видеотека, имеет две большие комнаты: в одной находится склад, куда поступают все новинки, в другой – библиотека, видеофонд, читальный зал, компьютерная зона. Техническое оснащение на сегодняшний день состоит из 4 компьютеров (2 старых и 2 новых), 2 копировальных аппаратов, 2 видеомагнитофонов, телевизора, магнитофона, телефона, эпипроектора. Библиотечный фонд состоит из 3500 экз. книг, выписывается 157 названий периодики, видеофонд включает 1296 фильмоназваний, аудиокассет – 68, компакт-дисков около 30. Начиная с июля 2003 г. налажен выход в Интернет.

Финансирование комплектования школьных библиотек района осуществляется в основном за счет средств краевого департамента образования и науки, а также из местного бюджета. Конечно, у нас, как и в других районах очень большие трудности с финансированием, но тем не менее, фонды библиотек района ежегодно обновляются на 5–10%.

Все новые поступления проходят в отделе библиотечно-библиографическую обработку. На каждой книге обязательно ставится штамп отдела, ее стоимость, библиотечно-библиографический классификационный индекс. Разумеется, в отделе ведется картотека текущего комплектования, где имеется информация о всех поступающих книгах: когда, в каком количестве они получены и в какую школу переданы. Это помогает более рациональному использованию фондов. Все издания передаются в школьную библиотеку с двумя каталожными карточкам – для алфавитного и систематического каталогов. Централизованная обработка освобождает школьных библиотекарей от лишних трудностей и дает дополнительное время для работы с фондами и читателями.

Наш отдел работает напрямую с издательствами. Например, долгое время мы сотрудничали с издательствами «Новая школа» и «Детская литература», «Титул», «Русское слово», «Вентана-Граф». Очень тесная связь налажена с региональным представительством издательства «Просвещение», краснодарским ОИПЦ «Перспективы образования». Начиная с 1996 г. при отделе работает выставка-продажа новинок учебной и методической литературы. Учителя, учащиеся и их родители, приходя в информационный центр, имеют возможность не только познакомиться с новыми изданиями, но и заказать и приобрести все необходимое по ценам намного ниже рыночных.

Работа отдела ведется по плану, который составляется на год и включает в себя следующие направления:

– изучение информационных потребностей работников образовательных учреждений, учащихся и родителей;

– комплектование образовательных учреждений района учебной, методической, программной, справочной, художественной литературой;

– информационно-библиографическая деятельность;

– работа по автоматизации библиотечных процессов;

– организационно-методическая деятельность;

– повышение квалификации библиотекарей школ.

Должностные обязанности между сотрудниками распределены следующим образом.

Методист-комплектатор: собирает заказы на учебные и другие издания, отправляет сводные заказы в вышестоящие инстанции, контролирует их выполнение, получает и распределяет поступления литературы по школам района, осуществляет общее руководство отделом.

Методист-библиограф: производит библиотечно-библиографическую обработку всех поступлений, печатает библиографическое описание на каталожных карточках для школьных библиотек, ведет систематическую картотеку статей, картотеку текущего комплектования, картотеку учебников и учебных пособий и тематические картотеки, отвечающие потребностям районного информационного методического центра и образовательных учреждений района, осуществляет информационно-библиографическую работу, контролирует состояние каталогов и картотек в школьных библиотеках.

Библиотекарь АИБС: оформляет на компьютере накладные, реестры, сводные заказы, методические рекомендации к семинарам библиотекарей.

Методист по библиотечным фондам: осуществляет контроль за исполнением школьными библиотеками нормативных документов и инструкций, консультирует школьных библиотекарей по вопросам библиотечного обслуживания читателей.

Библиотекарь РИМЦ: отвечает за работу с читателями своей библиотеки, ведет систематический и алфавитный каталог на фонд своей библиотеки, краеведческую картотеку статей.

Вся работа между сотрудниками идет в тесном взаимодействии. За время работы отдела в информационно-методическом центре создан алфавитный и систематический каталоги на весь фонд библиотеки центра, ведется строгий учет всех поступлений и распределения книг, учебников по картотеке текущего комплектования, созданы картотеки сценариев, заказов на книги, краеведческая, систематическая картотека статей, картотека учебников и учебных пособий, тематические картотеки: «Социальная защита детей», «Недетские игры: вредные привычки и зависимости», «Школа толерантности», «Попечительский совет школы – общественная форма управления». К семинарам учителей-предметников, которые проводит методический центр, мы регулярно готовим рекомендательные библиографические списки литературы по теме семинара, оформляем выставки книг, делаем обзоры новых поступлений. Эффективно работают постоянные книжные выставки «Учебные издательства предлагают», «Новые учебно-методические комплекты», «Сигнальные экземпляры», «Администратору школ», «Учителю начальных классов», «Классному руководителю», «Педагогу дополнительного образования», «Новости педагогической периодики», «Регионоведение», «Библиотекарю-профессионалу» и другие.

С присоединением видеотеки к отделу комплектования появились такие формы работы как проведение обзора литературы с рассказом о видеофильмах и видеопрограммах по определенному предмету и демонстрацией фрагментов фильмов, видеосъемка проводимых мероприятий, подготовка видеосюжетов для показа на местном телевидении. В перспективе на базе отдела комплектования и видеотеки мы видим создание районного библиотечного медиацентра.

В целом, анализируя деятельность работы отдела комплектования школьных библиотек, можно сделать следующие выводы:

– имея такой отдел, Каневской район на протяжении ряда лет не испытывает трудностей в книгоснабжении и книгообеспечении образовательных учреждений;

– бюджетные средства на приобретение литературы используются рационально и целенаправленно с учетом специфики и профиля школы;

– образовательные учреждения получают литературу, прошедшую библиотечно-библиографическую обработку, что значительно облегчает труд школьного библиотекаря и экономит его время;

– работники образовательных учреждений района информированы о новых изданиях, новых направлениях развития образования, имеют возможность не только познакомиться с ними, но и приобрести.

Таким образом, в условиях сельской местности благодаря централизованному комплектованию не только повышается роль школьной библиотеки как информационного ресурса школы, но и поднимается престиж профессии школьного библиотекаря, без которого невозможно квалифицированно работать учителю и эффективно обучаться ученику.